Диссертация (1173352), страница 33
Текст из файла (страница 33)
СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1897-1900. Т. 3. С. 217.Там же. С. 218.261Там же. С. 616.262Там же. С. 1069.263Там же. С. 634.260148создано для «проведения граничной черты между деятельностью и притязаниямиразных лиц... »264.То есть, философ делает вывод о том, что правосознание – это чувство,соответствующее праву, и идея справедливости. А, поскольку они отличаются отнравственных чувств и идей, то они носят объективированный характер.Следовательно, если право регулирует только внешнее поведение человека, топравовые идеи и чувства не всегда могут совпадать с безусловной истиной исправедливостью.Творчество К.
Д. Кавелина соответствовало характерной для русскихмыслителей XIX века тенденции, выражавшейся в стремлении придать своимфилософским идеям прикладное значение с целью социально-правовогореформирования. Как и всей русской философии в целом, К. Д. Кавелинуприсущи всеохватность и синтетичность мышления в попытках познания бытия исоздания целостного о нем знания. Без идей мыслителей такого масштабаневозможно было бы провести в России «Великие реформы» в XIX веке.Таким образом, западники, осмысливая национально-государственные исоциально-правовыеобщенациональнуютенденцииосновудляразвитияРоссии,модернизациипыталисьгосударства,найтипостроениясовременной правовой системы с демократическим правосудием и гражданскогообщества.
В целом, каждым из мыслителей по-своему, была представлена модельотечественного общественного развития, базирующаяся на ценности личности,взаимодействии культур и народов, разумной правовой рецепции.Они освоили огромный пласт исторических, философских, этических иэстетических идей, переосмыслили их с учетом национально-культурного опыта,творчески ввели их в осмысление процессов поступательного движения России.Впервые в XIX веке, благодаря прежде всего западникам, стало придаватьсярешающее значение идеям развития, без определения которых и выбора из нихприоритетных невозможен общественный прогресс; по-новому начинает звучать264Кавелин К.
Д. Этика // Кавелин К. Д. Собрание сочинений: В 4-х т. СПб: Тип. М. М. Стасюлевича, 1897-1900. Т.3. С. 887-С. 1070.149проблема государственно-правового и общественного идеала, а относительноправосудия формируются и развиваются идеи, которые будут востребованыидеологами Судебной реформы 1864 года и образуют философию русскогоправосудия второй половины XIX века. Это идеи: справедливости; прав личности;равенства всех сословий перед законом и судом; бессословного и независимогоправосудия; гласности и состязательности; права на защиту в суде; нравственногоправосудия; правосудия на основе обычного права.В наше время, когда идет дискуссия о цивилизационном развитии России иЕвропы, идеи западников относительно правосудия по-прежнему актуальны;возможна их интерпретация в контексте современного диалога цивилизаций.3.3.
Духовно-национальные идеи правосудия почвенничестваВ начале второй половины XIX века в России появляется направлениеобщественно-философской мысли – почвенничество, с которым мы связываеттворчество Ф. М. Достоевского (1821 – 1881), М. М. Достоевского (1820 –1864),А. А. Григорьева (1822 – 1864), Н. Н. Страхова (1828 – 1896) и ихединомышленников, публиковавшихся в журналах «Московитянин», «Время»,«Эпоха», «Гражданин», «Светоч». Вторая половина XIX века – это особый периодв русской общественной жизни, когда идет борьба официальной идеологии,стремившейся сохранить устоявшиеся вековые порядки России, с либеральными,социалистическимиианархическимитечениями,покушавшимисянатрадиционный уклад русской жизни.Оставаясь последовательными преемниками славянофилов, почвенникибыли сторонниками патриотического течения социально-философской мыслиРоссии.
Преемственность славянофильского мировоззрения проявляется, преждевсего, в идее национальной почвы, органическом мировоззрении, предназначениирусского православного народа, построении общества на православной основе;между ними было единство также в духовно-нравственных убеждениях оправославных идеалах соборности с взаимной любовью и состраданием. Сами150почвенники и не отрицали духовного родства со славянофилами. Так, Ф. М.Достоевский, обозначая как славянофильство свое мировоззренческое кредо,писал: «Я во многом убеждений чисто славянофильских, хотя, может быть, и невполне славянофил»265.Почвенничество зарождается как реакция на обмирщение русскогообщества, духовный кризис в среде, прежде всего, высших сословий, увлеченныхевропейской философией, воспевающей культ разума, науки, прогресса, атеизма.Политическая и интеллектуальная элита отрывается от народной жизни,отдаляется отправославнойверы, предаваясьбезбожнымлиберальным,материалистическим и анархическим учениям, чуждым русскому сознанию икультуре.
Как справедливо заметил Г. В. Флоровский, «вся история русскойинтеллигенции проходит в девятнадцатом веке под знаком религиозногокризиса»266.Почвенники раскрыли причины и природу отрыва от почвы политической идуховной русской элиты, увидели в этом отрыве предпосылки будущихсоциальных потрясений, в чем они, к сожалению, оказались правы.
В этой связиГ. В. Флоровский отмечает: «Не в том главное, что Достоевский исповедует«почвенничество», как идеологию. Но именно в его художественном творчествеэта тема о «почве» и о «мечте» становится основною… И «почвенничество» естьименно возврат к первоначальной цельности, идеал и задание цельной жизни»267.Мировоззрениепочвенниковформировалосьчерезпреодолениевнутреннего раскола в жизни каждого из них. Так, братья Достоевскиепервоначально разделяли взгляды социалиста Фурье, участвовали в кружкеПетрашевского, за что Ф. М.
Достоевский четыре года провел на каторге, гдевозродился его дух в христианских помыслах268. Н. Н. Страхов глубоко изучалевропейскую философию и естествознание, занимался их переводами на русскийязык, уяснил систему и диалектику Г. Гегеля. А. А. Григорьев был со265Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: В 9 т.Т. 9. В 2-х кн. Кн. 2.: Дневник писателя. М., 2004. С. 216.Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Минск, 2006. С.
608 с.267Там же.268Селезнев Ю. И. Достоевский. М., 1985. 543 с.266151студенческих лет увлечен литературой западного романтизма, немецкойклассической философией, идеями Ф. Шеллинга269. Но эти духовные исканиятолькоприблизилиихкобразунациональнойпочвы,какотправноймировоззренческой точки. Почва ими воспринималась в виде естественных,сакральныхценностей,заложенныхвсоборномсознаниииархетипахбессознательного, что обеспечивает органические, непрерывное, преемственноетечение духовной и материальной жизни русского народа.Признаваянаучно-культурные,социально-экономическиеигосударственно-правовые достижения европейских стран, почвенники виделидуховное разложение западной цивилизации – это, на их взгляд, прежде всегопотеря душевного единства и любви.
Как и славянофилы, они находили спасениеЕвропы в России, самобытная культура которой способна решить кризис Запада.Они видели ограниченность и уязвимость культа разума как средства познанияистины, ставшего определяющим в западноевропейской философии, о чем, вчастности, писал А. А. Григорьев270.У Н. Н. Страхова мы также находим глубокий анализ нравственногопадения представителей рационализма и нигилизма. По мнению мыслителя,разум создает иллюзию превосходства рационального подхода ко всем процессами пренебрегает все непредсказуемое, не подлежащее объяснению.
Он пишет поэтому поводу в одном из писем: «Нигилизм – это грех трансцендентальный, это –грех нечеловеческой гордости… Это – безумие соблазнительное и глубокое,потому что под видом доблести дает простор всем страстям человека, позволяетему быть зверем и считать себя святым»271.Государственно-правовые воззрения почвенников исходили из убеждения втом, что ни государство, ни право не являются самодовлеющими ценностями, вотличие от западноевропейского понимания их значения, где идеальноеустройство общества связывалось с идеей правового государства и правамичеловека.
Смысл и значение государства – защита от внешних врагов, борьба со269Григорьев А. А. Воспоминания. Л., 1980. С. 5 – 67.Григорьев А. Эстетика и критика. М.: Искусство, 1980. 496 с.271Страхов Н. Н. Борьба с Западом. М., 2010. С. 329.270152злом. Кроме того, государство, по мысли почвенников, должно быть духовносанкционировано, а государственно-правовые институты должны служить защитенравственности, подчиняясь религиозным ценностям общества.272.В европейских странах культ государства имеет языческое происхождение;их развитие привело к доминированию силы государственного принуждения наоснове положительных законов, а исполнение всего лишь внешних установлений,предписаний, правил поведения считается вершиной добродетели.
В этузападную систему координат, требующую минимального внешнего порядка, невписываются душевный склад, совесть или жертвенные поступки ради других.Поэтому почвенники и выступали против фетишизации государства и этатизацииобщества,подчеркиваявторостепеннуюрольгосударственно-правовыхинститутов по отношению общине верующих, как идеальной социальной модели.Ф. М.