Диссертация (1173743), страница 23
Текст из файла (страница 23)
3. С. 119.Захаров В.Н. Таможенные учреждения в России в XVII в. // Государственныеучреждения России XVII–XVIII вв. С. 52.193Соборное уложение 1649 г. // ПСЗРИ. Т. I. № 1. С. 71.192112предъявлялось, и, как видно из скреп к таможенным книгам, 50–70 %целовальников были неграмотными или малограмотными194.М.М. Шумилов обращает внимание на то, что число целовальниковникогда не определялось указами: использовались расплывчатые формулы«выбирать, сколько пригоже» или «сколько было в прежнем году».Допускалось в течение года в случае необходимости заменить рядовогоцеловальника или добавить нового195. Анализ содержания таможенных скрепк годовым книгам таможен дает основание утверждать, что числоцеловальников в уездных таможнях составляло 15–25 человек, в крупныхтаможнях и на ярмарках их могло быть несколько десятков.Функции большинства целовальников долгое время нигде специальноне оговаривались, каждый из них мог выполнять любые задания.Единственным исключением был ларечный целовальник, который отвечал захранение и сдачу таможенных сборов и выполнял связанные с этимпроцедуры, оговоренные в нормативных актах.
Ранее всего среди служителейверных таможен была регламентирована именно деятельность таможенногоголовы и ларечного целовальника.Особое место ларечного целовальника в штате видно из таможенныхкниг – на скрепах он подписывал их вторым, сразу после таможенногоголовы, а также из практики отчета о деятельности таможни – в Москву сденьгами и таможенными книгами таможенный голова отправлялсясовместно с ларечным целовальником.Должностныеобязанностидругихцеловальниковопределитьдостаточно сложно. В.Н.
Захаров в своей работе предложил разделить их взависимости от круга выполняемых задач на рядовых, ходячих икараульных196. В соответствии с этой классификацией, к рядовым следуетотнести целовальников, служащих непосредственно в таможенной избе, к194Скрепы – подписи всех служителей таможни, подтверждающие верность приводимыхв таможенных книгах сведений.195Шумилов М.М. История торговли и таможенного дела в России IX–ХVII вв. С. 433.196Захаров В.Н. Таможенные учреждения в России в XVII в.
// Государственныеучреждения России XVII–XVIII вв. С. 53.113ходячим – тех, кто собирал мелочные таможенные сборы на улицах города, атакже за его пределами на сельских торгах, к караульным – тех, ктосовместно со сторожами охранял собранные деньги. К этой классификациинеобходимо подходить с определенной степенью условности, потому что,например, понятие «караульные целовальники» могло относиться неконкретным лицам, а к дежурным, с определенной периодичностьювыходившим в караул. Похожая ситуация имеет место и в определении«ходячийцеловальник»,котороеможетотноситьсяклицу,командированному за пределы основной таможни.
К сожалению, с полнойопределенностью на эти вопросы ответить уже не удастся.Уровеньпрофессиональнойквалификациипосадскихлюдей,избиравшихся на должности таможенных целовальников, нередко был оченьнизким. В работе М.М. Шумилова приводится пример, когда в 1658 г.архангельский таможенный голова жаловался на то, что «холмогорскиецеловальники люди пахотные, и потому не умеют осматривать товаров»197.Именно поэтому при выборах на верную службу в таможни преимуществомпользовались лица, занимавшиеся торговлей. Это, однако, не всегда быловозможно в силу их общей малочисленности, а также существования напосадеопределеннойочередностивнесенииэтойгосударственнойповинности.В.Н. Захаров в своей работе указывает, что помимо голов ицеловальников на таможнях был вспомогательный персонал – подьячие,истопники, сторожа, рассыльные (ходоки)198. Представляется, однако, невполне корректным упоминание в одном списке всех этих лиц ихарактеристика их только как «вспомогательных».Подьячие (в крупных таможнях – дьяки) занимали среди служителейтаможен особое место, потому что работали там на постоянной основе.
Вусловиях ежегодной смены основного состава служащих таможен именно197Шумилов М.М. История торговли и таможенного дела в России IX–XVII вв. С. 428.Захаров В.Н. Таможенные учреждения в России в XVII в. // Государственныеучреждения России XVII–XVIII вв. С. 54.198114подьячие обеспечивали преемственность в функционировании таможен – онивели таможенные книги, готовили отчетную документацию и выписи,осуществляли деловую переписку таможен. В.Н. Захаров считает, что«целовальников к этой работе старались не допускать, возможно потому, чтоопасались злоупотреблений с их стороны или в связи с тем, что они были неособенно грамотны»199. Однако можно предположить и наличие другойпричины – работа эта требовала значительной квалификации, которойверные таможенники изначально не обладали и не успевали приобретать засрок своей службы.В отличие от верных таможенников, работавших на безвозмезднойоснове, таможенные дьяки и подьячие получали «государево жалованье» изсуммы ежегодных таможенных сборов.
Специально для обеспечения этойстатьи расходов с местного населения взыскивался специальный сбор –писчая деньга, который первоначально выплачивался дьякам и подьячимчастями. Так как они «тем в сборе государевой таможенной пошлине чинилиубыль немалую, а гостям и всяким торговым людям задержание»200, вскореих перевели на фиксированное годичное жалованье, а писчую деньгу сталивзыскивать в казну. Такие изменения в порядке оплаты объяснялись нестолько задержками с оформлением, сколько тем, что сумма сбора писчейденьги была больше, чем размер жалованья, поэтому часть собранныхсредств по этой статье доходов оставалась в казне.Информацию об оплате работы таможенных дьяков и подьячих можнополучить из расходных статей ежегодных таможенных книг. Так, изтаможенной книги Великого Новгорода за 1610/11 гг., старейшей изсохранившихся, можно узнать, что на оплату работы двух дьяков за год былоизрасходовано 12 рублей (каждому по 6 рублей)201.199Захаров В.Н.
Таможенные учреждения в России в XVII в. // Государственныеучреждения России XVII–XVIII вв. С. 54.200Цит. по: Блейх И. Устройство финансового управления и контроля в России висторическом их развитии. С. 47.201Таможенные книги Великого Новгорода 1610/11 гг. и 1613/1614 гг. / В.А. Варенцов,Г.М. Коваленко; под ред. В.Л. Янина. СПб., 1996. С. 200.115Подобную статью расходов включали и таможенные книги второйполовины XVII в.: в расходной таможенной книге Устюга Великого за1676/1677 гг.
отмечено, что «дано государева жалованья за таможенноеписьмо подьячему Ивану Захарьеву 10 руб.»202. В расходной книге той жетаможни за 1679/1680 гг. отмечено, что Ивану Захарьеву за таможенноеписьмо уплачено 10 рублей, а дополнительно «молодым подьячим» РодионуПротодьяконову и Якову Молеву уплачено 10 рублей на двоих (каждому по 5рублей)203. О том, что работа таможенных подьячих в централизованномгосударстве была ответственной и квалифицированной, свидетельствуют,факты, закрепленные в той же расходной книге: два банщика за «топление иводолитие» на двоих получили 22 алтына 2 деньги за год работы (по 33, 5коп.
на каждого), два сторожа за год работы получили 4 рубля на двоих.Вероятно, из этого видно значение работы подьячих, которые в какойто мере являлись первыми штатными служителями таможен. Именно они надостаточно высоком уровне вели деловую переписку с Москвой, а такжеосуществляли подготовку отчетной документации.
О значении этой работыможно наглядно увидеть из примера, приводимого А.И. Шемякиным:земский староста Углича в 1689 г. попытался забрать опытного подьячего изтаможенной избы в земскую. В ответ на это он получил строгое предписаниеиз Москвы: «в службу его, Федьку, земскому старосте с мирскими людьми,до коих мест он сборные книги не сделает, выбирать не велеть, чтоб от тогосбору нашей великих государей казны порухи и недобору не было»204.В условиях усиления бюрократических тенденций в управлении нельзянедооценивать значение работ по ведению делопроизводства. ДостаточноубедительноэтоотраженовфундаментальномисследованииС.Б.Веселовского, посвященном становлению российской бюрократии205.202Таможенные книги Московского государства.
Т. 3. С. 121.Там же. С. 376.204Цит по: Шемякин А.И. История таможенного дела в России и Ярославский край. С. 49.205Веселовский С.Б. Дьяки и подъячие XV–XVII вв. М., 1975.203116Таким образом, в организации таможенной службы на местах вМосковскомзначительныецентрализованномрегиональныегосударствеособенности,изначальносуществовалиобъяснявшиесяразличнымипричинами: социальным составом местного населения, географическимположением отдельных территорий, подчиненностью их тому или иномуоргану центрального управления. Вместе с тем, именно в это время, несмотряна эти особенности, формируется единая в пределах всего государстваконцепция таможенной избы.Так как таможенная изба была уже бюрократически организованнымучреждением,занимавшимчеткоцентральногоиуправления,местногоопределенноеместоважнымвсистеменаправлениемеефункционирования явилось документирование управленческих процедур,ведение отчетной документации, ведение официальной переписки.
Именно всилу всего вышеизложенного настолько важной была роль таможенныхдьяков и подьячих.Именновследствиевсеговышеизложенного,вМосковскомгосударстве впервые оформилось таможенное делопроизводство. Изучениематериалов этого делопроизводства создает основу для выводов обособенностяхэкономическогоразвитияотдельныхтерриторий,обэкономических связях между регионами, о развитии международнойторговли.
Именно с таких позиций, как источники экономической истории,анализировалисьактытаможенногоделопроизводстваМосковскогогосударства советскими историками206. Эти документы представляютзначительныйинтересиспозицийизучениясистемыуправленияМосковского государства, и, в частности, с позиций изучения российскойтаможенной службы.206Базилевич К.В. К вопросу об изучении таможенных книг // Проблемыисточниковедения. М.-Л., 1936. С.