Диссертация (1173593), страница 29
Текст из файла (страница 29)
двумябелыми полицейскими был застрелен безоружный чернокожий ветеран Д. Деррик. В мае следующего года белый сотрудник полиции протаранил на служебномавтомобиле автомобиль афроамериканца Г. Филдса с целью остановить его занарушение правил дорожного движения. Согласно показаниям свидетелей, безоружный Филдс покинул автомобиль с поднятыми руками, но, несмотря на это,был убит двумя выстрелами на месте259.В свете множества подобного рода инцидентов руководство некоторых полицейских департаментов начинает осознавать необходимость создания специализированных механизмов надзора за действиями своих подчиненных. Исторически первой формой подобного надзора становятся отделы внутренних расследо-257См.: Gaines L.
K., Worrall J. L. Police Administration (3rd edition). – Clifton Park: Delmar Cengage Learning,2011. P. 21.258См.: Biondi M. To Stand and Fight: The Struggle for Civil Rights in Postwar New York City. – Cambridge:Harvard University Press, 2003. A review by Thurber T. N. (Published in June 2004). P. 1. URL:http://www.h-net.org/reviews/showpdf.php?id=9520259См.: Ibid. P. 1.129ваний260 (internal affairs units), формируемые в рамках самих полицейских структур с целью выявления и рассмотрения случаев нарушения закона (в т. ч. чрезмерного применения силы) в рядах сотрудников.Параллельно все более консолидированным и организованным становитсявоздействие, оказываемое на политических лидеров и полицейское руководствопредставителями движения за конституционные права. Так, например, в 1950 г.восемнадцать различных правозащитных организаций объединяются в Постоянный координационный комитет по взаимоотношениям полиции и меньшинств(Permanent Coordination Committee on Police and Minority Groups) с целью оказания политического давления на администрацию Нью-Йорка по вопросу ненадлежащего (прежде всего – противоречащего конституционным положениям) поведения стражей порядка.
Усилия Комитета возымели определенный эффект иувенчались созданием в 1953 г. Совета по рассмотрению жалоб граждан (CivilianComplaint Review Board), в компетенцию которого входило принятие решения оналожении взыскания после того, как отдел внутренних расследований городского департамента полиции завершит рассмотрение обстоятельств дела. При этомСовет не являлся независимой организацией, а представлял собой структурноеподразделение полицейского департамента и состоял из трех заместителей комиссара полиции261. В 1958 г. аналогичная по своим задачам структура, именуемаяКонсультативным советом, формируется при полицейском департаменте Филадельфии (Philadelphia Police Advisory Board).
В данном случае идея его организации принадлежала представителям местной ветви Американского союза гражданских свобод, утверждавшим, что за предшествующие полтора десятилетия ниодин из сотрудников департамента не был привлечен к дисциплинарному взысканию или иного рода ответственности на основании жалоб, рассмотренных отделом внутренних расследований262.260См.: Hess K. M. Op. cit. P. 206.Здесь и далее история развития Нью-йоркского Совета по рассмотрению жалоб граждан описана на основе материалов официальной страницы данной организации на сайте городской администрации.
URL:http://www.nyc.gov/html/ccrb/html/about/history.shtml262См.: Walker S. Police Accountability: The Role of Citizen Oversight. P. 24.261130Чрезвычайная осмотрительность местной политической администрации впроведении подобного рода экспериментов свидетельствовала о том, что в 1950-егоды идея о необходимости создания органов гражданского надзора за повседневной работой правоохранительных организаций по-прежнему не имела достаточной поддержки в обществе.
Как следствие, их функционирование носило преимущественно имитационный характер и было обусловлено в большей степенижеланием политиков ослабить давление со стороны общественных активистов,чем действительной заботой о соблюдении конституционных прав граждан.
В конечном итоге ни одна из создаваемых в данный период организаций указанногопрофиля не функционировала должным образом, а существование некоторых изних и вовсе вскоре было прекращено.В описанном состоянии американская полиция вступает в следующее десятилетие, представляющее собой особо значимый период в истории развития конституционализма в Соединенных Штатах Америки. Именно события 1960-х годовстановятся переломным моментом в процессе трансформации полицейской системы указанного государства, сформировав социально-культурные и политикоправовые предпосылки для значительного укрепления фундаментального конституционного института прав человека на протяжении последующих десятилетий.3.2. Формирование нового взгляда на социальную роль и предназначение полиции в механизме современного конституционного государства(1960-е гг.).3.2.1.
Масштабный рост преступности и репрессивная реакция исполнительной власти. После относительно спокойного и благополучного в экономическом, социальном и политическом плане послевоенного десятилетия в 1960-егоды американское общество сталкивается с многочисленными социальными, политическими и культурными потрясениями, проявлением которых служат массовые антивоенные и антиправительственные демонстрации, студенческие волне-131ния и городские беспорядки, а также убийства влиятельных политических лидеров и борцов за гражданские права263.Состояние общенациональной социально-политической нестабильностисущественно усугублялось одним из наиболее острых всплесков преступности вистории рассматриваемого государства.
Согласно статистике Федерального бюрорасследований в 1960 г. общий уровень совершаемых в США насильственныхпреступлений264 достигает беспрецедентной на тот момент отметки в 160,9 случаев на 100 тыс. жителей и продолжает свой рост в последующие годы265, выступаяодной из основных причин общественного беспокойства и в значительной степени определяя политическую повестку страны. Так, выступая перед Конгрессом 8марта 1965 г., Президент США Л. Джонсон рассматривает проблему усилениякриминальной активности непосредственно через призму обеспечения личнойбезопасности американских граждан, декларируя, что «ни одно право не являетсяболее фундаментальным для американского общества, чем право на личную безопасность и ни одно право не нуждается столь остро в защите»266.Ошеломляющий рост преступности порождал среди американских гражданопасение, что ухудшение криминогенной обстановки является перманентной тенденцией, способной привести к непредсказуемым для общества последствиям267.В подобных условиях полицейские институты США фактически оказались заложниками культивируемого в предшествующие три десятилетия образа «профессиональной» полиции как «тонкой голубой линии» – единственного барьера,ограждающего важнейшие конституционные права граждан от преступных посягательств.
Проходя через призму искаженного таким образом восприятия соци263В частности, в результате спланированных покушений были убиты 35-й Президент США Джон Кеннеди (1963 г.) и лидер Движения за гражданские права чернокожего населения США Мартин Лютер Кинг (1969 г.).264В юридической терминологии США группу «насильственных преступлений» (violent crimes) составляют такие виды правонарушений, как убийство, изнасилование, грабеж и нападение при отягчающих обстоятельствах (aggravated assault).265Здесь и далее по тексту данные об уровне насильственных преступлений на территории США приводятся в соответствии со статистикой Унифицированных отчетов о состоянии преступности.
См.: Uniform CrimeReporting Statistics. – Washington: U.S. Department of Justice, Federal Bureau of Investigations. URL:http://www.ucrdatatool.gov/Search/Crime/State/RunCrimeTrendsInOneVar.cfm266Jonson L. B. Special Message to the Congress on Law Enforcement and the Administration of Justice (March 8,1965). URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=26800267См.: Губанов А.
В. Основы организации и функционирования полиции зарубежных государств и использование их опыта для совершенствования деятельности органов внутренних дел России : дис. ... докт. юрид.наук: 12.00.02 / Губанов Андрей Васильевич. – М., 1997. С. 66.132альной роли и возможностей полиции, все более усиливающийся страх обществаперед криминалом закономерно трансформировался во все более нарастающееобщественное и, следовательно, политическое давление на полицейскую систему.Предпринимая отчаянные попытки оправдать чрезмерно возлагаемые на нееожидания и доказать тем самым саму необходимость своего существования, всложившейся ситуации американская полиция закономерно продолжала ориентироваться исключительно на установленные еще в 1930-е годы показатели своейэффективности. Например, как указывает Д. Сколник, в 60-е годы XX в.
в качестве ключевого критерия полицейской эффективности активно продвигался т. н.коэффициент раскрываемости268 (рассчитываемый, напомним, как соотношениерасследованных преступлений к общему числу зарегистрированных). Стремясьлюбыми средствами повысить данную цифру, многие стражи порядка целенаправленно отвергали доступные им достижения криминалистической науки и обращались к «старым добрым» антиконституционным методам предварительногоследствия и дознания. В частности, утверждают американские исследователи,надлежащий сбор доказательств и детальное уголовное расследование были взначительной степени вытеснены принудительным получением признательныхпоказаний и зачастую полицейские попросту избивали подозреваемых до тех пор,пока те не признаются в инкриминируемых им деяниях269.В результате совокупного воздействия обозначенных ранее факторов в рассматриваемый период профессионализированная, милитаризованная и изолированная от общества полицейская система США впервые отчетливо продемонстрировала свою неспособность не только эффективно защищать важнейшие конституционные права граждан, но и обеспечить надлежащий уровень их соблюдения своими собственными служащими.
В стремлении обеспечить правопорядок«твердой рукой» и ориентируясь на установленные критерии результативностисвоей работы, все большее число американских полицейских вступали на путьнарушения Конституции и закона. Подобная тенденция, утверждает Л. Браун, от268См.: Skolnick J. H. On Democratic Policing // Ideas in American Policing. – Washington: Police Foundation,Aug.
1999. P. 4. URL: http://www.socqrl.niu.edu/miller/courses/soci486/readings/skolnick_perf.pdf269См.: Gaines L. K., Worrall J. L. Op. cit. P. 22.133ражала исторически сложившееся в полицейской среде понимание, согласно которому цель фактически оправдывала средства.
В частности, попытки поддержания существующего социального порядка и ограждения законопослушных граждан (преимущественно – белых) от преступных посягательств имели большее значение, чем методы, используемые для выполнения этой задачи270.3.2.2. Социальная реакция на расовую дискриминацию и неоправданнуюжестокость в повседневной работе полиции.















