диссертация (1169653), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Так, в 2000 г. И.В. Шестеряковой былазащищена работа по теме «Коллизионные вопросы труда по международномучастному праву», основной целью которой было выявление и анализ причинвозникновения коллизий и способов их разрешения в международных трудовыхотношениях. Унификация рассматривалась автором в качестве одного изспособов разрешения трудоправовых коллизий. В 2004 г. А.А. Спектор былазащищенадиссертациянатему«Трудовыеотношения,осложненныеиностранным элементом, как объект международного частного права», целькоторой заключалась в изучении и оценке правового регулирования трудовыхотношений, осложненных иностранным элементом, в РФ. Вопросы унификациизатрагивалась автором с позиции коллизионного права.
Вопросы унификациинорм, регулирующих трудовые отношения в международном частном праве насовременном этапе, в них не исследовались.Научная новизна диссертационногоисследования и положения,выносимые на защиту.Научная новизна данной диссертационной работы заключается в том, чтовпервые проводится комплексное исследование современных тенденций развитияпроцессаунификациинорм,регулирующихтрудовыеотношениявмеждународном частном праве.
Обобщаются и систематизируются различныеподходыгосударствимеждународныхсообществкрегулированиютрансграничного труда через призму концепции унификации. На сегодняшнийдень ни трудоправовая литература, ни работы по международному частномуправу не дают обоснования возможности и целесообразности унификации нетолько материальных, но и коллизионных трудовых норм.В представленной работе проводится анализ и сопоставление процессов12унификации,гармонизациииинтернационализации норм, регулирующихтрансграничные трудовые отношения, что позволяет не только установить ихвзаимосвязь, но и оценить эффективность названых процессов.
Исследованиегенезиса и тенденций процесса унификации норм, регулирующих трудовыеотношения, позволили нам выявить базисные принципы данного процесса, атакже определить наиболее перспективные методы их реализации.Элементы научной новизны присутствуют в выводах и положениях,выносимых на защиту:1.правовыхРезультаты унификации как процесса создания единообразныхнорм,существующихсразувнесколькихюрисдикцияхирегулирующих однородные отношения, находят закрепление в международныхактах разного уровня – универсальных, региональных и двусторонних.
При этоманализ обозначенных документов позволяет установить, что основной тенденциейсовременного этапа унификации коллизионных норм в сфере труда, являетсяунификация на региональном уровне.Несмотря на то, что и МОТ, и ООН, закладывающие фундамент дляформирования единообразного подхода государств к правовому регулированиюотношений в сфере трансграничного труда, обладают значительным потенциаломдля универсальной унификации коллизионных норм в данной сфере, донастоящего времени на их базе не разрабатываются подобные акты. Действующиеже акты МОТ и ООН содержат только унифицированные материальныетрудоправовые нормы.
Такое положение дел детерминировано объективнымитрудностями выработки единой позиции среди большого количества странучастниц соглашения, имеющих различный уровень развития экономики и права.Договоры,заключаемыенадвустороннемуровне,включаютиматериальные, и коллизионные нормы. Они обеспечивают более детальноерегулированиетрудовыхотношений,какправило,непредусмотренноеуниверсальными и региональными международными актами, либо формирующееисключительный режим труда для той или иной категории, трудящихся страныпартнера. Разработка унифицированных коллизионных норм при двустороннем13сотрудничестве государств является достаточно эффективной, однако остаетсямалоразвитой из-за трудоемкости процедур согласования интересов с каждымотдельным государством.2.Объединение государств в региональный экономический союз иправовая унификация норм, регулирующих отношения государств внутри союза,– взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы: создание союза неизбежноставит перед государствами проблему унификации названных норм, а правоваяунификация служит важнейшим средством, обеспечивающим функционированиеединого экономического пространства.
Перспективность развития унификации нарегиональном уровне объясняется стремительным расширением географиирынков труда и спецификой трудового правоотношения, наиболее эффективнаярегламентация которого может достигаться только в сотрудничестве государств,имеющих схожие правовые, экономические, политические и социальныепредпосылки и цели развития.3.Для достижения единообразия унифицируемых коллизионных норм врамках региональных объединений целесообразно использовать различныеправовые методы – издание наднациональных обязательных к исполнению илирекомендательных нормативных актов, заключение государствами-членамисоглашений в рамках партнерских договоренностей и др. С учетом отсутствия вотечественном законодательстве коллизионных предписаний, обеспечивающихвыбор применимого права при регулировании трансграничных трудовыхотношений, а также терминологической неидентичности используемых странами,входящими в состав ЕАЭС, формулировок закона, регламентирующего названныевопросы, в рамках Союза целесообразно использовать такой метод унификацииколлизионногорегулирования,какизданиенаднационального(надгосударственного) акта.
Этот подход обеспечит применение содержащихся втаком акте коллизионных норм для регулирования трудовых отношенийиностранцев, прибывающих на территорию стран ЕАЭС из третьих государств.Представляется, что евразийская унификация коллизионных принципов в сфереединого рынка труда сможет восполнить пробел не только в коллизионном праве14России, но и других государств-членов ЕАЭС, а также исключит возникновениеколлизии коллизий.4.Опираясь на мировой опыт и современные тенденции развитиярегиональных экономических интеграционных объединений на постсоветскомпространстве,предлагаетсязаключитьунификационноемеждународноесоглашение стран-членов ЕАЭС о коллизионном регулировании международноготруда.
Подобный акт послужит целям дальнейшего эффективного развитияправовой интеграции в ЕАЭС. В связи с этим в работе сформулированакомплексная коллизионная норма, которую предлагается включить в названоесоглашение5. Данная норма является гибкой и отражает господствующую в МЧПтенденцию правовогорегулированиятрудовыхотношений, осложненныхиностранным элементом.5.Вопросамколлизионногорегулированиятрудовыхотношениймигрантов и унификации норм, регулирующих трансграничный труд в форменадгосударственной коллизионной унификации, необходимо уделить внимание врамкахреализацииКонцепциигосударственноймиграционнойполитикиРоссийской Федерации на период до 2025 года6.
Соответствующее положениецелесообразнозакрепитьвразделеIVКонцепции«Международнойсотрудничество», а также отразить его в Плане мероприятий по реализации в 2016– 2020 годах Концепции государственной миграционной политики РоссийскойФедерации на период до 2025 года7.6.В ходе совершенствования российского законодательства необходимоучесть интеграционные потребности государства, где одно из ключевых местбудет занимать международное сотрудничество РФ по вопросам унификацииколлизионных норм, регулирующих трудовые отношения.
С этой цельюпредлагается обратиться к инициативе ВНИИ советского государственного5Формулировка комплексной коллизионной нормы представлена во втором параграфе третьей главы диссертации.Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв.ПрезидентомРФ)//https://www.kremlin.ru[Электронныйресурс].Режимдоступа:http://kremlin.ru/events/president/news/15635, для доступа к информ. ресурсам авторизация не требуется. Загл. сэкрана. (22.11.17).7Распоряжение Правительства РФ от 22.10.2015 N 2122-р «О плане мероприятий по реализации в 2016 - 2020годах (второй этап) Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до2025 года» // Собрание законодательства РФ, 02.11.2015. № 44.
С. 6150.615строительства и законодательства 1989-1990 гг. (актуальной и на сегодняшнийдень), касающейся включения в российское национальное законодательствокомплексной трудовой коллизионной нормы8. Основной коллизионной привязкойданной нормы является правило lex voluntatis, а при его отсутствии, применениюподлежит право места исполнения трудовой функции. Реализация даннойинициативынераспространенноготольковобеспечитсовременномприменениеМЧПвподходаРоссиикнаиболеерегулированиютрансграничного труда, но и решит коллизионную проблему в данной сфереправоотношений, осложненных иностранным элементом.7.Основой унификации трансграничных трудоправовых норм, как вматериальном, так и в коллизионном плане, а также фундаментом еепрактической реализации служит принцип национального режима, целеваянаправленность которогозаключаетсяв предоставлении равенства всемтрудящимся.
Данный принцип обеспечивает формирование комплекса прав,свобод и обязанностей, составляющих основное содержание правового статусаработников.В российском трудовом законодательстве, принцип национального режимазакреплен в ТК РФ. При этом, норма ст. 327.1 ТК РФ, в силу которой «натрудовыеотношениямеждуиностраннымработникомиработодателемраспространяются правила, установленные трудовым законодательством и инымиактами, содержащими нормы трудового права», трансформирует принципнационального режима из общеотраслевого правового принципа (п. 5 ст.
11 ТКРФ)винституциональныйпринциптрудовогоправа.Такимобразом,национальный режим становится основой специального регулирования трудовыхотношений, осложненных иностранным элементом.При выборе сторонами применимого права, принцип национальногорежима,пронизывающийправовуюсистемубольшинствагосударств,обеспечивает трудящимся-мигрантам предоставление основных прав наравне сгражданами принимающего государства.8Формулировка комплексной коллизионной нормы представлена в третьем параграфе третьей главы диссертации.16Создание в рамках регионального объединения (ЕАЭС) специального(преференциального) режима, в соответствии с которым трудящимся государствчленов Союза предоставляются особые права в вопросах трудовой миграции,обеспечиваетростмобильноститрудоспособногонаселения,расширяявозможности развития единого экономического пространства, что в свою очередьиграет важную роль для практической реализации региональной унификации.Теоретическая и практическая значимость исследования.Представленные в работе теоретические выводы и рекомендации, могутбыть использованы в ходе разработки механизмов унификации правовогорегулирования трансграничного труда на разных уровнях международноговзаимодействия.международныйКромеопыттого,правовогопроанализированныйрегулированияитрудовыхобобщенныйотношенийсиностранным элементом позволяет на основе сравнительного анализа провестивыборку наиболее удачных моделей регулирования таких правоотношений.Данные модели впоследствии могут быть внедрены в России и в рамкахтрансграничногорегулированиянаевразийскомуровне.Теоретическаязначимость представленной работы также состоит в выработке подходов копределению правовой природы унификации норм, регулирующих трудовыеотношения в международном частном праве, выявлению тенденций и проблемразвития института унификации названых норм.С практической точи зрения, результаты исследования могут бытьиспользованы для дальнейшей научной разработки рассматриваемой в работепроблематики, в правотворческой деятельности, при подготовке учебнометодической литературы, в практике правоприменения, а также преподавании врамках учебных курсов ВУЗов по направлению «Международного частноеправо», «Трудовое право», «Сравнительное трудовое право».Предложенныенаправлениясовершенствованияроссийскогозаконодательства и международных трудовых коллизионных норм могут служитьосновой для разработки более эффективного и отвечающего современнымпотребностям общества правового регулирования.17Апробация результатов исследования.Основные положения исследования изложены в работах, опубликованных визданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации, становились предметомнаучной дискуссии в рамках круглых столов и конференций (конференция потеме «Социальные и экономические вопросы в конституционном правезарубежных стран» в рамках секции «Трудовые и социальные права в системезащиты прав человека», проведенная факультетом международного праваМГИМО МИД России 18 декабря 2015 г.; круглый стол, проведенный кафедроймеждународного частного и гражданского права им.