Диссертация (1173453), страница 10
Текст из файла (страница 10)
Эти выступления, как ипотом, выступления против Советской власти, свидетельствуют об определенных39См.: Ключевский В.О. История сословий в России. Репринтное издание 1913 г. — СПб., 2016. - С. 77.43притязаниях, которые имели свои аксиологические основания, и следованиекоторым не останавливало казачество даже под угрозой смерти40.К материальным ценностям казаков следует отнести их особый уклад жизни,характер быта.
Он начал складываться, как отмечает В. Татищев, в начале XVIвека. Именно тогда казаки переходят на оседлый образ жизнедеятельности. Ониначинают строить «зимовища и юрты» для зимовки в Диком поле - малообжитыхпридонских степях. Естественно, что землянки и шалаши со временем сменилисьогороженными поселениями, т.е. городками, вокруг которых стоял острыйчастокол, сдерживающий внезапные набеги кочевников или разбойников.Позднее такие места стали называть «станицами», от слова «стан», стоянка41.Продовольствием казаки обеспечивали себя практически сами, занимаясьохотой, ловлей рыбы, пчеловодством, разведением крупного рогатого скота.Промышленные товары они получали в жалование от государей Московских, атакже покупали на московской границе у купцов или добывали в «тайных» отгосударя Московского походах.Каждое общество казаков имело земли, на которые соседи заходить не могли.Как правило, человек 80 - 100 селилось вместе.
В станицах дома также окружалиплетённой и земляной огорожей, создавая свои городки. В каждом городке былодин общий дом, который назывался станичной избой, где могли зимоватьбездомные казаки.В свободное время казаки собирались в станичной избе без своих жён. Тамони могли обсуждать планы и отдыхать. Правда, празднества проводилось послетого, как на общем сборе станичный атаман отдавал приказ о том, чтобы во времягулянья не было бесчинств.Управление в станице или городке осуществлял выборный на год атаман.Помощником у него был станичный есаул.
Однако, все важные вопросы решалисьв кругу, в общем сборе, на площади, а зимою в станичной избе.40См.: Гримберг Ф. Династия Романовых. – Режим доступа: http://nemalo.net/books/477270-fainagrimberg-dinastiya-romanovyh-zagadki-versii-problemy.html41См.: Татищев В.Н. История российская: в 3 т. - М., 2003. - Т. 1. - С. 324 - 325.44У атамана были в совете и подписные старики.
Это были судьи. Ониизбирались из лучших людей станицы. В их обязанности входило:- разрешать споры между ссорящимися сторонами;- брать штрафы с тех, кто нарушал порядок;- вести очередь в нарядах на службу;- созывать казаков, если станице грозила опасность;- объявлять кругу о совершенных казаками преступлениях и ждать судебногоразбирательства. А оно осуществлялось на кругу или на сборе в станичной избе.Оценивая характер жизни казаков, можноутверждать, что она былаобщинной с самостоятельным общественным самоуправлением. Такой формыорганизации жизнедеятельности других сословий на местах в России ни у кого небыло.Если рассматривать управление казачеством со стороны государственнойвласти в России, то оно имело «свои» ценностные образования, во многом такжеотличающееся от организации управления в других социальных общностях,составляющих социальную структуру страны. Так, к такому отличию следуетотнести наличие наказных атаманов, которые были реальным «промежуточным»звеном высшей государственной властью и казачеством.Например, во главе управления в войске донском стоял войсковой наказнойатаман.
В остальных, кроме сибирского, также наказные атаманы. Для наиболееотдалённых войск имелись ещёкубанского и терского -и войсковые наказные атаманы. Для войскэто был главноначальствующий;на Кавказе, длясибирского и семиреченского казачества он выступал как степной генералгубернатор; для забайкальского, амурского и уссурийского казачества им былприамурский генерал-губернатор.Названные атаманы имели свой статус. Например, звание войсковогонаказного атамана соответствовало званию генерал-губернатора. А статуснаказного атамана, соответствовал званию военного губернатора.
Атаманыисполняли и военное, и гражданское управление.45Каждое войско делилось на станицы, состоящие из одного или несколькихказачьих поселений. Они именовались хуторами или посёлками. Площадьвладения каждой станицы составляло станичный юрт, а все лица войсковогосословия, живущие в юрте, составляли станичное общество.Власть в станицах осуществлялась посредством станичного и хуторскогоуправлений.
Состав станичного (хуторского) управления включал в себя:- станичный (хуторской) собор;- станичного (хуторского) атамана;- станичное (хуторское) правление;- станичный суд.Станичный собор, коллегиально, решал дела, касающиеся:- избрания на общественные должности в станице;- изыскания способов и мер к устройству общественного призрения,учреждению начальных школ и ссудо-сберегательных касс, установлениюобщественных запашек, улучшению коневодства и других отраслей сельскогохозяйства;- заведование запасными хлебными магазинами и выдачей ссуд;- жалобами и ходатайствами по станичным делам;- распределением земельного довольствия;- развёрсткой повинностей и т.п.Решение принималось большинством голосов и считалось состоявшимся,когда в нём участвовало не менее 2/3 всех выборных.
Наиболее важные деларешались2/3 голосов из присутствующих. Жалобы на постановления сбораприносились атаману отдела42.Следует также выделить и такой специфический компонент ценностейказачества, относящийся к укладу жизни, как семья, её создание, место в нейженщины, детей, отношений, в ней наличествующих.42См.: Гнеденко А.М., Гнеденко В.М. За други своя или всё о казачестве / Отв. ред.
Ю. Венелина и И.Забелин; Международный фонд славянской письменности и культуры. - М., 1993. С. 28-42.46Следует обратить внимание на тот факт, что принципы бытия казачьейобщины, не могли не формироваться и утверждатьсяв семье. Семейнаяпарадигма диалектически соприкасалась и перетекала в парадигму общины.Непременно, парадигма общины обусловливала становление, укрепление иподдержание семейных традиционных казачьих ценностей.Как отмечают многие исследователи казачества, уже изначально в казачьейсемье «закладывались» удивительные сочетания патриархального уклада жизни,утверждающегося в нейпатриархального мировоззрения и, одновременно,свободы мышления, проявления активности, но во благо другим. В результатеказачья семья стала уникальным социальным и культурным творением, равногокоторому не знает опыт социально-исторического развития всех общностей нетолько в России, но и во всём мире.Более нигде, а только в казачьей семье сформировалось и утвердилось особоестатусное положение женщины как жены, матери и воина.Как только казачество сталотрансформироваться в военное служилоесословие, то, одновременно, стал изменяться и статус женщины в составеказачьей семьи.
Военная служба предопределила для женщин «новую» ступень иновую позицию как в семье, так и в традиционной, до того сугубо мужской,казачьей иерархии.Что касается мировоззренческих установок, то военная и государственнаяслужба казаков, трансформировала жизнь казачьей семьи не только в сторонуизменения статусного положения женщины, изменения её ролей, но и в планеизменениясоциальныхустановок,которымижёныиматеристалируководствоваться в отношениях к детям и мужьям.Другими словами, первоначальные патриархальные, ритуальные установки иобязанностиженыиматерибылитрансформированыв«служебно-государственные», в алгоритмы отношений и деятельности, которые имели цельслужбу Отечеству и его безопасности и которые были воплощены в организациии функционировании казачьей семьи.47Так, у каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца даматери, были крёстный отец и крёстная мать.
О выборе крёстных, кровныеродители заботились заранее. К ним «предъявлялись» особые требования, так какони не должны были быть родственниками.Отец, подбирая крёстного, ориентировался на определенные черты исвойства, которыми он обязан был соответствовать. Крёстный обязан был бытьчеловекомнадёжным. Более того, он должен был быть квалифицированнымвоином и степенным человеком, чтобы у него было чему полезному и значимомупо жизни и в бою поучиться. Ведь именно крёстный формировал «дух казака».Немаловажным фактором в подборе крёстного отца и крёстной матери былои то, чтобы они жили недалеко от крестника (крестницы). Только так они моглиучаствовать в воспитании и формировании будущего казака и ли казачки.Поэтому кровная мама, подыскивая крёстную, обращала свой взор на своихподруг и выбирала такую, которая хоть и не намного, но была бы её старше.В дальнейшем, если в семье родился мальчик, то основная нагрузка ложиласьна крёстного.
Он из него воспитывал и формировал казака-воина.Если родилась девочка, то главная задача крёстной матери состояла в том,сформировать в ней девушку-казачку как жену, матерь и хозяйку. Крёстный, вданной ситуации, формировал в казачке отношение к казаку, как к воинузащитнику, как к мужу, отцу и главе семьи.С 12 лет казачонка начинали водить на круг (сход) и другие общественнозначимые мероприятия.
Это делалось с целью развития у него правил ипринципов общинной казачьей жизни. А уже с 16 лет, но по персональнойготовности, казака включали в состав охотников на хищников, которые водилисьв прилежащих к станице лесах.Для получения определенных знаний и развития соответствующих умений инавыков, казачата проходили обучение под руководством опытных казаков.