Диссертация (1173743), страница 10
Текст из файла (страница 10)
Во многих странах в условиях слабыхгосударств начался безмонетный период, означавший возврат к прямомутоварообмену. К немногим исключениям относилась Византийская империя,которая в силу особенностей своего геополитического положения междуЕвропой и Азией продолжала активно вести посредническую торговлю,поставляя новой феодальной знати европейских стран предметы роскоши сВостока. Основная же масса населения вела натуральное хозяйство и неимела средств для покупки товаров.
Все это было препятствием для ведениясистематической торговли, которая в новых условиях приобрела чертыпериодических торгов.Вообще же и само занятие торговлей в раннее Средневековье неслозначительную опасность для купца, вследствие чего каждый из них былодновременно не только купцом, но и воином. Как следует из летописи,70Ершов А.Д. Генезис и эволюция таможенного дела // Ученые записки СанктПетербургского им.
В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 1998. № 1(5). С. 17.48«жажда наживы гонит их по всему миру, они среди мечей и труповстараются добыть богатства и, подвергаясь опасностям, одерживают победунад бедностью»71. Многие из них не брезговали в своем промысле обманом,грабежом и пиратством, вследствие чего святой Иероним писал: «Торговляопасна для души, ибо едва ли обходится без обмана»72. По мнению А.Д.Ершова,померетого,какполитическаяситуациявстранестабилизировалась, насилие постепенно уступило свои позиции обману, иразмер прибыли нередко был сопоставим не с затраченными на производствотоваров средствами, а с масштабом обманных действий.
Социальный статусторговцев в общественном мнении был невысок, они считались людьми,прибегавшимиксомнительнымсредствам,чтобысбытьнедоброкачественный товар. Это было возможно именно при ярмарочномтипе торговли.Существует версия, что обмен в древнейшие времена имел ритуальныйхарактер и освящался религией. Именно поэтому уже у народов ДревнегоВостока, а затем и в античных странах Западной Европы торговлясовершалась либо в самих храмах, либо на церковных и монастырскихплощадях. Эта традиция была продолжена и в Средневековье, где нередко впогребах под храмами хранились товары иногородних купцов.
Храм иплощадь перед ним были теми нейтральными местами, где прекращаласьвражда, торговля совершалась под руководством священнослужителей, апроведение крупных торгов приурочивалось к церковным праздникам. Насамую знаменитую европейскую ярмарку, проводившуюся в Кельне иприуроченную к пасхальным праздникам, «народ стекался не только из всехнаходившихся поблизости от Рейна местностей, но также из заморских иболее отдаленных местностей в бесчисленном количестве»73.71Там же. С. 118.Цит по: Ершов А.Д.
Генезис и эволюция таможенного дела // Ученые записки СанктПетербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 1998. № 1(5). С. 20.73Кулишер И.М. История экономического быта Западной Европы. С. 124.7249И.М. Кулишер в связи с этим отмечал, что в средневековой ЗападнойЕвропе «торговля находилась в теснейшей связи с богослужением – слово«месса» обозначает и обедню, и ярмарку; торговля соединялась сцерковными празднествами и процессиями, ибо последние вызывали вопределенные дни скопления народа». Он отмечает существование в этовремя во Франции, Англии и Германии специальных грамот на правоустройства рынков, а также тот факт, что «из всех привилегий [в торговле],выданных в Германии до конца XII в., девять десятых приходится надуховных лиц»74. Эта практика значительно напоминает сложившуюсянесколько позже в средневековой Руси, где монастыри обладали целымрядом иммунитетных прав в сфере таможенного дела75.Торговля производилась, таким образом, в определенных местах и вопределенное время.
Появились и первые ограничения в этой сфере – сделкикупли-продажи не могли производиться вне рынка, тайно или ночью. Такимобразом, государство, введя эти нормы, начало процесс регулированияторговли.И.М. Кулишер попытался определить важнейшие вехи в формированиимеханизма таможенного регулирования в Средневековой Европе.
Уже в 614г. Хлотарем II был принят эдикт, в котором запрещалось самочинноучреждать новые таможенные заставы, за исключением тех, которыесуществуют со времен предков. (Похожий подход позже проявился и наРуси: отечественные исследователи связывают название «пошлина» ссозвучным в русском языке словом «пошлый» («прошлый»), «то есть,давний, древний, исконный, что исстари ведется». Древнейшая пошлина,таким образом, была равнозначна обычаю)76. И постоянное напоминание озапрете учреждать новочинные таможни и сборы стало лейтмотивом всегосредневекового законодательства, как европейского, так и древнерусского.74Кулишер И.М.
История экономического быта Западной Европы. С. 128.Суменков С.Ю. Правовой иммунитет как исключение из правил: историко-правовойаспект // История государства и права. 2010. № 12. С. 41–44.76Кулишер И.М. Основные вопросы международной торговой политики. М.-Челябинск,2002. С. 14.7550Далее в капитулярии Карла Великого 811 г. И.М. Кулишером былаобнаружена норма о запрете взыскивать с проезжающих пошлины, если имне оказываются услуги. Позже на имперском сейме в г. Регенсбурге 1235года было постановлено, что власти, взимающие таможенные сборы на сушеи воде обязаны заботиться об улучшении мостов и дорог, защищать иохранять проезжающих в пределах своих владений. В постановленияхимператора Рудольфа I, принятых в 1276, 1281 и 1287 гг.
содержалисьтребования о сооружении мостов и дорог. На поместных соборах в Монпелье1214 г. и в Тулузе 1229 г., власти, взыскивавшие пошлины в таможняхобязывалисьподдерживатьбезопасностьнадорогах,гдеустроенытаможни77.То есть, изначально таможенные пошлины заявлялись как плата запредоставление услуг: они предназначались для покрытия расходов напостройку и содержание дорог, мостов, перевозов, обеспечение услугсопровождения при проезде через определенную территорию.
Однако этипоборы в большинстве своем пошлинами не являлись по той простойпричине, что реально никаких услуг не предоставлялось: те действия, закоторые они взимались, не вызывали никаких издержек у владельцатаможни, потому что мосты и дороги на практике никто не ремонтировал. Иточнее было бы считать таможенные сборы платой за дозволение проезжатьчерез чужое владение или сбывать там свой товар.Расходование таможенных доходов на улучшение дорог и длядостижения большего удобства сообщений противоречило самой идееобложения: взимание таможенных сборов всегда покоилось именно на техпрепятствиях, который проезжающий встречал на своем пути, и чем болеемногочисленны и сложны были эти препятствия, тем больше таможен можнобыло устроить, и тем больше собрать денег.
И.В. Кулишер в том же сюжетеотмечает, что многие из этих препятствий могли создаваться искусственно:протягивались канаты через реки, строились мосты на суше, не допускался77Кулишер И.М. Очерки по истории таможенной политики. С. 3–5.51проезд вброд через неглубокие водоемы. Купцы были вынуждены двигатьсяпо установленным таким образом дорогам и платить. Тех, кто отказывался отэтого, грабили.
Из этого систематического грабежа и возникло таможенноеобложение – в дальнейшем пошлины заменили грабеж. Далее И.В. Кулишервысказывает оригинальную мысль относительно наказаний за таможенныенарушения: «Отсюда и возникло впоследствии общее правило, чтоимущество проезжающего, отказывающегося уплатить причитающиеся снего сборы, подвергается конфискации»78.Таким образом, с момента возникновения таможенного дела выявиласьглавнаяпроблемавовзаимоотношенияхснаселением:государствостремилось взыскать пошлину, а лица, перемещающие товары, избежать ееуплаты или уменьшить размеры. Это объективно привело к возникновениютрадиционных нарушений в этой сфере: уклонение от уплаты таможенныхплатежей, сокрытие или подмена товара, занижение таможенной стоимости.Можно утверждать, что с появлением таможенного дела возникла иконтрабанда.
Во Франции эпохи Каролингов уже в 796 г. был приняткоролевскийэдикт,предусматривавшийнаказаниедляторговцев,рядившихся под религиозных паломников, так как они «добивалисьприбыли, а не служили религии»79. В нем была сделана попыткаунифицировать меры веса и объема, устанавливался размер пошлин запользование дорогами, вновь дублировался запрет создавать новые таможнибез королевского разрешения.Ранние торговые и проезжие сборы еще не были таможеннымипошлинами в современном понимании, им не хватало главного –пограничного характера. Они взимались везде, где угодно, так как заставысоздавались в городах, селах, слободах, на рынках и у ворот.
Среди них былии такие сборы, которые уплачивались на границе, хотя и не на границегосударства в современном понимании, а на границах крупных феодальных7879Кулишер И.М. Очерки по истории таможенной политики. С. 6–7.Кулишер И.М. История экономического быта Западной Европы. С. 119.52владений и природных географических барьерах.