диссертация (1169167), страница 29
Текст из файла (страница 29)
и др., 2017].С макроэкономической точки зрения имел место мировой циклическийкризис перепроизводства 2014 года, наложившийся на процесс замедлениятемпов экономического роста, который наблюдался с 2012 года.С точки зрения сорсинговых стратегий компаний указанные особенностиимели несколько последствий.Во-первых, концентрация капитала по прежнему оправдывала эффектмасштаба. Одним из ярких примеров стало развитие из логистическогоподразделения НЛМК крупнейшего российского логистического оператора.Другими примерами являются создание внутренних телеком-операторов РЖД,Минобороны, Сбербанка, ФСК и других (Транстелеком, Воентелеком, СбербанкТелеком, ВОЛС-ВЛ, соответственно).Во-вторых, сила переговорной власти с точки зрения теории игр несодействовала укреплению доверия между заказчиками из числа крупнейшихкомпаний и их аутсорсинговыми партнерами, так как склонность коппортунизму у первых оставалась довольно высокой [DeSteno D., 2014].В-третьих, сохранилось в целом настороженное отношение к аутсорсингу.Об этом свидетельствует «ренессанс» интереса к созданию ОЦО среди крупныхкомпаний – в 2017-2018 годах такие проекты запустили компании Интер РАО,ФСК и другие.В-четвертых, именно в период «неопределенности» наиболее яркопроявился«циклсорсинга»намикроэкономическомуровне,очемсвидетельствует, в частности, неоднократно упоминавшийся пример Роснефти.160Одновременно ряд направлений аутсорсинга, наоборот, стал развиваться в2010-х годах весьма активно.
Речь идёт прежде всего об аутсорсингеинформационно-технологических и логистических услуг. Увеличилось числокачественных и независимых посредников – как в сфере профессиональныхуслуг, так и в сфере производства.Особенное развитие аутсорсинг и иные сорсинговые опции получили науровне малых и средних предприятий (МСП).
В России число компаний в 2018году стабилизировалось на 4 млн., а число индивидуальных предпринимателейпрактически сравнялось с числом фирм [Агеева О., 2019]. Предприятия МСПредко обладают значительной переговорной силой по отношению друг к другу.В этой связи они вынуждены сотрудничать. Так как условия ведения бизнесастали более предсказуемыми, «тень будущего» увеличилась и склонность квыстраиванию долгосрочных сорсинговых кооперационных связей усилилась.Кроме того МСП действуют на конкурентных рынках.
Следовательно, наних гораздо сильнее стали действовать факторы конкурентных преимуществ итранзакционных издержек.После 2018 года следует ожидать нового этапа развития аутсорсинга вРоссии. Он может привести к повышению роли аутсорсинга в экономике – до24% ВВП к 2021 году, как это описано далее в настоящей главе (см.
Рисунок 59),а может привести к застою (см. Рисунок 60). Реализация того или иного сценариябудет зависеть от целого ряда переменных.Главной переменной представляется уровень институциональных пустот.Российская экономика уже достигла довольно серьезного прогресса на пути ихпреодоления, однако они, как показано в Главе 1 настоящего исследования,продолжают иметь место. Ликвидация пустот на рынках труда, товаров икапитала, рост числа независимых и квалифицированных посредников будутспособствовать увеличению привлекательности различных сорсинговых опцийне только для МСП, но и для крупных компаний. Тем более что для этогосложились все предпосылки – отношения в экономике стали предсказуемыми,«тень будущего» достаточно увеличилась.
На целом ряде отраслевых рынков161складываются предпосылки для создания «экосистем». Сельскохозяйственныйрынок, рынок телекоммуникации и связи, рынок розничной торговли – всеявляют собой пример эффективного соперничества-сотрудничества, гдекомпании поочередно меняют роли конкурентов на комплементаторов длядостижения тех или иных целей.Экономическиесанкции,однако,создают,анеустраняютинституциональные пустоты, так как мешают созданию кооперационных связейс потенциальными зарубежными поставщиками аутсорсинговых услуг. Один изпримеров тому – вынужденный отказ от формирования в России нефтесервиснойкомпании на основе альянса иностранной Schlumberger и EDC.На состояние институциональных пустот может в значительной степениповлиять целенаправленные действия государства.
Согласно М. Портеру,«государственная политика может ограничивать или поощрять вхождение новыхигроков напрямую, а также косвенно – поднимая или устраняя барьеры длявхода. Примерами могут быть поощрение или запрет на иностранныеинвестиции в отдельные отрасли или предприятия, лицензирование, защитаинтеллектуальной собственности (патентов), поддержка или сдерживаниеактивности профсоюзов, регулирование в области банкротств и т.д.» [Porter M.,2008, p.
11]. Интенсификация реформ монетаристского толка в экономикенеизбежно приведёт к снижению регулирования и барьеров, что положительноскажется на развитии аутсорсинга и увеличению сорсинговых опций. Этому жебудет способствовать ускоренная приватизация государственного имущества иснижение доли государства в коммерческом сегменте российской экономики.Частные предприятия и предприниматели, как неоднократно отмечалось, имеютиныемотивыисклонныактивнеепрактиковатьаутсорсингиэкспериментировать с конфигурациями аутсорсинговых отношений. Развитиеконкуренции на отраслевых рынках также будет способствовать большемуразвитиюсорсинговыхпрактик,такпреимуществ станет еще более важным.какдостижениестратегических162Не меньшую роль будут играть действия государства по увеличениюпрозрачности ведения бизнеса, в первую очередь налоговых операций.
Онатакже приведёт (и уже приводит) к уходу из аутсорсинга компаний, которыеиспользовали аутсорсинговыеоперации для целей налоговой и инойоптимизации. Часть функций компаний, который они раньше и не планировалиотдавать на аутсорсинг ввиду тех же налоговых оптимизаций, можно будетпередать сторонним профессиональным поставщикам услуг. То, что этовозможно, свидетельствует практика General Electric, которая передала весьбухгалтерский и налоговый учет по всему миру, в том числе в России,международной аудиторско-консалтинговой компании PwC.Ту же роль будут играть более прозрачные правила игры на банковскомрынке.
Несмотря на увеличение доли государства в банковской системе этопривело к своеобразному очищению рынка от сорсинговых практик, когда банкии средства вкладчиков, а также средства пенсионных фондов использовались дляфинансированиячастныхпроектовсобственниковэтихфинансовыхорганизаций. Четкий сигнал Центрального банка и правоохранительной системыо недопустимости таких практик приведет к отсутствию мотива для включенияфинансовых организаций в периметр фирм и холдингов.
Следовательно, онистанут более надежными, последовательными и предсказуемыми игроками,доверие к которым, согласно Р. Моргану и Ш. Ханту, вырастет.Одновременно важной переменной станут темпы цифровизации ироботизации ряда процессов. С одной стороны, они приведут к моральномуустареванию целого направления аутсорсинговых услуг (в первую очередь,связанных с большой долей расходов на персонал в себестоимости). Вместе стем высокая стоимость цифровизации и роботизации, а также сравнительнонебольшая доля вытесняемых ими аутсорсинговых услуг не значительноповлияют на динамику сорсинга. С другой стороны – с развитием технологийизменится технологическая неразрывность процессов, которая, согласно О.Уильямсону, определяет «границы фирмы» в конкретный момент времени.Примерами такой технологической неразрывности могут служить технологии163промышленного накопления энергии, которые могут совершить настоящуюреволюцию на отраслевом рынке электроэнергетики и трансформироватьсуществующие цепочки создания стоимости.В целом перспективы развития практик сорсинга в России представляютсявесьма обнадеживающими.
Это подтверждает опыт последних трёх десятилетий,когда сорсинговые отношения в российской экономике, хотя и носилициклический характер, нередко возвращаясь к исходной точке, но постепеннодвигались в сторону развития по спирали.2.3.Перспективы развития сорсинга на российском рынкеПомимо подтверждения результативности методологии исследованияаутсорсинга и выдвинутой автором теории о «цикле сорсинга», в настоящемдиссертационном исследовании ставилась самостоятельная научная задача поопределению роли аутсорсинга в российской экономике.
Эта роль напрямуюзависит от доли аутсорсинговых операций и степени их вклада в внутреннийваловый продукт (ВВП).Определить место аутсорсинга важно по нескольким причинам. Вопервых, несомненно значительный объём рынка аутсорсинга объясняет интереск его изучению как в научных кругах, в том числе автора настоящегоисследования, так и самими предпринимателями. Во-вторых, пониманиепериметра аутсорсинга дает фирмам и государству больше информации ипозволяет принимать более обоснованные и менее оппортунистическиерешения, в частности, государства в области контроля за рынком услуг, апредпринимателей и менеджеров – навязчивого руководства своими бизнеспроцессами. В-третьих, доля аутсорсинга в ВВП страны является, по мнениюавтора,своегородабарометромэффективности,адаптивностииконкурентоспособности национальной экономики.Вместе с тем главная причина определения доли аутсорсинга заключаетсяв необходимости понять, где проходят «границы фирмы» в масштабе российской164экономики.
Такая граница, как представляется, будет проходить по линииразграничения аутсорсинг/вертикальная интеграция. Несмотря на то, что доляаутсорсинга определена в разрезе конкретных отраслевых рынков и в целом поэкономике, это, тем не менее, дает возможность в известной мереэкстраполироватьпропорциинаконкретныефирмы,действующиенаотраслевых рынках и в экономике в целом.Последнее, в свою очередь, позволяет решить одну из главных задачисследования – понять, располагают ли отечественные компании реальнымисорсинговыми опциями для достижения стратегических конкурентныхпреимуществ, или нет. Стратегическая опция возникает в том случае, если уфирмы есть выбор. Выбор появляется тогда, когда фирма может выбирать междуальтернативами – идти по пути вертикальной интеграции или передаватьэлементыцепочки добавленной стоимости наальтернативыдолжныбытьравнозначныаутсорсинг.илиблизкиДляэтогопосвоейпривлекательности, то есть соотносится как 50:50, или, хотя бы, 35:75.Определенный показатель в 18,8% не позволяет говорить о достаточныхреальных альтернативах для российских фирм в выборе сорсинговыхопций.