Диссертация (1173743), страница 30
Текст из файла (страница 30)
во Пскове новых головах для таможенного сбора и опрочих по оному распоряжениях: Царская грамота Псковским воеводам князю Хилкову иНаумову от 25 августа 1623 г. // ААЭ. Т. 3. № 143. С. 203–206.276О сборе пошлин на Торговой стороне в государевой опричнине: таможеннаяновгородская грамота от 17 марта 1571 г. // ААЭ. Т. 1. № 282. С. 320.277Гость – представитель одной из привилегированных купеческих корпораций. Вотличие от остальных торговцев, гости в большей степени были ориентированы навнешнюю торговлю, а также торговлю крупными оптовыми партиями товаров.278Шемякин А.И. История таможенного дела в России и Ярославский край. С.
79.145злоупотребления,вчастности,сговорыцеловальниковсместнымкупечеством. Так, в 1623 г. в Псков в качестве таможенных голов таможни икабацкого двора от Новгородской чети были направлены «муромцыпосадские люди Макарий Веневетинов да Савва Дубенский». Так как новыетаможенные головы в Пскове были иногородними, местной администрациипредписывалось «дворы таможенному и кабацкому головам дати добрые,близко таможни, гостиного и денежного дворов и кабаков, чтоб им, будучи встоянье у нашего дела, в дворовом стояньи нужи не было»279.Таможенные головы контролировали деятельность целовальников,однако могли быть привлечены к ответственности за недобор пошлиннаравне с ними.Как уже упоминалось, наиболее важные таможни возглавляли непростые купцы, а представители элиты купеческого сословия – гости,которые отличались от остального посадского населения не только объемамиторговли, но и образом жизни.
По сведениям В.Б. Перхавко, в Московскомгосударстве существовала практика приглашения гостей на парадные обедык патриарху и царю (в частности, в период правления царя МихаилаРоманова и патриарха Филарета)280.Именно поэтому, если в какой-то момент конкретную таможнювозглавлял представитель корпорации гостей, в официальных документах онфигурировал именно как гость, а не как таможенный голова. Ст. 1Новоторгового устава (1667 г.) прямо закрепляла правило назначения гостейна высшие должности таможенных служителей в Архангельской таможне –«на Двине у Архангельского города в таможне быти на ярманке гостю сотоварищи», причем, как следует из контекста ст. 8, гость являлся279О назначенных на 7132 (1623) г. во Пскове новых головах для таможенного сбора и опрочих по оному распоряжениях: Царская грамота Псковским воеводам князю Хилкову иНаумову от 25 августа 1623 г.
// ААЭ. Т. 3. № 143. С. 203, 205.280Перхавко В.Б. История русского купечества. М., 2008. С. 190.146представителем московского купечества281. Большую таможню в Москветакже традиционно возглавлял гость282.На основе доступных ему источников Б.Н. Флоря сделал вывод, чтобольшинствотаможенныхголов-иногородцевбылипредставителямипривилегированных купеческих корпораций Москвы – гостей, гостинойсотни, сурожан: «Нельзя считать случайным, что, вероятно, довольнозначительнаягруппатаможенныхголовпринадлежалакверхушкестоличного купечества.
Это были представители того же социального слоя,которые в первой половине XVI в. сотрудничали с правительством привзятии откупов… Предоставленные гостям и членам других купеческихорганизаций особые права и привилегии, выделявшие их из остальногопосадского населения страны, были связаны с необходимостью нестиопределенную «службы» в пользу государства, причем едва ли не главной изних была как раз служба в финансовом аппарате»283.Вместе с тем, на менее значимых торгах таможенными головамистановились представители местного купечества, а иногда служилые и дажепростые посадские люди. В.Н.
Глазьев отмечает, что в Воронежской таможнев 1640–1670-е годы таможенными головами были «сыны боярские», что, поего мнению, объяснялось слабостью местного посада284. Таким образом,социальная принадлежность голов и целовальников зависела от многихфакторов – объема товарооборота, близости к традиционным торговымцентрам, времени основания конкретного населенного пункта, социальногосостава населения города и близлежащих территорий и т.п.Как уже упоминалось, верная служба в таможнях была серьезнымиспытанием не только потому, что таможенники осуществляли своиобязанности безвозмездно, не ведя в период службы свой собственный281Новоторговый устав, принят 22 апреля 1667 г.
// ПСЗРИ. Т. I. № 408. C. 679.О сборе в Московской Большой таможне пошлин: наказ гостю Сергею Лабазному от 29августа 1698 г. // ПСЗРИ. Т. III. № 1641. С. 459.283Флоря Б.Н. Сбор торговых пошлин и посадское население в русском государстве(конец XV – начало XVII в.) // Исторические записки. Вып. 118. С. 344.284Глазьев В.Н. Таможенные и кабацкие головы Воронежа в XVII в. // Торговля,купечество и таможенное дело в России в XVI–XVIII вв. СПб., 2001. С. 246.282147промысел, но и потому, что верные таможенники были материальноответственны за сбор пошлин – «недобор таможенных пошлин, что у нихперед прежними годы в недоборе будет, велит государь на них же взятьвдвое»285.
Грамота, выданная спустя сто лет после цитированной, проводитту же мысль: «А таможенным головам и целовальникам впредь таможенныепошлины велеть сбирать перед настоящими годами с прибылью, чтоб втаможенных сборах великого государя казне было многое пополнение… Адворы их и животы и промыслы взяты будут в платеж недобранныхтаможенных денег»286. В случае отсутствия у верных таможенниковнеобходимых средств, к ним применялась болезненная процедура правежа,известнаясовременмонголо-татар:поставленногонаправежнесостоятельного должника в течение одного месяца ежедневно били палкойпо икрам ног.
Такая перспектива, безусловно, пугала верных таможенников,почему постоянной практикой было негласное завышение таможенныхплатежей. Фактически, само государство своей жесткой репрессивнойполитикой толкало их на злоупотребления.По мнению И.Д. Беляева, исследователя традиций самоуправления вроссийской общественной жизни, «выборные только ждали себе разорения,царской опалы и отнятия имущества на государя в случае недоборов; апосему не столько заботились о выгодах избравшего их общества, сколько отом, чтобы самим не попасть в беду и не лишиться собственногоимущества»287.В 1653–1667 гг. проходила таможенная реформа царя АлексеяМихайловича, в ходе которой было унифицировано таможенное обложение впределахвсегогосударства,созданаединаясистемамер,начатоуничтожение откупов.
Подготовка таможенной реформы по времени совпала285О сборе пошлин на Торговой стороне в государевой опричнине: таможеннаяновгородская грамота от 17 марта 1571 г. // ААЭ. Т. 1. № 282. С. 325.286О взыскании таможенных недоборов на головах и целовальниках, об избрании к темсборам людей добрых, о награждении оных за прибыль казне жалованьем, и о наказаниивоеводами голов и приказных людей за взятки: Именной указ с боярским приговором от28 февраля 1677 г. // ПСЗРИ. Т.
II. № 679. С. 90–92.287Беляев И. Д. Судьба земщины и имперского начала на Руси. М., 2008. С. 126.148с принятием Соборного уложения 1649 г., поэтому законодательные актывремен реформы и пореформенного периода были разработаны накачественно более высоком уровне.Именной указ 1673 года288 впервые допускал недобор таможенныхсборов по сравнению с плановыми цифрами. Правда, в таком случаепроводилось расследование причин – проверялось отсутствие «воровства»(присвоения казенных сумм), «хитрости» (занижения по согласованию ссобственником товара его таможенной стоимости для уменьшения размерапошлин), «поноровки» (нарушения в интересах купцов правил ведениятаможенных книг и сроков хранения товаров), «нерадения» (неисполненияилинекачественногоисполненияобязанностей)289.Повсемэтимподозрениям предписывалось «сыски сыскивать накрепко, а кто доведетсяпытке, пытати».
Если в процессе разбирательства вины таможенников необнаруживалось, недобор пошлин на них не взыскивался.Из этого видно, насколько тяжелым бременем для посадских людей икупечества являлось привлечение на верную таможенную службу. Малотого, что они не имели возможности во время службы вести свои промыслы,так дополнительно могли лишиться всего или части имущества. Вобеспечении служебной дисциплины преобладало жесткое принуждение,постоянная угроза репрессии со стороны государства, а в перспективе иугроза божественного гнева – «клятвопреступники в аду раскаленныесковородки лижут».Правда в пореформенный период впервые была сделана попыткаввести элемент поощрения для добросовестных служителей при «приборе»пошлин (перевыполнении плановой суммы), создать и позитивный стимул кдобросовестному исполнению обязанностей – отличившихся таможенных288О невзыскании на головах, целовальниках и мирских людях кабацких и таможенныхнедоимок: Именной указ с боярским приговором от 7 августа 1673 г.
// ПСЗРИ. Т. I.№ 555. С. 942–943.289Раздорский, А.И. «Воровство», «хитрость» и «нерадение» при сборе таможенных икабацких доходов в XVII в. (на примере службы Курских, Белгородских, Вяземских иМожайских голов и целовальников) // Русь, Россия. Средневековье и Новое время. 2015.№ 4. С. 428–435.149служителей начали жаловать царскими подарками. Г.К. Котошихин писал:«А который человек гость и торговый человек, будучи в головстве в таможнеи у иных сборов в котором году год перед годом казны соберет больше, и имза ту службу от царя бывает похвала, и бывает им жалованье, по кубку илипо ковшу серебряному, да по сукну, да по камке; а товарищам ихцеловальникам по ковшу же серебряному, да по сукну и по тафте, смотря поприбыли и человеку»290.А.И.
Шемякин приводит текст памяти постельничему Г.И. Головкину опожаловании ярославскому таможенному голове Степану Куимову «заприбор таможенных пошлин» в 1689 г. «государского жалованья камкикармазину десять аршин»291.Некоторые из царских подарков можно увидеть и сегодня – нередкотаможенному голове вручался серебряный, а иногда и позолоченный ковш снаградной гравировкой. Например, в Оружейной палате Московского Кремляхранятся серебряные ковши, пожалованные гостю Ивану Гурьеву за службу вМосковской таможне в 1676 г., члену Гостиной сотни Филату Хлебникову заприбыль при сборе кабацких и таможенных денег в Перми, Соликамске иЧердыни в 1698 г. На этих ковшах выгравированы соответствующиенадписи292.ОружейнойВколлекциипалатеГосударственногосохранилосьсвышеисторическоготридцатитакихмузеяиковшей,выдававшихся в 1680–1690-е годы293.