Диссертация (1168718), страница 11
Текст из файла (страница 11)
149]58Большой популярностью пользовались публичные лекции Адама, а такжеего радио- и телепередачи. На их материале он выпустил две книги для широкогокруга читателей: «От гаммы к симфонии» (1943), «О музыке» (1953).Из-за прихода новой власти и смены политического курса страны, Адамупришлось оставить педагогическую работу и преждевременно уйти на пенсию.Его школьные учебники были сначала переписаны, а затем полностью запрещеныв школах.
В конце жизни он эмигрировал в Америку, где стал известен лекциямио музыке, в частности о венгерском фольклоре и духовных песнопениях.Можно говорить об искажении методики Адама в советский период, заменерепертуара с религиозным подтекстом, современных произведений и т. д. Однакоосновная проблема заключалась не в репертуаре и не в содержании народныхпесен, а в мировоззрении Адама, которое не могло быть совмещено с новойидеологией.В основе всей музыкальной педагогики того времени лежали высокиепредставления о музыке, о ее влиянии на душу человека, говорилосьо существовании духовного мира человека. Адам всегда открыто говорило божественной природе музыки, тогда как Кодай «спрятал» эту идею в недрахсвоей концепции.
Исследователь Адама М. Секей предположил, что такаяоткрытость была обусловлена пережитым в годы войны: «Это дало емупонимание и ощущение самых сокрытых областей человеческой души. Он открылособенную возможность музыки, которая сильнее всех искусств способна создатьсвязь между душой и трансцендентальными силами» [282, p. 11].Именнопоэтомумузыкальноевоспитаниепредполагалосьстроитьна пении.Музыка рассматривалась как самодостаточный инструмент, способныйвоздействовать на душу ребенка и воспитывать ее. Сам Адам говорил,что музыкант или просто человек, занимающийся музыкой – это человек другогорода, другой природы: он проводник между духовным и материальным мирами.В 1971 году он выступил с речью: «В музыкальном искусстве скрытаособенная воспитательная сила <...>.
Большинство учителей, ориентированныхна музыку – прекрасные воспитатели. Преподавание музыки от элементарного59уровня до высшего – воспитание! Этот дух никогда не должен прятатьсяза безразличные методические схемы. Ведь, хотя чтение с листа и полезная вещь,но главное, чем стоит заниматься – отыскать душу в звуках» [284, p. 14-15]. «Речьидёт о самой великой работе, цель которой: человечный человек» [Там же, p. 15].Методика Адама создавалась в непосредственном контакте с Кодаем. Кодайпомогал многим своим ученикам и последователям в создании и практическомприменении собственных методик преподавания сольфеджио, хора, пения и т.
д.При этом он считал, что помимо педагогической образованности, учитель долженбыть широко образован музыкально – знать репертуар, владеть специальнымимузыкально-теоретическими знаниями. Главным воплощением своих идейон считал методику своего ученика Йенё Адама для основных школ21.В 1943 г. «Собрание песен» Кодая-Керени было разделено на восемь частейи издательство «Венгерский хор» издало Тетради «Со-Ми» для восьмиклассов.С 1946 года «Тетради» были рекомендованы в школах. Это небольшие книгис народными песнями, записанными обычной нотацией в скрипичном ключедля учителя.
Под песнями был помещен материал для детей: различные картинкии описания игр. Название «Со-Ми» обусловлено применением сольмизационныхзвуков «Со» («Соль») и «Ми» – именно эти два звука (у нас они известны как «зовкукушки») Кодай и Адам вводили в обиход первоклассников в первую очередь.В 1944 г. была издана книга Й. Адама «Методика обучения пению»,ставшая руководством по преподаванию пения в школе. Сам Кодай говорил,что книга Адама является изложением «венгерского метода». Кодай всегдаговорил о «венгерском методе» (hungarian method, hungarian system ), а не методеКодая.В сентябре 1948 года в школах были введены новые учебники Адама-Кодая– доработанный вариант «Тетрадей Со-Ми».Как писал Адам: «Может быть вы заметили, что я “украсил“ [книги] именемКодая.
А это нужно понимать буквально, потому что в написании учебников онВ Венгрии школьное образование имеет две ступени: основная школа (1-8 классы)и гимназия (9-12 классы).2160участия не принимал. Все идеи, расположение и распределение материала,упражнения, всё-всё – целиком моя работа» [282, p. 29-30].Однако Адам не отрицал огромный вклад Кодая в появление новойпрограммы и ценил его помощь: «Статьи и речи Кодая о музыкальномвоспитании – это неустаревающий путеводитель в музыкальной педагогике.Но он [Кодай – А. У.] не был непосредственно связан с дидактикой. Успехгениального плана зависел от проведения 45-50 минутного урока, для которогобыли необходимы прирожденные специалисты, которые могли бы все этопрофессионально провести. Это главное, это все решает» [Там же, p.
17].Новые учебники позволяли обучать детей музыкальной грамоте в игровойформе, ведь одной из задач методики Адама было обучение детей чтению нот(к чему призывал и Кодай), чтобы это стало для них понятным и родным, так жекак и чтение книг, чтобы уже к окончанию основной школы свободно «читать»и исполнять лучшие образцы мировой музыкальной культуры: многоголосныехоры Палестрины, Генделя, Моцарта. В учебнике для 7-го класса мы найдемфрагменты из «Страстей по Иоанну» Баха, канон Бетховена, песнопенияXV-XVI вв., хоры Преториуса, Шейна, Палестрины, Генделя, Моцарта и др.,а также упражнения Бартока и Кодая.Однако основная задача в школе – воспитание хорошего вкуса на материале«родной» народной песни, освоив которую дети почувствуют потребностьв музыке и смогут понять академическую музыку, в том числе музыку ХХ века.Такая методика была создана исходя из потребностей тогдашнего обществаи его патриотических идей.
Ведь после распада Австро-Венгрии люди горелижеланием возродить и укрепить свою национальную культуру. Поэтомупреобладание народной песни в программе было созвучно времени. Важнойосновой методики Адама являлась естественность и легкость обучения,воспитание детей через игру: «Главное – это дух преподавания: лёгкость, радость,хорошее настроение и вплетение основ музыки в игру.
В более поздних классахя считаю главным человека, в его связях с различными сторонами жизни, егонастроения. Все дидактические приёмы – только средство. Поэтому меня61удручает, что в наших школах (и в американских тоже) главным считают этипервоначальные “костыли”. Происходит поверхностное использование ручныхзнаков и других элементов» [282, p. 26].В предисловии к «Методике обучения пению» Адам приводит краткуюисторию музыкального образования Венгрии и говорит о том, что хотя уже давноесть желание сделать основой обучения народную музыку, ранее этоне представлялось возможным, так как венгерская народная музыка основанана древнейших ладах, а не на привычном для всех До-мажоре.
Музыкальнаяграмота необходима для всех, чтобы получить ключ к прочтению великихобразцов музыки. Для этого необходимо отказаться от существующего школьногорепертуара и заменить «западные» германские песни лучшими образцамивенгерской народной музыки. Содержание народных песен близко каждомуребенку, а их строение позволяет вводить трудности постепенно.«Разделение трудностей» – еще одна важная идея Адама.
Поскольку записьнот – это достаточно сложная система, не подвластная уму маленького ребенка,то Адам предлагает начать обучение только с ритма, а затем постепенно вводитьпонятие о высоте звука. Кроме этого, для облегчения работы он применяетусовершенствованный им принцип релятивной сольмизации. Таким образом, детине должны сразу осваивать дополнительные знаки и знать отдельныетональности, а могут развивать музыкальный слух при помощи всего лишь семинот, обращая внимание на расстояние между ними.ОсновныеэлементыметодикиАдамаукоренилисьввенгерскоймузыкальной педагогике и стали популярными в других странах.
Его идеи,изложенные в 40-е годы, лежат в основе музыкального образования Венгриии по сей день. Однако концепцию Кодая можно рассматривать как веяниевремени – «она возникла в противовес германской музыке» [282, p. 24]. МетодикаАдама, созданная по идеям Кодая, была создана специально для венгерскогомузыкального воспитания – она рассчитана на особенности венгерской музыки,таким образом данная система не может быть использована в чистом видев других странах. В многочисленных зарубежных интерпретациях сохраняются62отдельные элементы, методы, применяемые к другой музыкальной традиции. СамАдам пишет, что «Методическая книга решает настолько специфическуюи уникально-венгерскую педагогическую проблему, что применение подобнойадаптации – немыслимо» [146, p.
29].«Методику» можно рассматривать, как изложение «идеальной» программымузыкальноговоспитаниявенгерскогонарода.Книгапредваряется«Напутствием» Кодая и предисловием Адама. Кодай заканчивает свое посланиев весьма оптимистичном ключе: «Где бы ни оказалась эта книга, я вижу веселобегущих ребят. Они шагают и поют, как ангелы Донателло, с нотами в руках.<…> Мы на заре новой эпохи. Более свободный, более венгерский ребенок,повзрослев, создаст более венгерскую и более счастливую Венгрию. И пение тожесыграет в этом свою роль» [146, p.
4].Адам пишет о тесном сотрудничестве с Кодаем: «Способ преподавания,изложенный в данной книге – результат обстоятельного согласования с ЗолтаномКодаем. Его всеобъемлющая забота и неповторимая педагогическая интуиция…обратила наше внимание к методу релятивной сольмизации – обещающейхорошие результаты»22 [Там же, p. 5]. Но Адам не хочет ограничивать фантазиюучителя: «Как педагог-практик, я хорошо понимаю, что успех зависит в первуюочередь от пригодности учителя, который всегда найдет путь-дорогу длядостижения цели… Открытые возможности благоприятствуют творческомупедагогу и побуждают его к самостоятельной работе… Я отправляю ее [своюработу – А. У.] в свободное плавание с мыслью: пусть над ней работает,перерабатываетеё и оттачивает самый великий учитель – практика» [Там же].Основные положения своей методики Адам описывает во введении, затемприводит примерное содержание программы для восьми классов. Так какв русскоязычной литературе об этом нет подробной информации, мы рассмотримданную методику.