Диссертация (1173743), страница 27
Текст из файла (страница 27)
в день памяти святых царяКонстантина и Елены (в июне)235. В дальнейшем в большинстве случаевсумма должна была быть внесена единовременно.Вопросы внутренней организации и практической деятельностиоткупных таможен уставные грамоты еще не регламентировали, но быласделана попытка официально закрепить размеры пошлин, взимавшихся сразличных видов товаров.
Откупщики должны были собирать таможенныепошлины в соответствии с закрепленными в грамоте нормативами.Важным источником пополнения дохода являлись штрафные пошлины– заповеди, которые были высокими и взыскивались в равных долях в пользугосударства и откупщика. Например, при продаже коня минуя таможню, т.е.без уплаты специальной пошлины – «пятна», с виновного взыскиваласьштрафная пошлина – «пропятенье». При стоимости коня в один рубль пятносоставляло деньгу (0,5 коп.), а пропятенье устанавливалось в два рубля, одиниз которых шел в пользу откупщиков, второй – в пользу Великого князя. Принесанкционированной торговле любым товаром, минуя официальные торги,наказывались оба участника сделки – и продавец, и покупатель: с каждого изних взыскивалось по два рубля, один шел в пользу князя, другой – в пользуоткупщиков236.Уставные таможенные грамоты конца XV – первой половины XVII в.,принимавшиесядляоткупныхтаможен,носилитерриториально-ориентированный характер: они регламентировали сборы на отдельныхторгах и действовали в пределах них.
На наиболее крупных торгахпрактиковалась и более частная дифференциация – здесь допускалась235236Белозерская таможенная грамота от 21 мая 1497 г. // ААЭ. Т. 1. № 134. С. 99.Там же. С. 100.132передача на откуп не всего торга в целом, а лишь отдельных пошлин, чтоспециально оговаривалось в условиях237.Откупщикамимоглибытькакфизическиелица,чащевсегопредставители верхушки купечества, так и их организации – купеческие идуховные корпорации.Среди духовных корпораций, бравших таможенные сборы на откуп,подавляющее большинство составляли монастыри, которые являлисьактивными хозяйствующими субъектами в Средневековье238.
Сохранилсяцелый ряд уставных таможенных грамот XVI–XVII вв., свидетельствовавшихо том, насколько часто выступали в роли таможенных откупщиковмонастыри. Например, по таможенной Весьегонской грамоте Симоновумонастырю, расположенному в Бежецком Верхе Городецкого уезда,предоставлялось право сбора таможенных пошлин на еженедельном торге вВеси Егонской239. Похожую привилегию получили в 1602 г.
КириллоБелозерский монастырь в отношении торга на Волочке Словинском240,Песношский монастырь в 1621 г. в отношении торга в селе Рогачеве241,Бежецкий Антониев монастырь в 1641 г. в отношении торга в с. Холм242.Этот перечень можно продолжать.Монастыри находились в более привилегированном положении,нежели остальные откупщики: они получали торг в бессрочное владение и237Так, например, в Новгороде Великом в период с 1571 по 1587 г. принималисьотдельные таможенные грамоты по передаче на откуп таможенной, полавочной,поворотной, весчей, померной и покоречной пошлин, причем отдельно для Торговой иСофийской сторон Новгорода, и даже отдельно для торга у церкви Иоанна на Опоках.238Подробней об этом см.: Каштанов С.М.
Торговля и таможенный иммунитет духовныхкорпораций России XVI в. (по жалованным и уставным грамотам) // Торговля, купечествои таможенное дело в России в XVI–XVIII вв. СПб., 2001. С. 7–9.239Уставная Весьегонская таможенная грамота от 4 августа 1563 г. // ААЭ.
Т. 1. № 263. С.291–296.240Об учреждении торга в селе Кирилло-Белозерского монастыря на Словинском Волочкес представлением права собирать там пошлины в монастырскую казну: Уставная грамотаот 25 июля 1602 г. // ААЭ. Т. 2. № 21. С. 71–72.241О взымании пошлин в селе Рогачеве: Таможенная грамота от 1 марта 1621 г.
// ААЭ. Т.3. № 117. С. 161–164.242О сборе пошлин в селе Холму в пользу Бежецкого Антониева монастыря: Таможеннаяграмота от 13 января 1641 г. // ААЭ. Т. 3. № 300. С. 443–444.133должныбылизаэтоуплачиватьежегодногосударствуоброквфиксированном размере «без наддачи», все собранные сверх того суммы шлина собственные нужды.Однако для других откупщиков откуп нередко превращался всерьезную обузу: поскольку централизованное государство постоянноиспытывало недостаток в материальных средствах, возникла практикаежегодного увеличения откупных сумм – «наддача». Сумма откупногоплатежа ежегодно произвольно увеличивалась, при этом во внимание непринимались какие-либо реальные экономические факторы – ни объемтоварооборота, ни уровень инфляции. В этом можно убедиться на примереновгородских таможенных грамот второй половины XVI в.
В одной из нихговорилось, что при передаче на откуп поворотной пошлины ИвануФилатову, ему надлежит собрать «столько, сколько и в предыдущий» –«тридцать пять рублей семь алтын и четыре деньги», да сверх того «наддачишесть рублев». На следующий год новый откупщик, Иван Михеев, получилзадание собрать уже «старого сорок один рубль семь алтын и четыре деньги»да «наддачи тридцать рублев»243.
Итого за один год сумма откупа возросла на17 %, а за следующий – еще на 73 %.Похожая картина наблюдалась и по другим пошлинам. Так, в другойновгородской таможенной грамоте, принятой в том же 1587 г. ипередававшей на откуп весчую пошлину у церкви Ивана на Опоках,откупщику предписывалось за год собрать «старого шестьдесят шесть рублевшесть алтын и три деньги да новые наддачи сорок рублев, и обоего старогооткупу с новою наддачею сто шесть рублев шесть алтын да три деньги»244.Здесь мы видим рост суммы откупа за один год на 66 %. Представление отом, насколько это были большие деньги, дает такое сравнение: годовойоткуп на сельском воскресном торге в с. Федоровском на р.
Касть вблизи243Таможенная откупная грамота поворотной пошлины Торговой и Софийской сторонВеликого Новгорода от 1 сентября 1587 г. // Великий Новгород во вт. пол. XVI в.: сборникдокументов. С. 41–44.244Таможенная откупная грамота весчей пошлины в Великом Новгороде от 1 сентября1587 г.
// ААЭ. Т. 1. № 334. С. 402.134Ярославля в 1595 г. составлял полтора рубля245, причем в него входили всепошлины; на сельском воскресном торге в с. Рождественном в 1596 г. – дварубля246.Практика наддач при отсутствии гарантий спокойного экономическогоразвития рынка препятствовала чрезмерному обогащению откупщиков, аиногда вела к их разорению, когда недостачу приходилось покрывать за счетличных средств. Именно поэтому нередко возникали ситуации, когдаотсутствовали лица, желающие взять тот или иной торг на откуп.
В такихслучаяхгосударствопрактиковалопередачутаможеннаоткупвпринудительном порядке. В частности, В.Н. Захаров приводит подобныйпример из истории Пскова, где в 1634/1635 гг. таможенный сбор был наоткупе у москвича Лужницкой слободы И. Скорнякова. В следующем годуон от откупа отказался, а ввиду значительного размера откупной суммы – 325руб. – найти нового откупщика не получилось.
Тогда этот сбор был переданна откуп всему посаду, которому пришлось внести деньги и взять на себядальнейшую организацию сборов247.Передача таможен на откуп была выгодна государству, однакоотсутствие государственного контроля деятельности откупщиков приводилок массовым злоупотреблениям последних, особенно если это былипредставители не местного посадского населения, а люди со стороны. Хотя ипредписывалось откупщикам «сбирать по сей уставной грамоте сполна, алишка им чрез уставную грамоту никаких пошлин не имати»248, достаточночасто практиковалось завышение таможенных пошлин по сравнению сзакрепленными в грамотах размерами, имели место произвольные взысканиязаповедей.
Виновато в этом было не только чрезмерное корыстолюбие245Об отдаче на откуп таможенных пошлин в селе Федоровском: Таможенная откупнаяграмота от 17 марта 1595 г. // ААЭ. Т. 1. № 362. С. 443-445.246Об отдаче на откуп таможенной пошлины в селе Рождественском: Таможеннаяоткупная грамота от 9 августа 1596 г. // ААЭ. Т. 1. № 366. С. 453.247Захаров В.Н. Таможенные учреждения в России в XVII в.
// Государственныеучреждения России XVII–XVIII вв. С. 51.248О сборе пошлин на Торговой стороне в государевой опричнине: Таможеннаяновгородская грамота от 17 марта 1571 г. // ААЭ. Т. 1. № 282. С. 328.135откупщиков, но и само государство, постоянными «наддачами» толкавшее нанарушения.Во второй половине XVI века, в ходе земской реформы ИванаВасильевича IV, был создан новый тип таможенных учреждений –таможенные избы, укомплектовывавшиеся в порядке государственнойповинности посадского населения, которые, в отличие от откупных таможен,находились под полным контролем государства.Хотя верные и откупные таможни строились на принципиальноразличных организационных принципах, можно говорить о том, чтоМосковское государство с середины XVI в. стремилось к системности вдеятельности таможен.
Так как в первую очередь его интересовал результат(фиксированная, заранее определенная сумма сбора), то с этого временипоявляются уставные грамоты универсального характера, пригодные длярегламентациидеятельноститаможни,независимоотпорядкаееукомплектования в конкретном году.В уставных грамотах последующего периода появилась схожаясловесная формула: «брать с торгу все таможенные пошлины … на царягосударя на веру, в котором году кого в головы и в целовальников выберут, иоткупщикам, в котором году велит государь взятии на откуп по сей уставнойграмоте, какова дана [им] прежним таможенникам»249.В уставных таможенных грамотах нового типа важная информацияпомещалась в конце документа: из ежегодных приписок можно узнать, каковбыл порядок укомплектования штата в том или ином году.
Так, тамга наТорговой стороне Новгорода в период с 1571 по 1584 г. собиралась «наверу», то есть, в порядке государственной повинности, назначаемымиадминистрацией местными жителями. В 1584 г. поступила челобитная отАфони Нефедьева из Городища о передаче ему на год на откуп таможеннойпошлины в Торговой стороне Новгорода. Он обещал сделать такой же сбор,249О сборе пошлин на Торговой стороне в государевой опричнине: Таможеннаяновгородская грамота от 17 марта 1571 г. // ААЭ. Т. 1. № 282.
С. 320.136как верные таможенники в прошлом году – 311 рублей 12 алтын 4 деньги, дак этому давал наддачи десять рублей. Однако старосты пяти концов(административных районов) Новгорода просили оставить этот сбор на вере,обещая уплатить сборы этого года с учетом наддачи, предлагавшейсяоткупщиком. Таким образом, в отношении тамги, главной торговойпошлины, в данном случае утвердился верный способ сбора250.А в отношении полавочной пошлины ситуация сложилась иначе –вавгусте 1577 г.