диссертация (1169653), страница 23
Текст из файла (страница 23)
Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции:монография. М.: Проспект, 2013. С. 105-133.212Лушникова М.В. О единстве (унификации, гармонизации) и дифференциации источников международноготрудового права и права социального обеспечения // Вестник трудового права и права социального обеспечения.2009. Вып. 4. С. 74.95например, как Модельные закон о приграничном сотрудничестве, об охранетруда, о коллективных договорах и соглашениях, о миграции трудовых ресурсов встранах СНГ, о занятости населения, о персональных данных и т.п.
Названныеакты не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер. Однакопри их разработке была проделана работа по созданию единообразногоюридического подхода к регулированию различных аспектов труда и трудовоймиграции, а также к выработке общей терминологической базы. В доктринесформулировано обоснованное мнение о том, что модельные законы СНГоснованы на национальном законодательстве России213. В этой связи, опытразработки названных актов не только способна в известной степени облегчитьтекущую унификационную работу в ЕАЭС, но обеспечить реализуемость общихнорм ввиду их незначительного отличая от действующего российскогозаконодательства.Приэтомкасательнорегиональногомодельногозаконодательстванеобходимо учитывать, что наилучший унификационный результат возможентолько при наличии гибкости и отсутствия обязательного полного нормативногосоответствия в регулировании.
По нашему мнению, прямое включениемодельного законодательства в национальную правовую систему не можетпринести желаемого унификационного результата, так как при таком подходе неучитывается историческая, политическая, социальная, культурная, экономическаяи национальная идентичность государств.Понимая потребность в более тесном взаимодействии, государства бывшегоСССР создали ЕврАзЭс, на основе которого сформировалась евразийская модельсотрудничества государств.
Отличительной чертой данной модели, по словамД.К. Лабина, стало то, что экономический регионализм начал опираться направовые средства214. Несмотря на то, что ЕврАзЭс оценивался как наиболеединамично развивающаяся интеграция на постсоветском пространстве, влитературе отмечалось, что «достижение эффективной интеграции евразийского213Лютов Н.Л. Российское трудовое законодательство и международные трудовые стандарты: соответствие иперспективы совершенствования: научно-практическое пособие. М.: Центр социально-трудовых прав, 2012. С. 80.214Лабин Д.К.
Международно-правовое обеспечение экономического регионализма // Государство и право. 2005.№ 4. С. 63, 64.96экономического пространства затрудняется по ряду причин различного характера,в числе которых правовые проблемы занимают одно из наиболее важных мест»215.Среди таких проблем можно особенно выделить размытость и обобщенностьправовыхнормиотсутствиеэффективныхмеханизмовреализациимеждународных договоренностей. Одновременно с этим, А.Н. Козырин считает,что именно в «ЕврАзЭС активизировалось формирование нормативно-правовойбазы Единого экономического пространства, на основе которой впоследствиидолжен быть создан Евразийский экономический союз»216.
Он же определяет, что«фундаментом для формирования ЕЭП должен был стать Таможенный союз,создаваемый в рамках ЕврАзЭС»217. А.К. Надирова, сравнивая ЕврАзЭС и ЕСпишет, что процесс правовой интеграции в ЕврАзЭС затруднен по политическимпричинам, в частности ввиду все еще сильного влияния последствий распадаСССР и стремления государств к полной независимости, когда как в ЕС напротяжении долгого времени двигался в сторону объединения Европы в одногосударство218.С исторической точки зрения, представляется, что названные объединенияможно считать своего рода этапами евразийской интеграции, без прохождениякоторых у государств не было бы сегодняшнего опыта для формирования ЕАЭС иосознанного стремления к правовой унификации.Несмотря на наличие разных позиций, относительно этапов развитияевразийской интеграции и их значимости для унификационного процесса,результат членства государств ЕАЭС в других объединениях выразился, понашему мнению, в формировании в их рамках единых принципов и норм(обязательныхилирекомендательных).Этинормыипринципы,имплементированные либо принятые к сведению союзными государствами,заложили основу для унификации нынешнего правового регулирования в рамках215Каширкина А.А., Морозов А.Н.
Правовые аспекты интеграции на постсоветском пространстве в рамкахЕврАзЭС: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2010. № 2. С. 95.216Козырин А.Н. Пределы наднационального регулирования в Едином экономическом пространстве ЕврАзЭС //Реформы и право. 2013. № 3.
С. 4.217Там же. С. 3-8.218Надирова А.К. Гармонизация трудового права государств – участников Евразийского экономического союза какведущая задача интеграции // Бизнес, Менеджмент и Право. 2015. № 2. С. 73-77.97Союза.Представленный выше анализ доктрины и нормативных документовпоказывает,что,дляпроцессаунификацииправовогорегулированиятрансграничных отношений на постсоветском пространстве интересны ужеимеющиеся унификационные акты, созданные в рамках СНГ и ЕврАзЭс.Межгосударственноесотрудничествовнаправленииукрепленияевразийской интеграции, а также усовершенствования общего экономическогопространстванатекущемэтапереализуетсяпосредствомЕвразийскогоЭкономического Союза.
В литературе отмечается, что «миграция работниковвнутри пространства ЕАЭС, как ожидается, должна усилить потребностьработодателей всех пяти государств-членов в установлении сходных правовыхусловий для регламентации трудовых отношений»219. Также подчеркивается, что«развитие социально-трудовой сферы является чрезвычайно важным вопросомповестки дня в условиях становления ЕАЭС»220. С названными мненияминесложно согласиться, так как и руководящие документы ЕАЭС определяютунификацию правового регулирования различных сфер межгосударственногосотрудничества как цель успешной интеграции, в частности, в формированиирынка труда. Данная цель была сформулирована в результате многолетнеготесного сотрудничества государств, которые нуждаются «в согласованииразвитиянациональныхправовыхсистемпопутиихсближениясмеждународными стандартами, а, в конечном счете, и унификации национальногозаконодательства»221.
Действительно, только путем максимального сближениянациональных законодательств и создания единой нормативной базы возможноэффективное взаимодействие государств.В настоящее время, по вопросам трудовой миграции, государства-члены219Головина С.Ю., Лютов Н.Л. Трудовые споры в государствах ЕАЭС: понятийный аппарат и классификация //Российский юридический журнал. 2016. № 6. С. 115.220Леньшин А.А. Значение трудовых стандартов в международных торговых соглашениях в рамках созданиябольшого Евразийского партнерства // Право и экономика. 2016.
№ 9. С. 49.221Василевич Г.А. Основные принципы деятельности в Евразийском экономическом сообществе и возможныемеханизмы выполнения его решений государствами-участниками. В кн.: Международное право и национальноезаконодательство. М., 2009. С. 345.98ЕАЭС тесно сотрудничают в различных сферах222.
Так, п. 3 ст. 96 Договора оЕвразийскомЭкономическомСоюзезакладываетосновныепринципыосуществления свободного труда в ЕАЭС. В соответствии с данной нормой,взаимодействие союзных государств в сфере трудовой миграции строится насогласовании общих подходов и принципов, а также на обмене нормативнымиправовыми актами, регулирующими труд с иностранным элементом223.Формирование единообразной политики государств ЕАЭС в сферетрансграничного труда является, по нашему мнению, следующим шагом вдальнейшем развитии общего пространства для легальной трудовой миграции.Данная позиция поддерживается и в доктрине224.
Как правило, в мировойпрактике разработка общих миграционных правил привлечения иностранных лицк трудовой деятельности становится фундаментом свободного рынка труда.Национальные миграционные правила на территории ЕАЭС активно сближаются.Это делается в рамках упрощения разрешительных и регистрационных процедурв сфере миграции. В частности, если срок пребывания граждан союзныхгосударств не превышает 30 календарных дней с даты въезда, они освобожденыот обязанности заполнять миграционные карты при пересечении внутреннихграниц стран ЕАЭС; в пределах 30 суток с момента пересечения границымигранты, а также члены их семей могут не становится на миграционнуюрегистрацию в органах внутренних дел по месту временного пребывания.
Пункт 1ст. 97 Договора о ЕАЭС устанавливает, что на территории ЕАЭС работодателивправе привлекать к труду мигрантов их государств-членов без учетанациональных ограничений.Данная норма обеспечивает постепенный ивзаимовыгодный отход от рамок локальных рынков труда государств-членов, и222Егиазарова М. В. Регулирование труда иностранцев в ЕАЭС: вопросы унификации // Московский журналмеждународного права. 2016. № 2 (102). С. 172; Иванчак А.И. Правовой режим труда иностранных граждан вРоссийской Федерации.
М.: МГИМО, 2016. С. 55; Малышев Е.А. Некоторые аспекты гармонизациизаконодательства государств – членов ЕврАзЭС в сфере регулирования внешней трудовой миграции //Управленческое Консультирование. 2014. № 6 (66). С. 58-64; Надирова А.К. Гармонизация трудового правагосударств - участников Евразийского экономического союза как ведущая задача интеграции // Бизнес,Менеджмент и Право.
2015. № 2. С. 73-77.223Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // http://eaeu№io№.org/[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.eaeunion.org, для доступа к информ. ресурсам авторизация нетребуется. Загл. с экрана. (22.11.2017).224Мрих А.С. Нужна ли Евразийскому экономическому союзу единая социальная политика? // Трудовое право вРоссии и за рубежом. 2016. № 1. С. 40.99концентрацию на общем союзном рынке труда.В настоящее время в союзных государствах, действуют особые правиларегулирования труда иностранных граждан на территории ЕАЭС. В силу этихправил в отношении работодателей и работников при оформлении ими трудовыхотношений на территории Союзадействует особый режим. Например,работодатели не должны проходить процедуру оформления разрешение напривлечение иностранной рабочей силы, а также квоты на привлечениеиностранных работников из ЕАЭС.