диссертация (1169790), страница 28
Текст из файла (страница 28)
В случае необходимости, Комиссия прилагает к отчетамобоснованныепредложенияовнесенииизмененийвдействующеенаднациональное законодательство.Стоит также отменить роль Суда ЕС в формировании соотношениянемецкого и европейского права в области взимания акцизов с табачнойпродукции.
Так, существенное влияние на законодательство ФРГ оказалорешение Суда ЕС189, в котором было установлено, что при взимании акциза насигариллы и сигары не может быть использована адвалорная ставка, денежноевыражение которой ограничено установленным в законе минимумом (как этопредусматривал §4 Закона ФРГ «О налогообложении табачных изделий» впротиворечие Директиве 92/80/ЕЕС).
Сославшись на это решение ФедеральныйфинансовыйсудФРГразрешилспормеждукомпаниейБринкманнТабакфабрикен ГмбХ (нем. Brinkmann Tabakfabriken GmbH) и Главнымтаможенным управлением Бильфельда (нем. Hauptzollamt Bielefeld) в пользуналогоплательщика190.Вдальнейшемпротиворечиянациональногорегулирования и права ЕС были устранены путем изменения рассмотренныхположений Закона ФРГ – была введена смешанная ставка, предусмотреннаяДирективой 92/80/ЕЕС.189Дело C-365/98. Brinkmann Tabakfabriken GmbH против Главного таможенного управления Бильфельда //[Электронный ресурс]: http://curia.europa.eu – доступ свободный.190Решение Федерального финансового суда ФРГ от 11.02.2003 / V II R 08/01 // [Электронный ресурс]:http://www.judicialis.de – доступ свободный.135Таким образом, на уровне ЕС закреплены общие вопросы – основныеопределения, минимальные ставки, переходные периоды и условия исключенияиз-под налогообложения, а в компетенции государств остается установлениедетального регулирования и проведение сбалансированной налоговой политики.В целом положения Директивы 2011/64/ЕС почти без измененияформулировок перенесены в Закон ФРГ «О налогообложении табачных изделий»1968 года, который содержит также дополнительные статьи, адаптирующиеустановленное на уровне ЕС регулирование к местным условиям.
Например,приведена в соответствие с требованиями Директивы ставка национальногоакциза на трубочный табак, который на уровне ЕС подпадает только под общуюкатегорию «иные виды курительного табака».Исследование последствий имплементации Директивы выявили основныепроблемы – субъективность, неоднородность, а в некоторых случаях и полноеотсутствие определений табачной продукции. В связи со стремительнымразвитием технологий и методик производства требуется ежегодное обновлениеположений наднационального акта с целью предупреждения злоупотреблений нарынке. Впрочем, при невозможности введения в национальное законодательствоопределений, предусмотренных наднациональным правом, может быть найденкомпромисс – в случае с ФРГ на переходный период было введеноальтернативное определение.Имплементация европейских актов связана с существенными различиями вправовых системах государств-членов.
Важную роль в такой ситуации играетнегативная интеграция: толкование Судом ЕС положений наднациональных актови оценка им соответствия германского законодательства европейским актампозволяет устранять противоречия в формулировках и правовых механизмах,возникающие уже после успешной имплементации директив. Деятельность Судаи надзор Европейской комиссии, подотчетной в данном вопросе Совету ЕС,позволяютподдерживатьнеобходимыйбалансмеждуевропейскимзаконодательством и государственным правовым регулированием – вовремявыявлять противоречие правового регулирования государств-членов европейским136актам, а также своевременно вносить изменения в право ЕС, если существующиенормы не позволяют эффективно регулировать общественные отношения врассматриваемой сфере.Первые Директивы, гармонизирующие налогообложение алкогольнойпродукции, были приняты в 1992 г., тем самым гарантируя в данной областиединый подход государств в рамках единого внутреннего рынка, созданиекоторого завершилось к 1993 году.Директива Совета 92/83/ЕЭС от 19 октября 1992 г.191 о гармонизацииструктуры акцизных сборов на спирт и алкогольные напитки определяет видыподакцизных алкогольных напитков и методы исчисления акцизов.
К категорииалкоголя и алкогольных напитков относятся: пиво (ст. 2), вино (ст. 8),ферментированные напитки, отличные от вина и пива (ст. 12), этиловый спирт (ст.20), промежуточные продукты (ст. 17).Совет министров ЕС пришел к выводу, что полная гармонизация ставокакцизоввданнойобластинеявляетсянепременнонеобходимойдляфункционирования единого внутреннего рынка, поэтому Директива 92/84/ЕЭС192о гармонизации ставок акцизных сборов на спирт и алкогольные напиткиустанавливает только минимальные ставки акцизов, оставляя на усмотрениегосударств вопрос обложения алкогольной продукции по более высоким ставкам.Так, например, при минимальной ставке, применяемой к пиву, в 0,748 евро загектолитр/градус Плато в ФРГ государством установлена ставка в 0,787 евро загектолитр/градусПлато.Высокиеставкиприносятбольшедоходавгосударственный бюджет и повышают стоимость, что делает алкогольнуюпродукцию менее доступной для потребителей.191Директива Совета ЕС № 92/83/ЕЭС от 19 октября 1992 г.
о гармонизации структуры акцизных сборов на спирти алкогольные напитки [англ. Council Directive 92/83/EEC of 19 October 1992 on the harmonization of the structures ofexcise duties on alcohol and alcoholic beverages] // OJ L 316, 31/10/1992 –с. 21 – 27.192Директива Совета ЕС № 92/84/ЕЭС о гармонизации ставок акцизных сборов на спирт и алкогольные напитки[англ. Council Directive 92/84/EEC of 19 October 1992 on the approximation of the rates of excise duty on alcohol andalcoholic beverages] // OJ L 316, 31/10/1992 – с. 29 – 31.137В ФРГ отсутствует единый акт, устанавливающий детальное регулированиеакцизов на всю алкогольную продукцию, но действуют нормативно-правовыеакты для отдельных категорий.Общие вопросы налогообложения алкогольной продукции урегулированы вЗаконе «О монополии государства на винокурение и продажу спиртныхнапитков» от 8 апреля 1922 года193 (с последующими дополнениями иизменениями;нем.Branntweinmonopolgesetz),втораячастькоторого(«Налогообложение ликероводочной продукции», §§130–159) служит lex generalisв правовом регулировании налогообложения алкогольных напитков.
Действуюттакже специальные законы: Закон «О налогообложении ферментированныхнапитков и промежуточных продуктов» от 15 июля 2009 года194 (нем.Schaumwein- und Zwischenerzeugnissteuergesetz), Закон «О налогообложениипива» от 15 июля 2009 года195 (нем. Biersteuergesetz) и Закон «О налогообложенииалкогольных коктейлей» от 23 июля 2004 года196 (нем. Alkopopsteuergesetz).Особенностью соотношения правового регулирования налогообложенияалкогольной продукции на уровне ЕС и в ФРГ является сохранениеформулировок Директивы 92/84/ЕЭС при имплементации в национальное право,что должно предупредить возникновение противоречий между национальным иевропейским актом.
Однако возникают проблемы интерпретации идентичныхположений наднационального и германского законодательства. Так, неяснымоказалосьопределение«независимогомалогопивоваренногозавода»,закрепленное в части 2 статьи 4 Директивы и §2 Закона ФРГ «О налогообложениипива». Согласно актам это пивоваренный завод, юридически и экономическинезависимый от других пивоваренных заводов и не работающий по лицензии. Вслучае193сотрудничествадвухиболеемалыхпивоваренныхзаводовсЗакон «О монополии государства на винокурение и продажу спиртных напитков» от 8 апреля 1922 года [немец.Branntweinmonopolgesetz] // RGBl.
I S. 335, 405; BGBl. III 612-7.194Закон «О налогообложении ферментированных напитков и промежуточных продуктов» от 15 июля 2009 года[немец. Schaumwein- und Zwischenerzeugnissteuergesetz] / BGBl. – I, 2009 – с. 1870, 1896.195Закон «О налогообложении пива» от 15 июля 2009 года [немец. Biersteuergesetz] / BGBl. – I, 2009 – с. 1870, 1908.196Закон «О налогообложении алкогольных коктейлей» от 23 июля 2004 года [немец. Alkopopsteuergesetz] / BGBl.– I, 2004 – с. 1857.138объединенным годовым производством, не превышающим 200000 гектолитров,эти пивоваренные заводы можно рассматривать как единый независимый малыйпивоваренный завод.На практике возник вопрос, предполагается ли экономическая зависимостьдвухилиболеемалыхпивоваренныхзаводоввслучаефактическойневозможности осуществления ими деятельности на одном рынке в качествеконкурентов, не оказывающих друг на друга никакого влияния, либо в случаесуществования одной только вероятности оказания влияния одним заводом надеятельность другого.
Подобная проблема возникла в результате фактическойдеятельности малых пивоваренных заводов на рынках двух государств-членов(ФРГ и Австрии) и их косвенной зависимости (см. Приложение 2). Финансовыйсуд федеральной земли Тюрингия направил запрос в Суд ЕС, которыйпостановил, что сама возможность оказания одним пивоваренным заводомвлияния на другой за счет крупных долей участия и наличии лица, занимающегоруководящие должности в нескольких предприятиях, приводит к экономическойзависимости таких заводов и лишает их права на применения пониженной ставкиакциза197.Таким образом, проблема неясности и неточности определений возникаетне только при ненадлежащей имплементации европейских актов в национальноеправо,нотакжевслучаедословноговоспроизведенияевропейскихформулировок.
В данном случае разъяснения Суда ЕС являются единственнымвозможным источником регулирования, поскольку решают возникшую напрактике проблему толкования права с меньшими временными затратами, чемпотребовалось бы для издания нормативно-правового акта Совета ЕС.Стоит также отметить, что в ФРГ действуют довольно низкие акцизы наалкоголь, в связи с чем налогообложение алкогольной продукции приносит вбюджет сравнительно меньше дохода, чем другие косвенные налоги.