диссертация (1169254), страница 31
Текст из файла (страница 31)
Кроме того, вкачестве определяющих среду безопасности Эстонии факторов называются«изолированность от европейских энергетических сетей»,уязвимость«экономической деятельности в сфере транспортировки углеводородов,вытекающей из географического положения Эстонии, для экономического иполитическогодавления»,уязвимостьинформационныхителекоммуникационных систем и др. Как и в Концепции 2004 года, в документе2010 года механизмы решения внешнеполитических задач после отношений сНАТО и ЕС включают в себя другие международные организации идвусторонние отношения (отдельно названы США и Россия).
При этомотношения с последней должны строиться на ценностных основах: «Развитиедемократии, принципов верховенства закона и благосостояния в России – винтересахЭстонии.Сотрудничество,основанноенадемократическихценностях, является более длительным, устойчивым и продуктивным»272.271National Security Concept of the Republic of Estonia [Electronic resource] / Estonian Ministry of Foreign Affairs.
–2004. – Mode of access: http://web-static.vm.ee/static/failid/067/National_Security_Concept_2004.pdf (Датаобращения: 11.06.2014).272National Security Concept of Estonia (Adopted by Riigikogu on May 12, 2010) [Electronic resource] / EstonianMinistry of Foreign Affairs. – 12.05.2010. – Mode of access: http://www.vm.ee/sites/default/files/JPA_2010_ENG.pdf(Дата обращения: 11.06.2014).137Такимобразом,анализконцептуальныхположенийдоктринальныхдокументов в области внешней политики Латвии, Литвы и Эстонии позволяетсделать следующие выводы:- внешнеполитические доктрины Латвии, Литвы и Эстонии в качестве своейосновы называют приверженность основным европейским ценностям –демократии, рыночной экономике, правам человека;- первое место в числе приоритетов занимают отношения с ЕС и НАТО.
Приэтом если эстонские документы отражают тенденцию к секьюритизациивнешней политики (рассматривают внешнеполитическую сферу как частьобеспечения национальной безопасности, а значит, уделяют первоочередноевнимание вопросам сотрудничества с НАТО, а также с ЕС – в сфере обороны),то литовские и латвийские, помещая вопросы безопасности на первое местотолько в случае изменений во внешнеполитической среде (что, как правило,было связано с изменениями в российско-прибалтийских двустороннихотношениях и необходимостью поддержания образа врага во внутреннемобщественно-политическом дискурсе), большее внимание уделяют членству вЕС и внешнеэкономической составляющей;- на концептуальном уровне России уделяется второстепенное внимание. Приэтом конкретные приоритеты двусторонних отношений в документах Латвии иЭстонии практически не обозначены, а представлены лишь в общем виде.
В тоже время смена правящей коалиции в Литве в 2012 году привела к появлению вдоктринальном документе (программа Правительства) тезиса о необходимости«перезагрузки» отношений.§3. Латвия, Литва и Эстония в ЕС и НАТО.3.1.Страны Балтии в ЕСОсновные приоритеты Литвы в отношении членства в ЕС былисформулированы в принятой 1 мая 2004 года резолюции «О направленияхвнешней политики Литвы, после того как она стала полноправным членом ЕС и138НАТО»273.
Эти приоритеты сохраняют свою актуальность и до сих (см.предыдущий параграф), пройдя, безусловно, со временем определѐннуюмодернизациюподвоздействиемменяющейсявнешнеполитическойобстановки. Как уже ранее отмечалось, в документе были сформулированыосновные цели и принципы внешней политики Литвы, обозначены и общиеприоритеты еѐ членства в ЕС, в том числе:- активно участвовать в формировании обшей политики ЕС, включаяразработку конституционной реформы;- стать одним из региональных центров, внося ощутимый вклад в Политикусоседства, и поддерживать политику «открытых дверей» ЕС;- стать частью ЕС с инфраструктурной точки зрения – путѐм реализациитранспортных проектов «Via Baltica» и «Rail Baltica», соединения линийэлектропередачи между Литвой и Польшей;- вступить в Шенгенское пространство и еврозону;- как можно скорее ликвидировать ограничения в вопросах свободногопередвижения рабочей силы, которые применяют в отношении Литвынекоторые страны ЕС;В2007годуправительствопринимаетдокумент«Стратегическиенаправления политики Литвы в Европейском союзе в 2008-2013 гг.»274, вкотором более конкретно были изложены цели и задачи литовской«европейской политики».
В стратегии определены 10 направлений, однако ониносят декларативный характер (например, «Наша Европа – крепкие связимежду людьми»; «Общая валюта – к дальнейшей ннтеграции ЕС»; «БезопаснаяЕвропа – интегрированная и эффективная энергетика» (к слову, в этом разделеесть и тезис об «энергетической безопасности») и т.д.). В то же время каждое из273Rezoliucija dėl Lietuvos Respublikos uţsieno politikos krypčių Lietuvai tapus visateise NATO nare ir EuroposSąjungos nare [Elektroninis resursas] / Lietuvos Respublikos Seimas.
– 2004.05.01. – Prieigos reţimas:http://urm.lt/default/lt/uzsienio-politika/savrbiausi-dokumentai/lr-seimo-rezoliucija-del-lr-uzsienio-politikos-krypciu(Дата обращения: 11.06.2014; на литовском языке).274Lietuvos Europos Sąjungos politikos 2008–2013 metų strateginės kryptys [Elektroninis resursas] / LietuvosRespublikos Vyriausybė.
– Prieigos reţimas: http://www.lrvk.lt/lt/lietuva-es/lietuvos-es-politikos-strategines-kryptys/(Дата обращения: 11.06.2014; на литовском языке).139направленийстратегиипоказателями,снабженодостижениекоторыходнимкили2013несколькимигодубудетцелевымипоказыватьэффективность еѐ стратегии. Вот некоторые из них (забегая вперѐд, длянаглядности в скобках указано, удалось ли достичь намеченных целевыхпоказателей)275:- количество лиц, участвующих в профессиональных, культурных,академических и другого характера обменах, осуществляемых в соответствии спрограммами ЕС, должно увеличиться на 50% (достигнуто);- до 2010 г. должен быть достигнут общий уровень занятости в 70% (поданным Eurostat, 72% в 2008 г.; 64,3% в 2010 г. и 69,9% в 2013 г.);- показатель уровня риска бедности не должен быть выше, чем средний поЕС (в 2012 г. – 32,5% от населения при среднем показателе по ЕС – 24,8%);- масштаб декларируемой эмиграции на 2012 год не должен превышать 10тыс.
человек (в 2012 г., по данным Департамента статистики, составила 41тыс. 100 чел.);- с 2013 г. скорость движения по трассе «Rail Baltica» будет достигать 120160 км/ч (на конец 2013 г. не были завершены переговоры о маршрутепрохождения трассы, в то же время продолжалась модернизация рядасогласованных участков);- не менее 99% директив, касающихся функционирования внутреннегорынка ЕС, будут имплементированы в литовское законодательство; Литвабудет находиться в числе первенствующих по количеству адаптированных внациональное законодательство директив (достигнуто);- Литва – в еврозоне; население будет достаточно хорошо информировано овведении евро и последствиях этого шага (в период действия стратегии Литве275Автор считает уместым сконцентрироваться на показателях, имеющих отношение к основнымвнешнеполитическим сюжетам, таким как: углубление интеграции в ЕС; уменьшение населения Литвывследствие традовой эмиграции в «старые» страны ЕС; преодоление инфраструктурной изолированности отпространства ЕС; отношения ЕС с государствами постсоветского пространства и Россией и т.п.
Подобнойлогики освещения ключевых внешнеполитических сюжетов автор будет придерживаться и при рассмотрениианалогичных документов Латвии и Эстонии, в которых, однако, подобных перечней целевых показателей дляоценки эффективности реализуемой стратегии нет.140не удалось присоединиться к еврозоне, а количество сторонников введенияевро сократилось с 59% в 2007 г. до 41% в 2013 г.);- использовать выделенные ЕС средства (Литва находится в тройкелидеров среди стран ЕС по использованию средств, выделяемых изструктурных фондов и Фонда сплочения; за период действия «Финансовойперспективы 2007-2013» использовано 99,3% выделенных средств);- до 2012 г. должен быть реализован проект соединения электросетей Литвыи Польши (находится на этапе переговоров);- успешно осуществляется проект соединения систем электропередач Литвыи Швеции (в стадии реализации, пуск запланирован на 2015 г.);- до 2013 г.
начать реализацию проекта соединения газотранспортныхсистем стран Балтии и Польши (находится на этапе переговоров);- в 2010 г. на возобновляемые ресурсы будет приходиться до 12% общегобаланса производства первичной (7,4% в 2010 г.; 10,9% в 2012 г.) и 7%потребляемой (19,8% в 2010 г.) электроэнергии;- реализовать принцип взаимности в визовом режиме между ЕС и США(граждане Литвы с ноября 2008 года имеют право посещения США стуристическими и деловыми целями до 90 дней на основе программыбезвизового въезда при условии получения разрешения через электроннуюсистему авторизации въезда (ESTA); таким правом на сегодняшний деньобладают представители 23 стран ЕС, в т.ч.
Латвии и Эстонии);- будет гарантирована преемственность процесса оценки на уровне ЕСпреступлений тоталитарных режимов, включающая дискуссии о возможномновом правовом акте ЕС в этой области (литовские представители вЕвропейском Парламенте регулярно становятся инициаторами заявлений,осуждающихсоветское/социалистическоепрошлоеипреступлениятоталитарных режимов) и др.Из сравнения намеченных и достигнутых показателей видно, что далеко невсего, что было задекларировано, удалось достичь к 2013 году (здесь, как уже141отмечалось, перечислены только основные, на взгляд автора, целевыепоказатели; это около 40% всех, указанных в стратегии). Более того, очевиднанеудача социальной политики. В то же время после завершения действиястратегии сохраняется преемственность в стремлении достичь поставленныхцелей – например, с 2015 года Литва станет участником еврозоны.В Латвии в 2006 году был принят специальный документ, посвящѐнныйприоритетам членства Латвии в ЕС, – стратегия «Членство Латвии вЕвропейском союзе – основные принципы, цели, приоритеты и деятельность в2007-2013 годах»276.