Диссертация (1168518), страница 25
Текст из файла (страница 25)
Такая позиция широко применима во многих странах ЗападнойЕвропы. В свою очередь, в рамках мононационализма, делается упор на244Hobsbawm Eric J. Nations and Nationalism since 1780: Programme, myth, reality. Cambridge: CambridgeUniversity Press, 1992. p. 114.245Anderson B. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. New York: Verso,1991. p. 67.246Gellner E.
Nations and Nationalism. Oxford: Blackwell Publishing, 2006. р. 47.135культурно-исторические корни, осознание национальной идентичности. ВКНР на современном историческом этапе именно национальный факторстановитсядвигателемполитическогоразвития.Правительствосовременного Китая не стремится вступать на путь вестернизации,предпочитая следовать своему собственному пути.Знаменитый «социализм с китайской спецификой», укоренившийся современ Дэн Сяопина, по сути и является превалированием национальногокомпонента.
Подъем национализма в Китае берет свое начало в 1990-е гг.,причиной тому послужили события на площади Тяньаньмэнь в 1989 г., атакже необходимость найти противовес внедрению западных ценностей вэпоху глобализации и доминированию Запада в мировом политическом иэкономическом устройстве в целом.
Если в XX в. среди китайской молодежии были популярны мнения, побуждающие перенять западные ценности, то кнастоящему моменту произошловполне осознанное возвращение ктрадиционному китайскому национализму247. Современная концепция«китайской мечты» в интерпретации Си Цзиньпина включает в себя, преждевсего, воспевание «китайского духа».Китайские исследователи отмечают, что как и в свое время на Западе,так и в Китае национализм стал следствием модернизации.
Однако на Западенационализм выступил естественной ступенью на пути историческогоразвития, в то время как в Китае он стал вынужденной мерой в результатестолкновения Востока и Запада 248 . С точки зрения автора, данное мнениевесьма правдиво. Однако, хотелось бы отметить, что национализм в Китае иидея государства-нации, как уже говорилось,– концепция из далекогоисторического прошлого, которая, по мнению автора, скорее сильнееактуализируется в моменты вызовов извне, будучи постоянно присущей247Ван Цзюньтао.
Китайский национализм начала ХХ века // Россия в глобальном мире. 2016. № 8 (31). С.560.248Чжан Шулунь. Анализ современной китайской мысли. Народное издательство г. Шанхая. 2001 г. № 1. С.119.136китайскоймодели.исследователей,Кромеидеологиятого,какполагаетнационализмарядпозволяетотечественныхкитайскомуправительству осуществлять укрепление китайской государственности,воплощать идею стремления к сильной державе249.Повышение значимости национального компонента было отмечено наXVI съезде ЦК КПК.
В отчетном докладе Цзян Цзэминя говорится, чтонациональный дух представляет собой моральный фундамент развитиянации. Председатель отмечает, что воспитание национального духапредставляет собой ключевую задачу культурного строительства, которуюнеобходимо реализовывать в национальной образовательной сфере истановлении духовной культуры250.По мнению автора, в XXI в. национализм в Китае является органическиприсущим основной массе граждан явлением, нежели исключительноустановкой сверху. Гордость и уважение своих истории и культурыпронизывает весь путь развития китайской державы, что отражается как вповседневном укладе населения, так и в художественных произведениях,учебных пособиях, кинематографе.
В 2003 г. среди китайской молодойинтеллегенции и студентов был проведен тематический опрос: «Взгляд намир китайской молодежи», результаты которого выявили преобладаниенационально-государственных тенденций251.Среди специфических черт китайского национализма можно выделитьстремление к умеренной открытости вместо полной, ведущую ролькитайской культуры, склонность к регионализации и консолидации с249Кузнецов Д.В. Китайский национализм и внешнеполитическая составляющая массового сознанияжителей КНР // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. Материалы IV международнойнаучно-практической конференции. Благовещенск: Благовещенский государственный педагогическийуниверситет, 2014.
с. 461.250Цзай чжунго гунчаньдан ди шилю цы цюаньго дайбяо дахуэй шан дэ баогао. (Доклад Цзян Цзэминя наXVIВсекитайскомсъездеКПК)[Электронныйресурс].Электрон.дан.URL:http://cpc.people.com.cn/GB/64162/64168/64569/65444/4429125.html251 Stanley Rosen. Contemporary Chinese youth and the state // The Journal of Asian Studies. Association forAsian Studies.
Vol. 68. №2. P. 360.137Азиатскимистранами.Большоевниманиеуделяетсявоспитаниюнационального самосознания у граждан страны и, как уже упоминалось вданной работе, распространению китайской культуры вовне. Кроме того, всфере языкового регулирования уделяется внимание сохранению чистотыкитайского языка и борьбе с увеличением количества заимствованныхлексических единиц.В связи с тем, что в Китае существует множество диалектов инародностей, ключевым звеном объединения нации в единое целое служитиероглифическая письменность, а на современном этапе также стандартобщеупотребительного языка путунхуа, обеспечивающий взаимопониманиепри непосредственной коммуникации.
При этом язык стоит относить нетолько к объективному инструментальному показателю идентичности, но ирасцениватькаксубъективныйпоказатель,связанныйскультурно-историческим наследием.Финансовая и административная поддержка путунхуа центральнымправительством КНР на фоне нестабильной ситуации в мире иллюстрируетиспользование общеупотребительного языка в качестве фундамента пристроительстве нации. Таким образом, укрепление национализма в данномслучае можно рассматривать с позитивной стороны как способ достижениянациональногоединстваподрывающихстабильностьвоизбежаниегосударства.конфликтныхАктивнаярольситуаций,китайскогоправительства в распространении китайской культуры и языка вовнепозволяет расширить сферы распространения наследия страны черезиностранных студентов, что, в свою очередь также может выступатьпредметом национальной гордости среди молодежи.138ЗАКЛЮЧЕНИЕОбщеупотребительныйязыковойстандартпутунхуаявляетсяключевым объектом политики КНР на современном этапе.
Китайский язык, содной стороны – представляет собой уникальный элемент историческогонаследия Китая, в связи с чем, языковые ресурсы рассматривались каксредство достижения культурного и политического единства на различныхэтапах развития государства. В настоящее время создание законодательнозакрепленногообщеупотребительногоязыковогостандартавыступаетмаркером модернизации, отражением становления государства нового типа.Однако язык выступает не только объектом политики внутри государства, нои инструментом для усиления роли КНР на международной арене.
Активнаяроль китайского языка в современном мире и увеличение спроса на егоизучение коррелируют с экономическим и политическим успехом Китая впериод после завершения политики реформ и открытости.Реформа языка и письменности, получившая свое развитие еще в 1980е гг., служит фундаментом языковой политики современного периода.Упрощение письменности, создание общего разговорного стандарта языка ивведение фонетической транскрипции пиньинь выступили основнымизадачами языковой реформы начального этапа.
Долгое время разрешениевопроса разрозненности письменных и устных норм китайского языка невходило в поле правового регулирования, отсутствовал унифицированныйинструмент коммуникации между регионами. В Конституции от 1982 г. былвпервыерегламентированстатусязыка:путунхуабылобъявленобщеупотребительным на территории всей страны.С2001годаприоритетомстановятсястандартизацияираспространение языкового стандарта. Указанная задача регламентируетсявпервые принятым Законом об общеупотребительном языке и письменностиот 2001 г. Закон о языке расширяет диапазон применения путунхуа и вводитгосударственныйконтрольнадязыковойсферойжизниобщества139применительно как к корпусу, так и к статусу языка.
Основной целью Законао языке является закрепление путунхуа и стандартизированных иероглифов,как обязательных, в секторе устных СМИ, необходимость наличия четкихкомпетенций у их сотрудников, а также использование путунхуа в местахобщественного пользования. Ввиду многообразия, прежде всего, устныхформдиалектовсоздаютсяусловия,задаваемыераспоряжениемправительства государства, стимулирующие воспринимать путунхуа какобразец речевого поведения. Путунхуа становится языком образовательнойсистемы всех ступеней, в связи с чем, учебные материалы внутри и запределами страны должны быть написаны именно на путунхуа, аквалификацияпреподавателейадаптированановойдействительности.Согласно Закону о языке нормализация языка, мониторинг лексическогосостава и установление грамматических норм являются основой созданияусловий для изучения языкового стандарта.Таким образом, принятие Закона о языке напрямую связано с защитойцелостности государства, формированием национального единства, служитповышениюуровняобразованияикультуры,атакжесодействиюмежнациональному общению.
В отличие от предыдущих периодов реформы,характеризовавшихся значительными социальными потрясениями и сменойгосударственного строя, новый этап проходит в условиях укреплениянациональной идентичности и консолидации населения страны на основеусиления роли языка и культуры в политическом развитии, возврата ктрадиционным конфуцианским ценностям и укрепления статуса КНР икитайского языка внутри и за пределами государства. Основополагающиминаправлениями развития в этой связи выступают концепция гармонии,гармоничного общества, гармоничного мира и концепция китайской мечты.Процесс установления языкового стандарта рассматривается правительствомКНР в том числе и как продолжение реализации конфуцианского принципаединства и гармонии, что позволяет воспринимать новый языковой стандарткак неотъемлемую часть исторического прошлого Китая.140В ходе языковой реформы новейшего времени перед центральнымправительством стояли различные цели, детерминирующие содержаниеязыковой политики в отношении путунхуа в ее внутригосударственномаспекте.