Диссертация (1173743), страница 61
Текст из файла (страница 61)
// ПСЗРИ. Т. VII.№ 4451. С. 233–241.640Морской пошлинный регламент или устав, 31 марта 1731 г. // ПСЗРИ. Т. VIII. № 5733.С. 409–446.296Опираясь на эти кодифицированные акты, а также должностныеинструкцийгавенмейстера,досмотрщика,пакгаузногоинспектора641попытаемся реконструировать процесс морского таможенного оформления,который проходил в несколько этапов.Первый, предварительный, проходил еще до прибытия в порт. Корабльприставал к берегу, где располагался специальный оформительский пункт –толгоуз (похожую роль по Новоторговому уставу исполняли шанцы – прим.авт.), где подавался особый оформительский документ – роспись товарам (с1731 г. – коносамент). Здесь же на корабль поднимались гавенмейстер,досмотрщики и солдаты, проверявшие состояние груза.
С начала 1730-х гг.на этапе предварительного оформления дополнительно опечатывались всегрузовые трюмы корабля. После завершения предварительного оформлениябольшинство служителей таможни покидало корабль, за исключениемодного солдата и одного досмотрщика, которые находились на корабле доего прибытия в основной порт642. Целью их пребывания было не допуститьнесанкционированную разгрузку корабля.
Роль толгоуза для кораблей,прибывавших в порт Санкт-Петербург, выполняла Кронштадтская малаятаможня643.Есликапитанкорабляпыталсяминоватьтолгоузилипрепятствовал посадке досмотрщика, на него налагался штраф в размере 50ефимков. В особо тяжелых случаях была предусмотрена возможностьконфискации судна-нарушителя.Если корабль имел большую осадку и была опасность, что приприбытии в основной порт он сядет на мель, часть товаров спускалась в641РГАДА.
Ф. 19 (разряд XIX). Оп. 1. Д. 241. Л. 21–26 об.; Ф. 397. Д. 543. Л. 11–12, 20.О запрещении входить на прибывающие в Кронштадт купеческие корабли прежде,нежели будет поставлен от таможни досмотрщик: указ Правительствующего Сената от 16ноября 1739 г. // ПСЗРИ. Т. X. № 7949. С. 955–956.643О предписании ставить на приходящие корабли караул от Кронштадтской портовойтаможни впредь до построения таможенной яхты: указ Правительствующего Сената от 29августа 1733 г.
// ПСЗРИ. Т. IX. № 6471. С. 194.642297малые грузовые суда-лихтеры, груз каждого из которых оформлялсяотдельно644.Второй этап оформления начинался после прибытия корабль в порт.Шкипер (капитан) обязан был расположить судно в том месте, которое емуукажет гавенмейстер портовой таможни, который выполнял функциираспорядителя разгрузки и погрузки (определял место для причала,очередность оформления, следил за порядком и чистотой в порту).
Именногавенмейстер при прибытии корабля первым поднимался на борт и сверялналичие печатей с указанными в реестре и проверял их исправность.После прибытия в порт и вплоть до производства оформления членамэкипажа запрещалось спускаться с корабля и производить погрузку иразгрузку товаров. В основном порту таможенники сверяли сведения изросписи товаров (коносамента) с фактически предъявленными товарами.Если находились неупомянутые товары, они подлежали конфискации. Особопредписывалось перетряхивать и перепроверять малоценные товары, так каксреди них зачастую скрывались ценные и особо ценные. Все «утаенные»товары подлежали конфискации. Разгрузка производилась только в светлоевремя суток, все, что спускалось ночью, также подлежало конфискации.Явленные товары на третьем этапе оформления складировались натаможенные склады – пакгаузы, где находились вплоть до полной оплатыпошлин.
Помещение товаров на хранение и вынос их из пакгаузасопровождалсяопределеннымипроцедурами.Втомслучае,еслисобственник товара в течение полугода не уплачивал таможенные пошлины,часть товара могла быть реализована государством, и, после взыскания суммв счет таможенных пошлин и сбора за хранение товара, оставшиеся средстваи товары передавались собственнику645.644Устав о лихтерах или выгрузных судах и о расправе по делам, касающимся до нагрузкии выгрузки товаров: указ Высокого Сената от 17 июня 1727 г.
// ПСЗРИ. Т. VII. № 5102. С.810–816.645РГИА. Ф. 138. Оп. 6. Д. 27. Л. 296; РГАДА. Ф. 397. Д. 543. Л. 11–12, 20.298Помимо купеческих партий товаров, изначально предназначенных дляпродажи, допускалось привозить мелочный товар для розничной торговличленам экипажа – «корабельщикам, штурманам и матросам». Для нихпериодически вводились ограничения либо послабления в определенииколичества и стоимости максимально допустимого ввоза товара646. В любомслучае товары членов экипажа также подлежали явке в таможне и оплатепошлин.За состояние перевозимого груза, а также действия экипажа отвечалкапитан (корабельщик, шкипер). Если было неясно, кому принадлежали«неявленные» товары, а также если члены экипажа нарушали правилапровоза товаров либо поведения в порту, то во всех этих случаяхответственность налагалась на капитана.Проведение процедур морского таможенного оформления былидостаточно обременительны для моряков и купцов, могли вызыватьконфликтные ситуации.
В силу этого во всех должностных инструкцияхдосмотрщиков, сопровождавших груз до прибытия в основной порт,содержался запрет есть и пить на корабле, чтобы не утратить ясностьсознания. Кроме того, ст. 35 Морского торгового регламента и устава 1724 г.дополнительно предписывала: «Таможенных служителей при отправлениидела непристойными словами не поносить и побоями не оскорблять».Дальнейшее развитие в Российской империи получила и нормативнаярегламентация процедур хранения. Склады портовых таможен в новыхусловиях стали называться пакгаузами, а склады пограничных таможенсохранили традиционное наименование амбара.В штаты крупных таможен были введены должности пакгаузного(амбарного) инспектора и пакгаузного (амбарного) контролера.
Инспектор646Об уменьшении беспошлинного привоза мелочных товаров корабельщиками,штурманами и матросами к портам Санкт-Петербургскому, Нарвскому, Выборгскому,Архангелогородскому, Кольскому: Высочайше утвержденный доклад Коммерц-комиссииот 20 апреля 1732 г. // ПСЗРИ.
Т. VIII. № 6029. С. 758–760; О дозволении продажи скораблей шкиперских и матросских товаров по указам императора Петра I и Морскомупошлинному регламенту: указ Правительствующего Сената от 10 сентября 1746 г. //ПСЗРИ. Т. XII. № 9331. С. 603–606.299отвечал за функционирование склада и хранение товаров, а такжеорганизовывал работу рядовых служителей. Контролер осуществлял надзорза законностью и соблюдением процедур. Таможенный склад имел два замка,они открывались и закрывались инспектором и контролером совместно, адверь запечатывалась на ночь647.В последующий период шло дальнейшее усложнение внутреннейорганизации пакгаузов и увеличение числа их служителей.
В правлениеимператрицы Елизаветы Петровны в 1744 г. в дополнение к инспектору иконтролеру была введена должность унтер-инспектора, потому что посуществующему обороту торговли «усмотреть за всем в пакгаузахневозможно»648. Позже, в штатном расписании 1754 г. Санкт-Петербургскойпортовой таможни появилась должность «пакгаузных досмотрщиков»,которых на тот момент было 13649, а в 1776 г. их стало 22650.В новых условиях изменилась роль таможенного склада – он теперьбыл не только и не столько местом безопасного хранения товара, сколькоместом,вкоторомпроизводилосьтаможенноеобложение,причемориентированное на ввозной товар. Предписывалось товары разныхсобственников хранить отдельно друг от друга.
Таможня должна былаобеспечить надлежащую охрану склада, было налажено круглосуточноедежурство отставных вольнонаемных солдат. Если же обнаруживаласьпропажатоваров, надлежало проводить расследование,и,еслинепредставлялось возможности вернуть пропажу, недостача возмещалась изсумм таможенных пошлин (что видно из расследования по делу о пропажеанглийских сукон из пакгауза Санкт-Петербургской портовой таможни 1724г.)651.647Из инструкции контролеру 1746 г. // РГАДА. Ф. 19 (разряд XIX).
Оп. 1. Д. 241. Л. 28.Об определении при Санкт-Петербургских пакгаузах унтер-инспекторов с жалованьем:высочайше утвержденный доклад Коммерц-коллегии от 16 января 1744 г. // ПСЗРИ. Т.XII. № 8859. С. 9–10.649РГАДА. Ф. 397. Оп. 1. Д. 546. Л. 15.650Там же. Д. 556. Лл. 56–58.651РГИА. Ф. 138. Оп. 6. Д.
2. Л. 5–9.648300При выдаче товаров со склада его количество сверялось с заявленным вдекларации.Вслучаенеобходимоститоварперемеривалсяиперевешивался652. Товар, отпущенный со склада, должен был иметьсоответствующие документ – «пропускной ярлык», типовой образец этогодокумента – «формуляр» – сохранился в делопроизводстве СанктПетербургской портовой таможни653.В 1736 г. был продлен предельный срок хранения ввезенного товара натаможенном складе, теперь он составлял три месяца для портящихся товарови до шести месяцев для товаров с неограниченным сроком хранения654.Однако бесплатно товары с неоплаченной ввозной пошлиной моглисодержаться в амбаре (пакгаузе) только две недели, а затем за хранениеначинали взыскиваться амбарные деньги за каждый день хранения.
Если втечение установленного срока расчет не производился, товар поступал вканцелярию конфискации для участия в аукционных торгах, из вырученныхсумм взыскивались пошлина и амбарные деньги, а оставшиеся средстваотдавались собственнику товара655.Однако сроки не всегда выдерживались.
Сохранился рапорт экераСанкт-Петербургской портовой таможни Антона Демблера, отвечавшего затаможенную оценку ввезенных спиртных напитков, от 20 марта 1756 г. отом, что вина хранились на складе с нарушением сроков (вместо полугодаболее двух лет), в связи с износом обручей на бочках вино подтекало ипортилось.
Для решения этой проблемы экер предложил передать винокупцам под реализацию, оставив часть товара в залог656. Однако такойпорядок введен не был и служители продолжали действовать по старойсхеме.652РГИА. Ф. 138. Оп. 6. Д. 27. Л. 296.Там же. Д. 1. Л.