Диссертация (1173697), страница 17
Текст из файла (страница 17)
В этой связи вполнеобъяснимо то, что в конституционно-правовой науке предпринимаются активные попытки предложить более удобные и корректные определения собрания,митинга, демонстрации, шествия и пикетирования.Вместе с тем, как представляется, ранее предпринятые в науке конституционного права попытки обоснования принципиально новых дефиниций собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования являются не вполнеСм.: Постановление Ленинского районного суда г. Перми от 20.06.2013 № 5-166/13 //URL:https://docs.google.com/document/d/1GnPcrG_aK9Zej8L1foCPsMl4dGc28ybDd5bEqSORIgM/pub (дата обращения: 01.05.2017).157См.: Решение Белгородского областного суда от 26.04.2013 № 7(1)-54/2013 // РосПравосудие. URL: http://rospravosudie.com/court-belgorodskij-oblastnoj-sud-belgorodskaya-oblast-s/act426343982/ (дата обращения: 01.05.2017).158См.: Суд оштрафовал организатора пикета в защиту прав мусульман в Казани // URL:http://www.e-islam.ru/mainnews/?ID=7271 (дата обращения: 01.05.2017).15672успешными.
Как правило, ученые предлагают чересчур объемные и по этойпричине неудобные в практическом отношении определения исследуемых явлений. Кроме того, формы публичных мероприятий зачастую предлагаетсяопределять через иные, нежели родовые характеристики. Не выдерживаетсятакже и логический каркас, используя который целесообразно формулироватьдефиниции собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования, которые определяются без учета значения, придаваемого данным терминам в русском языке. Ряд ученых включают в определения отдельных форм публичныхмероприятий указания на несущественные признаки определяемых понятий:например, А.В. Сивопляс в дефинициях демонстраций и шествий указывает нанеразрывно связанные с ними препятствия в пешеходном и транспортном движении, а также в доступе к определенным местам159.Недостатком существующих в науке определений форм публичных мероприятий также является и неоправданное повторение в них признаков, характеризующих публичное мероприятие в целом.
Так, И.С. Полянская предлагает,во-первых, дополнить легальные определения отдельных форм публичных мероприятий указанием на круг субъектов, которые могут проводить данные акции; во-вторых, расширить перечень целей, которые может преследовать проведение собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования; втретьих, дополнить дефиниции перечнем способов и средств, используемых вовремя проведения каждой из форм публичных мероприятий160.
Однако предлагаемые ученым дополнения перегрузят закрепленные ФЗ № 54 дефиниции. Более того, подобные новшества не являются понятийнообразующими, а потомуих следует закрепить в иных положениях ФЗ № 54. Учитывая вышеизложенное,такие изменения нормативных дефиниций не могут быть поддержаны.В развитие ранее сформулированных в конституционно-правовой наукеСм.: Сивопляс А.В. Юридическая природа и механизм реализации свободы манифестаций(собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирований и других публичныхакций) в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук.
Екатеринбург, 1993.160См.: Полянская И.С. Конституционно-правовое регулирование права граждан РоссийскойФедерации на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования:дис. … канд. юрид. наук. М., 2005.15973подходов к определению понятий собрания, митинга, демонстрации, шествия ипикетирования, и с учетом указанных выше замечаний, представляется целесообразным внести следующие изменения в ФЗ № 54 в части уточнения категориального аппарата законодательства РФ о публичных мероприятиях.Собрание представляет присутствие граждан, проводимое в условиях обсуждения вариантов согласования и способов удовлетворения их общественных интересов, выражаемых при помощи вербальных средств.Митинг следует определить как связанное с обсуждением и призывом крешению общественно значимых вопросов присутствие граждан, проводимое сиспользованием вербальных и невербальных средств выражения общественныхинтересов в форме декларируемых настроений, мнений, требований, заявленийи предложений.Под шествием целесообразно понимать связанное с выражением общественных интересов без использования визуальных средств перемещение граждан по определенному маршруту.Демонстрацию следует определить как связанное с выражением общественных интересов при помощи визуальных средств перемещение граждан.Пикетирование целесообразно определять как связанное с использованием вербальных и невербальных средств внешнего выражения общественныхинтересов присутствие лица или группы лиц без обсуждения какого-либо вопроса.В целом важно отметить, что термины «собрание» и «мероприятие, проводимое в целях обсуждения определенных вопросов» используются в рядеиных, помимо ФЗ № 54, нормативных актах.
Речь, прежде всего, идет о законодательстве, регулирующем порядок организации и проведения публичных (общественных) слушаний, а также собраний и конференций жителей муниципальных образований161, в том числе, по вопросам территориального общественногоВ дальнейшем в качестве обобщающего понятия для обозначения собраний и конференций жителей муниципальных образований, собраний и конференций по вопросам организации территориального общественного самоуправления будут использоваться термины«местное собрание», «муниципальное собрание», «собрание на местном уровне».16174самоуправления162, как мероприятий, организуемых в целях осуществленияместного самоуправления и связанных с выражением, прежде всего, муниципальных общественных интересов163.
По причине того, что данные акции регулируются отличным от ФЗ № 54 нормативным массивом и проводятся по специфичному кругу вопросов в соответствии с особыми процедурными правилами, в науке конституционного права даются весьма неоднозначные оценкиприроды этой группы мероприятий.С одной стороны, ряд ученых утверждают, что в законодательстве оместном самоуправлении и в ФЗ № 54 термин «собрание» используется дляобозначения различных по природе видов гражданской активности164. Как отмечает М.А.
Яковенко, собрания как форму непосредственной демократии наместном уровне следует отличать от собраний как публичных мероприятий покритериям целей их проведения, назначения и правового характера. Практикаже использования в современном законодательстве одних и тех же понятий дляобозначения разных явлений подвергается критической оценке165. Данный вывод разделяется и в судебной практике. Как указал в одном из своих решенийВерховный Суд РФ, термин «собрание» используется в законодательстве опубличных мероприятиях и в законодательстве о местном самоуправлении вразличных правовых смыслах, а потому недопустимо отождествление собраниякак формы публичного мероприятия и собрания как способа народовластия наместном уровне166.
Как представляется, ученые и практики, придерживающиесяСобрания и конференции граждан по вопросам осуществления территориального общественного самоуправления традиционно рассматриваются в науке муниципального права вкачестве разновидностей муниципальных собраний. См., например: Алешкин А.В. Собранияи конференции граждан по вопросам территориального общественного самоуправления всистеме форм непосредственной демократии // Административное и муниципальное право.2011.
№ 5. С. 16-21.163См., например: ст.ст. 27-30 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от03.04.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.164См., например: Лимонцева В.А. Протестные формы выражения общественного мнения //Гражданское общество в России и за рубежом. 2015.
№ 2. С. 3-5.165См.: Яковенко М.А. Право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий ипикетирований в системе конституционных прав и свобод // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 3. С. 11-16.166См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Россий16275позиции о необходимости разграничения двух анализируемых групп собраний,основывают свои рассуждения, прежде всего, на мысли о принципиальном различии порядков организации и проведения данных мероприятий.Так, круг субъектов-инициаторов собраний на местном уровне существенно расширен за счет включения в него органов местного самоуправления.Кроме того, местное собрание требует своего назначения со стороны представительного органа или главы муниципального образования; в то же время, собрание как форма публичного мероприятия проводится в безуведомительномпорядке. С учетом столь разных порядков проведения собраний, в литературепредлагается провести четкое нормативное разграничение собраний по вопросам местного значения, конференций на местном уровне, собраний по вопросамтерриториального общественного самоуправления и собраний как публичныхмероприятий167.
Однако отдельные ученые предлагают более мягкий вариантрешения проблемы определения места собраний жителей муниципальных образований в системе форм гражданской активности. Данный вариант связан свнедрением в российское законодательство особых оговорок о нераспространении положений ФЗ № 54 на отношения в сфере местных собраний168. Реализация подобного предложения позволит не усложнять систему форм гражданскойактивности и в то же время разграничить порядок организации двух групп собраний.С другой стороны, высказана и противоположная обозначенной выше позиция, связанная с признанием собраний по вопросам осуществления местногосамоуправления разновидностью собраний в смысле ФЗ № 54. В обоснованиеданной точки зрения, Л.А.
Нудненко указывает, что все собрания, урегулированные действующим законодательством, отличаются общими условиями ихпроведения – «локализованностью» в пространстве, нацеленностью на выраской Федерации от 26.01.2005 № 71-Г04-25 // СПС «КонсультантПлюс».167См.: Иванова К.А. Собрания и конференции как форма общественных инициатив граждан:практика реализации в России и Франции // Конституционное и муниципальное право.












