диссертация (1169333), страница 14
Текст из файла (страница 14)
Позднее эту особенность мы увидим в текстахмехтерских маршей, большинство из которых написано на османском (арабском)языке.Как мы упомянули ранее, мусульманство прочно «пустило свои корни» и сособым фанатизмом «взошло» в османском обществе; настолько прочно, что всенеукоснительно следовали хадису, утверждающему, что «На лоне ислама нетнациональностей»160. Религия пропитала собой все сферы жизни общества,стала высшей ценностью, нормирующей все сферы жизни подданныхимперии. Исходя из этого, мы будем рассматривать оркестр прежде всего каксакральный феномен культуры османского общества, как инструментприобщения к божественному. В подтверждение этому важно подчеркнуть, чтомузыкальные произведения оркестра Мехтер именуются не песнями или напевами,Yetkin Ç.
Türk Halk Hareketleri ve Devrimleri tarihi. İstanbul, 1984. S. 344–345.Турецкие народные сказки. М., 1967. С. 8.160Гордлевский В. А. Избранные сочинения. Т 3. История и культура. С. 76.15815962а именно молитвами (dua – пер. с тур. «молитва»). Таким образом, Мехтер можнообозначить связующим звеном между земным и божественным, с помощьюкоторого султан как халиф (наместник Пророка) достигал единения с Богом,помогающим ему в завоеваниях новых земель и расширении территорий«царства Божьего».3. Ценностные доминанты турецкой культуры: современный пластПосле падения Османской империи на смену имперской идеологии пришлановая республиканская, выдвинутая первым президентом новой ТурцииМ.
К. Ататюрком. Ее доктрина «шести стрел» (Altı Ok) была официально внесенав конституцию государства в 1937 г.; она включает в себя шесть принципов,которые актуальны для турецкой государственности по сей день: республиканизм(Cumhuriyetçilik), национализм (Milliyetçilik), народность (Halkçılık), секуляризм(Laiklik), этатизм (Devletçilik), революционность (İnkılapçılık).В контексте данной работы для нас представляют интересы те принципы,которые повлияли на возрождение оркестра Мехтер в современный период.
Мысчитаем, что таким принципом стал национализм, который выступает ценностнойдоминантой этого культурно-исторического пласта. Особенностью турецкогонационализма было то, что он стал второй религией государства, отодвинув исламна второй план. Как пишет А. Дж. Тойнби, «турки, как и многие другие исламскиенароды, восприняли наряду с остальными западными понятиями и идеями –полезными ли, вредными ли – и заразу национализма.
Возникает вопрос, каковымогут быть последствия вторжения этого узколобого западного политическогоидеала в мир ислама, где традиционно поддерживается древняя традиция,считающая, что все мусульмане – братья по религии, независимо от различий врасе, языке или образе жизни»161. Ислам при этом рассматривался как религия,способная ввиду своих разных течений разделять нацию, а этническое и рассовоеединство было утрачено в результате многочисленных войн и переселений. Ввидуэтого необходимо отметить, что турецкий национализм был вписан строго вграницы турецкого государства. Именно национализм послужил основой161Тойнби А.
Дж. Цивилизация перед судом истории. Сборник. М., 1996. С. 449.63консолидации турецкого общества, а вместе с тем и возрождения исконно турецкихкультурных феноменов.Современнная турецкая культура характеризуется поиском своего «я». Вразные эпохи XX в. вектор культурной политики государства тяготел то кевропейским, то к исламским ценностям. При всем этом Турция осознает своеособое геополитическое положение между Европой и Азией и старается мягкойсилой внедрять культурные влияния и Запада, и Востока. Пока что результатомэтих попыток является все большая культурная раздробленность страны, котораяпостоянно обостряется в современном мультикультурном пространстве. Населениезападных регионов страны, в которых активно развивается туризм, принимаетевропейские «правила игры», пропуская их сквозь призму своего традиционногомировоззрения, в то время как народ восточных провинций консервативен итяготеет к ценностям ортодоксальной исламской веры.
Золотой серединойявляются исконно турецкие ценности, актуальность которых год за годом набираетпопулярность в силу усиления связей между тюркскими государствами под флагомполитики пантюркизма. В связи с этим оркестр Мехтер как феномен турецкойтрадиционной культуры не только не теряет своей своевременности, заключая всебе веками выработанные ценностные доминанты, но и может выступатьценностным ориентиром современной турецкой культуры.Резюмируя выявленные нами ценностные доминанты турецкой культуры вракурсе разных культурно-исторических пластов, мы можем сделать вывод о том,что оркестр Мехтер представляет собой феномен османской, а затем итурецкой культуры, которая впитала в себя воинственность кочевников,мировоззренческую систему тенгрианства, поставленные на фундаментислама.Особенностью османской культуры является уникальная модель управлениягосударством, которая повлияла на формирование турецкой самобытности исмогла объединить в ней все эти составляющие.Ключевой чертой этой системы являлось то, что помимо собственнотурецкого кочевого населения имелись еще и составлявшие верхушку как64административной, так и военной власти люди, в которых течет христианскаякровь: обращенные в ислам христианские ренегаты и османцы (сразу мусульмане),рожденные от турок и христианок.
Следует отметить, что христиане, не принявшиеислам, тоже числились среди меньшинства населения империи, однако их правабыли значительно ущемлены, и они для нашего исследования не представляютособого интереса. Для нас же это означает, что в оркестре как гимне османскомувеличию мы даже не будем предпринимать попыток поиска отголосковхристианской культуры, потому что «по поднятию пальца», представляющегособой обряд исламизации, она стиралась из культурной памяти ренегата. В связи сэтим, говоря о традиции в османском обществе, мы должны четко осознавать, чтоона передавалась не на бессознательном уровне, а насильственно, принимая те своиформы, которые были необходимы османам на определенном этапе развитиясвоего государства и общества. Ренегатам необходимо было «вложить» и в душу,и в умы и воинственность, и исламские идеи, и все то, что было нужно длясохранения государственной целостности и процветания империи.В этом контексте изучение феномена оркестра Мехтер в турецкойтрадиционной культуре обусловливает необходимость рассмотрения проблемыэтнокультурной идентификации турок, в решении которой на протяжении разныхкультурно-исторических пластов особая роль принадлежала музыкальномуфактору.
А в османский период одним из инструментовэтнокультурнойидентификации выступал комплекс составляющих военно-исторического оркестраМехтер.Под этнокультурной идентификацией мы вслед за Ю. В. Бромлеемподразумеваем «этнические свойства (язык, культуру, самосознание, скрепленныевсамоназвании),территориальных,правовых»162.сформированныеприродных,Важнойдлявсоответствующихсоциально-экономических,нашегоисследованияусловиях–государственно-представляетсяработаэтнопсихолога Г. У.
Солдатовой, которая рассматривает этническую идентичностькак одну из составляющих самосознания и выделяет в ней такие объединяющие162Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973. С. 7.65народ особенности, как связь с прошлым, общность мифов, а также ее способностьослабевать и усиливаться (что делает ее механизмом управления идеологиейгосударства)163. Рассмотрим османскую этнокультурную идентичность с этихпозиций.Османское общество формировалось путем смешения тюрков с оседлымижителями (в основном христианами), прежде всего посредством исламизации.Иногда она проходила добровольно, поскольку мусульмане в Османской империиплатили гораздо меньше налогов, чем приверженцы других религий164. Однакочаще всего исламизация осуществлялась насильственным путем, при которомтурки забирали в плен христиан из различных вновь завоеванных земель. Такимобразом, у «вновь обращенных османов» не было общего прошлого, связанного сновой «Родиной», а общность истории, культуры и традиций необходимо былостроить искусственно и без промедления вкладывать в умы новых османов.Делать это нужно было быстро, поскольку переход из христианства вмусульманство,которыйпредполагаетдуховнуюготовностьиндивида,сопровождающуюся каким-либо классическим обрядом инициации, происходил восманском обществе очень просто и быстро: поднятый вверх указательный палеци слова «Слава Аллаху» мгновенно переводили христианина из разрядаугнетенного в разряд господина, стоящего во главе административного и военногоуправления империей.