диссертация (1169563), страница 27
Текст из файла (страница 27)
Помимо прочего, не былакоторойоформлялисьрешенияевродипломатии: продолжали использоваться установленные еще Маастрихтскимдоговором общие руководства, действия и позиции Союза, акты sui generis,заключения Европейского Совета и декларации его Председателя и Высокогопредставителя, заключения Совета министров, а не традиционные директивы,регламенты и т.д.339.Другой важной новацией второго этапа в развитии европейской дипломатиистало внедрение института Специального представителя ЕС, в ведении которыхоказывается урегулирование международных конфликтных ситуаций, а такжепроведение в жизнь приоритетных для Брюсселя направлений международногосотрудничества340.
На сегодняшний день ЕС располагает одиннадцатьюспецпредставителями в дюжине государств и регионах по всему миру:Афганистане, Косово, Грузии, районе Великих озер, в Африканском союзе,Боснии и Герцеговине, Центральной Азии, Македонии, Молдове, на ЮжномКавказе, Судане и на Ближнем Востоке. Они оказывают содействие Верховномупредставителю по ОВПБ в усилении европейского присутствия на мировой арене,популяризируют внешнюю политику ЕС и озвучивают его заинтересованность вразрешении гуманитарных кризисов.338Договор о функционировании Европейского Союза от 25 марта 1957 года.
[Электронный ресурс]. – Режимдоступа: http://eulaw.ru/treaties/tfeu.339Dougan М. The Treaty of Lisbon 2007: Winning Minds, Not Hearts // Common Market Law Review, 2008. Vol. 45. Pp.697-698.340Grevi G. The EU Special Representatives. – Paris: Institute for Security Studies of the European Union, 2007.121Часть спецпредставителей находятся постоянно в подведомственномгосударстве / регионе, часть – работает в штаб-квартире в Брюсселе и появляетсяв своем регионе по мере надобности. Конкретное содержание миссийспециального представителя ЕС определяется и реализуется в партнерстве ссекретариатом Совета Европы и Комиссии. В 2009 году страны-участницы иофициальные учреждения ЕС проанализировали промежуточные результатыработы спецспредставителей и определили ряд ключевых параметров, на которыхдолжна быть сосредоточена их деятельность. К таковым отнесены вопросыколлективнойбезопасности,обеспеченияверховенствазакона,состоянияокружающей среды и изменений климата, гуманитарных прав, прав человека,экономики, энергетики и транспорта, ювенальной и образовательной политики.Для исполнения поставленной Брюсселем перед спецпредставителем целион, как правило, фокусируется на следующих задачах341:- исполнение роли в качестве связного между ЕСВД, странами-участницамиЕС и Комиссией, содействуя определению приоритетов и распределениюограниченных финансовых ресурсов.
Спецпредставитель интегрирует стратегиюполитического действия, отталкивающуюся от важнейших интересов ЕС, и занятпродвижением европейских ценностей, разнообразных программ развития.- поддержание связей с важнейшими внешнеполитическими игрокамирегиона, использование всего доступного инструментария для сотрудничества.работа-вкластерахэнергетическойбезопасности,обеспечениекоординации и сотрудничества институтов ЕС, энергокомпаний и региональныхвластей.-урегулирование конфликтогенных ситуаций по поводу ресурсов.-изучение возможности включения тех или иных проблемных стран /районов в международные программы по обеспечению безопасности и развития.- работа по направлению реформирования сектора безопасности и силовыхструктур.341Бунстра Й., Аксенова В., Денисон М., Хэйл Ж., Ляруэль М., Марат Э., Пейруз С., Церцвадзе Т.
10 задач длянового специального представителя ЕС в Центральной Азии // EUCAM. № 24, 2012. С. 1-4.122- продвижение на уровне правительственных переговоров всеобщих правчеловека.- продвижение демократии и принципов демократического управления.- взаимодействие с гражданским обществом.- реализация программ ЕС по модернизации образовательных системрегиона.В нынешних, сформулированных этим, очевидно, несовершенным иустаревающимЛиссабонскимдоговором,конфигурацияхинститутовимногомерных методов управления ЕС представляет собой сложное образование.Акторами дипломатических процессов Союза выступают как общеевропейскиеструктуры, которые образуют функциональные дублеты друг друга, так игосударства-участникиинеправительственныеорганизации.Самаевродипломатия распадается на дипломатию общеевропейскую и дипломатиювнутриевропейского типа, – и в полной мере на их взаимосвязях сказывается весьспектр издержек балансирования всей институциональной среды ЕвропейскогоСоюза.1232.3.
Место Европейской Служ ы Внешних Действий в ЕвропейскомСоюзеНа сегодняшний момент в Европе удается обнаружить, как минимум, дваподхода к дипломатии – национальный и общеевропейский, существующие вдиалектике,которая,повыражениюД.Спенса,представляетсобой«взаимозависимость в параллелизме»342.С путаницей, что же считать европейской дипломатией, какое из ееизмерений, связана неустойчивость понятия о т.н. «евродипломатии»343,поскольку под ней можно подразумевать как собственно чиновничий аппаратдипломатии ЕС, так и более-менее регулярные региональные и межрегиональныедипломатические взаимодействия внутри ЕС.
В первом случае, евродипломатияпредставляетсобойинструментвнешнеполитическогодействиявсегоЕвропейского Союза, во втором – цементирующий само евроинтеграционное полефактор. Дополнительную двоякость задает сам статус ЕС – не имеющейоднозначного центра верховной власти, организованный в сеть внутреннихвзаимодействий дипломатов и представителей стран-участниц, в теле которойпостоянно растет число политических областей, на которых сказывается действиеэффекта перелива344.342Spence D. The Evolving Role of Foreign Ministries in the Conduct of European Affairs // Foreign Ministries in theEuropean Union: Integrating Diplomats / B.
Hocking and D. Spence (edc.), Palgrave, 2005. P. 18-37.343Автор термина Д. Джексон связывал феномен евродипломатии с возникновением новой европейской политеи,которая имела вид многоуровневого и децентрализованного порядка выработки и реализации общей внешнейполитики. См.: Jackson G. Concord Diplomacy. The Ambassador's Role in the World Today.
– London, 1981.344Hocking B., Spence D. Introduction: Gatekeepers and Boundary-Spanners: Thinking about Foreign Ministries in theEuropean Union // Foreign Ministries in the European Union: Integration Diplomats, Basingstoke and New York: Palgrave,2005, 336 pp.124В качестве попытки заменить слишком неопределенный и размытый термин«евродипломатия» в последние годы в научном употреблении закрепилась болееудачная «европолития».
Последняя предполагает «появление на международнойарене децентрализованного и многоуровневого института по согласованию ипроведению общей политики»345. В рамках европолитиии формируется несколькоуровней как проработки внешнеполитического курса (policy-making), так ипринятиярешений(decision-making)346.Возникающаямногоуровневостьстановится важнейшей характеристикой европейской дипломатии.С точки зрения проф. Й. Батора, евроинтеграция бросила вызовтрадиционным дипломатическим институтам сразу на трех уровнях: намногостороннем уровне Совета ЕС, на уровне самостоятельной способности ЕСвыстраивать дипломатические сношения с третьими акторами, а также навнутриевропейском уровне двусторонних отношений347.
И все же, даже не смотряна разрастание евроинтеграции и субрегиональных инициатив государствЕвропы, сама структура двусторонних дипломатических взаимодействий междусубъектами ЕС остается практически незатронутой. Одно из подтверждений томузаключаетсявсохраненииорганизационнойструктурыдипломатическихучреждений стран-участниц Евросоюза в государствах ЕС и в любых третьихстранах348.Проводя согласованный курс внешних взаимодействий, институты ЕС, дажебудучи главным актором европолитии, не отказывают странам-участницам вправе на самостоятельную внешнюю политику, что оказывает давление напроцедуры выработки совместных решений. Тем самым достигается новоеравновесие, которое приходит на смену отжившей концепции баланса интересов –баланс внутреннего и внешнего измерений европейской политики.
Устанавливаяэтот баланс, статья 27 Договора о ЕС подчеркивает, что ЕСВД должна345Дипломатическая служба зарубежных стран / Под ред. А. В. Торкунова, А. Н. Панова. – М.: Аспект-Пресс, 2015.С. 173.346Sutcliffe S., Court J. Evidence-Based Policymaking: What is it? How Does it Work? What Relevance for DevelopingCountries? // ODI, November 2005.347Batora J. Does the European Union Transform the Institution of Diplomacy // Journal of European Public Policy. Vol.12. No 1.
February, 2005. P. 44.348Hocking B., Batora J. Diplomacy and the European Union // The Hague Journal of Diplomacy. № 4, 2009. P. 116.125функционировать во взаимодействии с дипломатическими службами странучастниц ЕС, а вовсе не стремиться к их вытеснению или поглощению.Происходит как бы рассредоточение внешнеполитических, организационных,информационно-коммуникативных,согласовательныхфункционаловевропейской политики между национальным и общеевропейским уровнями(ЕСВД,ЕвропейскаяКомиссия,СоветЕвропейскогоСоюза,ПарламентЕвропейского Союза).
Более того, сохранение за странами-участницами права насамостоятельный, хотя и солидарный с ЕС внешнеполитический курс являетсягарантом сохранения культуры политического суверенитета, невмешательством всложившиеся между ними многовековые традиции отношений, а также стимуломразвития экономических механизмов сотрудничества (посольства оказываютподдержку представителям национального бизнеса в стране пребывания).РеформыАмстердамаиЛиссабона,учредившиеконкретизировавшие полномочия Высокого представителя349постисоответственно,были направлены на усиление координации обоих внешнеполитическихизмерений Европы: по внутрисоюзному контуру, в котором проявляются единыедля национальных дипломатий знаменатели, и по контуру продолжающейсяевропейской интеграции.