Диссертация (1173593), страница 31
Текст из файла (страница 31)
Действительно, как отмечаютбританские исследователи Д. Смит и А. Генри, чрезмерное применение силы является «наиболее быстрым способом потери полицией доверия со стороны граждан»289. Как следствие, идея о необходимости ограничения полицейской власти исоздании более эффективных механизмов надзора за соблюдением конституционных предписаний в данной области значительно увеличила число своих сторонников уже среди белого населения США.3.2.3. Развитие механизмов надзора за соблюдением конституционныхправ человека в деятельности полиции. В условиях, когда правоохранительныеструктуры все чаще подвергались критике за чрезмерный уровень насилия в отношении граждан, необходимость осуществления более тщательного надзора за288289См.: Perez D.
W. Common Sense about Police Review. – Philadelphia: Temple University Press, 1995. P. 21.Smith D. J., Henry A. Transformations of Policing. – Burlington: Ashgate Publishing, 2007. P. 19.138их деятельностью постепенно осознавалась и среди полицейского руководства. Врезультате в начале 1960-х годов все большее число департаментов формируютвнутренние механизмы обеспечения подотчетности своих сотрудников в виде отделов внутренних расследований. Как отмечают американские исследователи,уже к 1964 г. практически в каждом городе США в том или ином виде существовала система обработки жалоб граждан на действия стражей порядка, функционирующая под управлением самого департамента полиции290.Тем не менее, многие активисты движения за конституционные права выражали сомнение в эффективности подобного рода структур, утверждая, что ихработники систематически покрывают неправомерное поведение своих сослуживцев и лишь гражданские лица могут беспристрастно рассматривать жалобы нанеправомерные (в первую очередь – антиконституционные) действия полицейских.
При этом высокий уровень жестокости, периодически проявляемой при разгоне гражданских демонстраций и подавлении беспорядков, также свидетельствовал о неспособности внутренних механизмов надлежащим образом контролировать степень применяемого полицией насилия.В результате в 1960-е годы все большее число департаментов полицииСША в экспериментальном порядке дополняют отделы внутренних расследований органами гражданского надзора. Иллюстрацией данной тенденции можетслужить создание в 1969 г. Управления по рассмотрению жалоб на действия полиции города Канзас-Сити (Kansas City Оffice of Citizen Complaints).
В отличие отнекоторых других организаций подобного рода, Управление было учреждено неуказом мэра, а нормативным актом местного представительного органа (городского совета), что сформировало более твердую правовую основу для его существования. Более того, идею его создания поддержал и сам шеф городской полиции, символизируя тем самым медленный процесс тектонических сдвигов в сознании полицейских руководителей, традиционно выступавших наиболее агрес-290Beral H., Sisk. M.
The Administration of Complaints by Civilians against the Police // Harvard Law Review.– Vol. 77. – No. 3 (Jan. 1964). P. 499.139сивными противниками любых форм внешнего вмешательства в работу своих департаментов291.Одновременно с формированием новых органов гражданского надзора некоторые из ранее созданных структур подобного рода подвергаются существенной реорганизации. В качестве примера здесь можно привести упомянутый ранееСовет по рассмотрению жалоб граждан на действия полиции Нью-Йорка. В 1965г. по распоряжению мэра города Д. Линсдэя было осуществлено независимое исследование работы городского полицейского департамента с целью повышенияэффективности его работы.
В составленном по результатам исследования отчетезначительное внимание уделялось вопросам модернизации и профессионализацииполиции, но при этом также утверждалось, что с целью повышения общественного доверия к внутренним механизмам расследования жалоб в состав указанногоСовета следует включить четверых представителей гражданского292 населения.Кандидаты на должности гражданских инспекторов были подысканы и впервые вистории города в процесс рассмотрения жалоб на действия сотрудников полициибыли включены лица «со стороны».Тем не менее, история существования реорганизованного подобным образом Совета оказалась недолгой, поскольку идея о вовлечении в закрытый процессрассмотрения жалоб представителей населения все еще вызывала сильнейшеенедовольство со стороны руководящего и рядового состава нью-йоркской полиции.
В результате кампании, организованной «Благотворительной ассоциациейпатрульных полицейских» (Patrolmen's Benevolent Association) – крупнейшейпрофсоюзной организацией полицейских Нью-Йорка, вскоре гражданские лицабыли исключены из состава Совета под стандартным предлогом того, что их присутствие подрывает результативность усилий полиции в борьбе с преступностью.Аналогичная участь постигла и Консультативный совет при полицейском департаменте Филадельфии. В отсутствие достаточной поддержки со стороны местныхжителей Совет, созданный указом мэра в 1958 г., в 1969 г. был без каких-либо за291См.: Walker S. Police Accountability: The Role of Citizen Oversight.
P. 32.Оговоримся, что под термином «гражданские лица» в настоящем исследовании мы понимаем граждан,не являющихся действующими сотрудниками полиции.292140труднений упразднен в том же порядке под давлением полицейского профсоюза293. Таким образом, несмотря на повышение общественного внимания к проблеме чрезмерного полицейского насилия, в конце 1960-х годов идея о необходимости осуществления гражданского надзора в данной области по-прежнему не имелаширокого распространения среди населения, отвергаясь при этом подавляющейчастью политического и полицейского руководства США как радикальная иопасная.3.2.4. Научная критика политики социальной изоляции полиции. Порождаемые порочной практикой повседневной работы полиции, многочисленныеи масштабные социальные протесты 1960-х годов способствовали тому, что в этотпериод различные аспекты ее функционирования впервые становятся объектомактивного научного исследования в развитых странах Запада (главным образом, вСоединенном Королевстве и США).
Все большее распространение в академических кругах указанных государств получает понимание того, что потенциал«профессиональной» модели организации полиции, придавшей мощный импульспроцессу модернизации полицейского управления в 30-50-е годы XX века, былпрактически исчерпан.Особое внимание в работах исследователей уделялось критике характернойдля подавляющего числа полицейских структур политики бюрократической замкнутости и социальной изоляции. Начиная с 1930-х годов, американские стражипорядка осуществляли свою профессиональную деятельность в отрыве от населения, полагаясь исключительно на свои профессиональные навыки, подкрепленные достижениями науки и техники.
Какие-либо механизмы взаимодействия полиции с общественностью отсутствовали, в результате чего обратной сторонойформальной беспристрастности полицейских явилась их отчужденность от граждан, которым она была призвана служить. Спустя тридцать лет в постиндустриальном западном обществе начинается процесс постепенной кристаллизации нового взгляда на предназначение полиции, в основе которого лежала необходимость разрушения ее социальной изоляции, установления отношений конструк293См.: Walker S.
Police Accountability: The Role of Citizen Oversight. P. 24.141тивного сотрудничества и партнерства с населением. Как утверждает австралийский автор Л. Бейер, именно в 1960-х годах слово «community» (община, сообщество, местное население) стало впервые широко употребляться в связке сословом «полиция»294.Одной из первых значимых работ в данной области становится знаменитаякнига британского профессора М. Бентона «Полицейский в обществе»295, увидевшая свет в 1964 г. и представляющая собой сравнительное исследование принципов организации и работы правоохранительных систем Шотландии и США296.Общую идею данной работы можно определить следующим тезисом: «Если полицейский слишком вовлечен в дела общества, он испытывает недостаток беспристрастности, необходимой для представителя власти.
С другой стороны, будучи слишком оторванным от общества, он теряет понимание переживаний людей, необходимое ему для эффективного осуществления своих обязанностей»297.Аналогичный взгляд набирает силу и по другую сторону Атлантического океана.Так, к примеру, в 1965 г. в своей работе «Изоляция полиции: сравнение британской и американской ситуации» адъюнкт-профессор социологии из СШАД. Кларк утверждает, что «стражи порядка имеют профессиональные причиныизбегать изоляции от общества»298, а «большинство аспектов полицейской деятельности требует добровольной кооперации со стороны населения»299.
В частности, полагает он, «кумулятивный эффект страха, недоверия и презрения бросаеттень на отношения между полицией и гражданами, приводя к ограниченному взаимодействию и неполноценному сотрудничеству между двумя сторонами, а также294Beyer L. R. Community Policing: Lessons from Victoria. – Canberra: Australian Institute of Criminology,1993. P.
4.295Banton М. The Policeman in the Community. – London: Tavistock, 1964.Общую характеристику исследований полицейской деятельности, проводимых в рассматриваемый период в Соединенном Королевстве см. в работе: Reiner R. Op. cit. Pp. 11-14.297Clark J. P. A review of «The Policeman in the Community» by Michael Banton // American Sociological Review. – Vol. 30. – No. 6 (Dec.
1965). Pp. 954-955. URL: www.jstor.org/discover/10.2307/2090984298Clark J. Р. Isolation of the Police: A Comparison of the British and American Situations // The Journal ofCriminal Law, Criminology, and Police Science. – Vol. 56. – Iss. 3 (Sep. 1965). P. 310. URL:http://scholarlycommons.law.northwestern.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=5314&context=jclc299Ibid.296142искаженному восприятию мотивов и действий полицейских со стороны общественности»300.Существенный вклад в распространение указанной идеи внесла сформированная в 1965 г. Л.















