диссертация (1169284), страница 9
Текст из файла (страница 9)
Конечным пунктом, к которому все спешат, являетсякатастрофа, — каждый преследует свой интерес в обществе, верящем всвободу общин»113.Когда речь идет сегодня о механизмах реализации экологическойполитики, выделяют три подхода:- прямое регулирование государства(нормативно-правовые иадминистративно-контрольные меры, государственное регламентирование ит.п);-рыночныемеханизмы,направленныенаэкономическоестимулирование;113Hardin G. The Tragedy of the Commons // Science.
13 December 1968: Vol. 162 no. Р.3859 – 124440- смешанные механизмы, сочетающие первые два подхода. В мире вобласти охраны окружающей среды наиболее широко распространенопрямое регулирование, базирующееся на законодательстве.114Исходя из практики последних двадцати лет экологические проблемыне удается решать на базе первых двух механизмов. В связи с этим наиболееприемлемы смешанные механизмы, позволяющие реализовывать экологоэкономическую политику на основе государственного регулирования ирыночных инструментов.1.3. Соотношение проблем современной политики имеждународной экологической безопасностиВ начале ХХI века в международной обстановке проявился рядособенностей, повлиявших на формирование повестки дня для решениявопросов международной экологической безопасности. Так, когда речь идето неэффективности государственной политики в экологической сфере, то вэтом случае имеется в виду, что еѐ трансакционные издержки115 связаны соспецификой современной реальной политической модели мира, котораяпродолжает ориентироваться прежде всего на обеспечение государственныхинтересов.Такая ясная приоритетность, сохраняющаяся до настоящего времени,многое объясняет в поведении государств и других международных акторовв мире, включая ООН, относительно характера проблем международной114Бобылѐв С.Н., Ходжаев А.Ш., Экономика природопользования.
М.:Теис, 1997Трансакционные издержки – зд. : издержки, связанные с функционированием политической,военной и экономической миросистемами, т.е. существованием и развитием международной обстановки(МО).11541экологической безопасности. Вместе с тем отчетливо проявился процессвмешательства в экологическую дипломатию негосударственных акторов,которые превратились во влиятельные факторы формирования МО уже вконце ХХ века.Более того, в последние годы наметился отчетливый процессвыделения отдельных локальных человеческих цивилизаций (ЛЧЦ) во главесо своими лидерами, вокруг которых формируются новые, соперничающиемежду собой, центры силы. У этих ЛЧЦ и центров силы отчетливовыделяются свои собственные интересы безопасности, которые нередко нетолько противоречат интересам других государств, но и прямо направленыпротив этих интересов.
Формируется феномен в области международнойэкологической безопасности, когда экологические вопросы становятсяпредметом согласования на уровне стран-лидеров ЛЧЦ и их коалиций, атакже продолжением «пакета» других политических проблем. Известно, чторешение глобальных проблем, в том числе и экологических проблем, безэффективного механизма глобального управления, учитывающего интересывсехгосударств,невозможно,либоприводиттранзакционным издержкам, а это, в свою очередь,коченьвысокимозначает, что резковозрастает роль стран-лидеров ЛЧЦ.116 Так, например, в российскойэкологической доктрине перечислены следующие принципы:– сохранение и восстановление природных систем, их биологическогоразнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условиясуществования человеческого общества;– обеспечение рационального природопользования и равноправногодоступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей;– обеспечение благоприятного состояния окружающей среды какнеобходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.117116Стратегическое прогнозирование и планирование внешней и оборонной политики: монография: в2 т./ под ред.
А.И.Подберѐзкина.- М.: МГИМО-Университет,2015. С.611-638117Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением ПравительстваРоссийской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р [Электронный ресурс] – Режим доступа:42Ориентация преимущественно и в приоритетном порядке на своинациональные интересы безусловно мешает государствам сотрудничать поэкологической проблематике на международном уровне.
Так, например,английский ученый Джон Барнетт, рассматривая причины взаимноговлиянияпостоянногоухудшениясостоянияокружающейсредыинациональной безопасности, пишет о том, что «предмет экологическойбезопасности строится больше на идеях руководителей, отвечающих занациональнуюбезопасность,нежелинареальныхэкологическихпроблемах».118Во втором десятилетии XXI века наблюдается следующий феномен:политические элиты государств по инерции рассматривают в качествеприоритетных те угрозы, которые сложились еще в ХХ веке – мировая война,военный конфликт между Россией и США, Китаем и странами Евросоюза,экономическое соперничество и финансовые неурядицы.119 Это, какпредставляется, отчасти связано с тем, что, как заметил известныйамериканский политологХигли Джонс, «…каким образом обществоначинает понимать природу вещей».120Отчастиэто справедливо.Действительно, в ХХI века многое изменилось в понимании и отношении кмировым проблемам, включая проблемы экологической безопасности.
Какминимум, они стали частью мировой повестки дня.Но не следует думать, что это отношение изменило мировыеприоритетывполитике.Приоритетыинтересовгосударствсталидополняться цивилизационными и их системами ценностей, но отнюдь немировыми, а ценностями ЛЧЦ и отдельных наций. Как справедливо заметилдоктор географических наук,Н.Н. Клюев, «экологическая безопасностьявляется (точнее – должна являться) неотъемлемой составной частьюhttps://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92097/e3391990ed7407a80c0ba78adcf86882bd1b1eff/ (датаобращения: 12.11.2015)118Barnett, Jon, The Meaning of Environmental Science: Ecological Politics and Policy in the NewSecurity Era, /J.Barnet// Zed Books, London, 2001.
Р.170119Элиты и общество в сравнительном измерении: сб.ст./ под ред. О.В. Гаман-Голутвиной.- М.:РОССПЭН, 2011. С.11-27120Там же. С.3043национальной безопасности. Последняя, в свою очередь, складывается избезопасности регионов страны».121Для снижения транзакционных издержек по вопросам обеспечениямеждународной экологической безопасности необходимы общие усилия,направленныенаоперативныйобменинформации,формированиеобъединенных возможностей для борьбы с катастрофами такого масштаба,разработка универсальных мер по предотвращению техногенных катастроф,совместная деятельность по ликвидации глобальных последствий такихкатастроф.Для решения экологических проблем и формирования экологическоймировой политики на основе концепции устойчивого развития необходимыкак увеличение внимание к экологической проблематике на уровнегосударств, так и создание прочных и стабильных наднациональных структурв рамках отдельных союзов, коалиций и локальных цивилизаций, чьибазовые интересы и ценности совпадают.122 В настоящее время теоретическисуществуеттрисамыеобщиенаднациональныемодели,которыетеоретически можно взять за основу.
Все они основываются в той или инойстепени на общности интересов и системах ценности – глобальных,региональных, цивилизационных и национальных. Попробуем их короткоохарактеризовать.В основе первой модели лежат общечеловеческие (биологические,нравственные и иные) интересы. Эта глобальная модель достаточноуниверсальна, но проблема в том, что еѐ интересы и ценности, как правило,уступают по своим приоритетам интересам и ценностям другого –регионального, национального и пр. уровня.
К этой модели обращается всемировое сообщество и иногда эти интересы и ценности отодвигают интересыи ценности другого порядка. Как правило, складывается компромисс – такой,121Клюев Н. Н. Экологические итоги реформирования России //Вестник российской академии наук.–Т. 71. – №. 3, 2001. С. 233-239122Русакова Ю.А.Теоретические аспекты анализа международной экологической безопасности/Вестник МГИМО-Университет, №5, 2015.
С.164-16544например, как на климатическом саммите 2015 года в Париже. Инструментыэтой модели, использующие все (или большинство) мирового сообщества, впроцессе которого задействованы ведущие международные институты,прежде всего ООН.В основе другой модели лежат приоритеты и ценности локальныхчеловеческихцивилизаций.Ониреализуютсячерезрегиональныеорганизации и союзы, способные консолидировать авторитет и ресурсыцелого ряда стран, например, Евросоюза. Позиция ЕС – это позиция западнойлокальной цивилизации, возглавляемой США, но настойчиво пытающейся инавязать свои правила всем остальным цивилизациям, странам и регионам.Не случайно по завершению саммита в Париже в декабре 2015 года Б.Обамазаявил, что «его успех – прямой результат мирового лидерства США»123.В основе третьей модели лежат, как правило, интересы двустороннегои регионального, а также приграничного сотрудничества.
Эта модель –создание новых механизмов двустороннего и регионального сотрудничества,попыткавыработкиобщихподходов―снизу‖.«Сперва–внутрисложившихся региональных структур – ЕС, НАФТА, АТЭС, АСЕАН идругих, а затем – путем диалога между нами. Некоторые авторы полагают,что именно из таких «кирпичиков» может сложиться более устойчивыйхарактер мировой экономики».124Как отмечают многие исследователи, включая ученых МГИМО МИДРФ, «сложившиеся обстоятельства диктуют необходимость выработкиединой общепланетарной стратегии и синхронизированной политикиразвития, что представляется чрезвычайно трудной задачей в светеназванных социально-экономических различий между странами и регионами123Обама: соглашение по климату достигнуто благодаря "лидерству" США [Электронный ресурс] /РИА Новости, 2015 – 12 декабря - Режим доступа: http://ria.ru/world/20151212/1341044432.html (датаобращения: 25.12.2015)124Путин В.В.