Диссертация (1155240), страница 20
Текст из файла (страница 20)
Его герои балансируют на грани двух миров,то существуя в обыденной реальности, то проваливаясь в безграничноецарство абсурда.2.2. Образы героев-трикстеров в романе М. Булгакова «Мастер иМаргарита»Теперь перейдем к рассмотрению свиты Воланда. Он и егопомощники представляют собой некую силу, которая вскрывает всюабсурдность и противоречивость существующего мира. Эта сила обнажаетлюдские пороки и слабости, показывая читателю истинное лицосовременного человека.
Так, потешаясь над консерваторами, обывателямии «прохиндеями», Воланд и его свита не пытаются учить их жизни,переделать или убедить в своей правоте. Герои знают, что каждогочеловека ждет личное наказание, которое он заслужил. Таким образом,217Там же. С. 40.105Воланд и его свита сочетают в себе «доброе» и «злое» начала. Этиперсонажи карают виновных и помогают достойным.Стоит отметить, что Воланд – это первый в мировой литературеДьявол, наказывающий людей, преступивших нормы христианскойморали.
Воланд и его свита, «карая виновных», пользуются кармическимправилом «каждому будет дано по его вере» 218. Получается, что«московский Дьявол» и его свита на протяжении всего романа то и деловосстанавливают справедливость, которая некогда была нарушена. Однаконесмотря на то, что их деяния во многом имеют «положительныйхарактер», стоит отметить, что «восстановление справедливости» и«выявление правды» во многом происходит благодаря разрушениюстереотипов и нарушению норм и законов того времени.И Воланд, и его помощники на протяжении всего романа примеряютна себя множество обличий. Иногда кажется, что свита Воланда, да и сам«московский Дьявол», – это не что иное, как части одного большого«организма», которые взаимодополняют друг друга. Известно, что герои«Мастера и Маргариты» частично позаимствованы из трагедии И.В.
Гете«Фауст». Булгаков, выбирая имя «своему» дьяволу, ссылался на имя,упомянутоев«Фаусте»:«Фоланд»(Voland)этоодноизименМефистофеля. Однако данные персонажи во многом отличаются друг отдруга. Если у Гете Мефистофель – активно действующее лицо, то уБулгакова Воланд, скорее, созерцатель, нежели деятель. Мефистофель самвозвращает Фаусту молодость, дает ему возможность перемещаться впространстве и времени, устраивает встречи с Гретхен.
Он же подсовываетяд для матери несчастной девушки и убивает Валентина, а позже пытаетсявызволить Гретхен из тюремного замка. Именно он сводит Фауста сЕленой Прекрасной и оборачивается античным демоном Форкиадой.Булгаковский же дьявол только распоряжается, все действия производитсвита. Можно сказать, что вместе Воланд и его помощники образуют218Булгаков М.А. Мастер и Маргарита.
М.: Эксмо, 2006. С. 279.106одного гетевского Мефистофеля, ничем не уступая ему в силе иизобретательности.Также стоит отметить, что роман М.А. Булгакова был написан всоветское время. Именно в этот период массовую популярность обретаюттакие персонажи, как: барон Мюнхгаузен, Буратино, Остап Бендер,поручик Ржевский, Штирлиц и Василий Теркин.
Эти персонажи, помнению Марка Липовецкого, объединяет то, «что все они в той или инойстепени, но всегда достаточно отчетливо репрезентируют культурныйархетип трикстера. Причем речь идет о «креативных идиотах» (используявыражение Л. Хайда), объединяющих в себе свойства таких персонажей,как«жестокийдеятельность»клоун»и«культурныйпарадоксальнымгерой»,образомчья«подрывнаяобладаети«культуростроительным» эффектом219.Однако несмотря на то, что «советский трикстер», безусловно,близок традиционному образу трикстера-плута, они все же разные.
Первоеотличие заключается в том, что если у «советского трикстера» и есть«меркантильный интерес», то он проявляется не так ярко и четко всравнении с более артистичным и театральным традиционным героем220.Второе отличие в том, что «советский трикстер» в большинстве случаевзависит от некого хозяина и «его мобильность определяется сменойхозяев», в то время как исходный трикстер это – независимый персонаж,имеющий абсолютную свободу и страсть к злым шуткам и коварству 221.Именно поэтому «советский трикстер» выполняет функции, отличающиесяот своего мифического предшественника222. К тому же стоит отметить, чтомифологическиетрикстеры(такиекак:скандинавскийбогЛоки,североамериканский Ворон и римский Меркурий) – функционируют втрансцендентальном космическом пространстве, «советский» же трикстер219Липовецкий М.Н.
Указ. соч. С. 234-236.Липовецкий М.Н. Указ. соч. C. 234.221Там же. C. 236.222Там же. C. 237.220107существует в мире советской культуры и идеологии. Опираясь на этитезисы, мы можем сделать вывод, что Коровьев и Бегемот вполне могутпретендовать на роль «советских трикстеров» 223. Остановимся же на этомвопросе подробнее.Для определения трикстерной природы булгаковских персонажей,сравним образы героев романа «Мастер и Маргарита» с традиционнымтрикстером,которогоподробнорассмотрелКарлЮнгиегопоследователи, а также с «советским трикстером», о котором говорилМарк Липовецкий.Впервые со свитой Воланда читатель знакомится в третьей главеромана – «Седьмое доказательство»224. Размытую фигуру Коровьева авторвводит в самом начале произведения как некую галлюцинацию МихаилаАлександровича Берлиоза: «И тут знойный воздух сгустился над ним, исоткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида.
Намаленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушныйже пиджачок... Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худнеимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая»225. В третьейглаве, персонаж предстает уже не как видение, а в своем физическомобличии: «Тут у самого выхода на Бронную со скамейки навстречуредактору поднялся в точности тот самый гражданин, что тогда присвете солнца вылепился из жирного зноя.
Только сейчас он был уже невоздушный, а обыкновенный, плотский, и в начинающихся сумеркахБерлиоз отчетливо разглядел, что усишки у него, как куриные перья,глазки маленькие, иронические и полупьяные, а брючки клетчатые,подтянутые настолько, что видны грязные белые носки» 226.Рассмотрим внешность героя. Первое же описание Коровьеваприближает его к образу трикстера. Весь его вид неуклюж и смешон:223Липовецкий М.Н.
Указ. соч. C. 237.Булгаков М.А. Мастер и Маргарита... С. 32.225Булгаков М.А. Мастер и Маргарита... С. 4.226Там же. С. 33.224108иронические и полупьяные глаза, усишки, напоминающие куриные перья,неопрятная, даже грязная одежда. Все это напоминает костюм клоуна,скомороха или шута. Отметим также, что клетчатая одежда является однимиз традиционных атрибутов Арлекина227. Позже «втируша-регент» наденетна себя пенсне – «в котором одного стекла вовсе не было, а другоетреснуло», это добавляет образу еще больше бессмыслицы 228.О шутовском начале трикстера говорит и Беатрис Отто, но онаделает различие между героем трикстером и шутом, ссылаясь на то, чтотрикстер –совершенно свободная личность, которой дозволено делатьвсе, что ей вздумается 229.
Несложно заметить, что грань между этимидвумя типами персонажей в советской литературе стирается.За Коровьевым появляется второй интересующий нас персонаж:«кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаяннымикавалерийскими усами»230. Это существо интересно тем, что оно не толькобез труда может передвигаться на задних лапах, но и ведет себя в точностикак самый обычный, правда, жуликоватый и в некоторых случаях дажебесцеремонный человек.
Например, от погони он уезжает на задней дугетрамвая231.Однако Кот необычен не только тем, что может ходить на заднихлапах и говорить на «русском языке», но и тем, что обладает умениемпревращаться в человека. В десятой главе романа «Вести из Ялты»Бегемот предстает перед Варенухой в виде котообразного толстяка:«Варенуха вздрогнул, обернулся и увидел за собою какого-то небольшоготолстяка, как показалось, с кошачьей физиономией»232. Также в двадцатьвосьмой главе «Последние похождения Коровьева и Бегемота» мы снова227Арестова А.А.
Дьявол и его свита в романе Михаила Афанасьевича Булгакова Мастер иМаргарита. М.: Лицей №1581, 2005. Цит. по: URL. Режим доступа:http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=31954 (дата обращения 03.11.2013).228Отто Б.К. Указ. соч. С. 351-352.229Булгаков М.А. Мастер и Маргарита... С. 352.230Там же. С. 34.231Там же. С. 38.232Там же. С. 234.109видим «толстяка в рваной кепке», у которого «действительно немногорожа смахивает на кота». А в предпоследней главе романа в сцене«последнегополета»Бегемотпринимаетужеистинныйоблик–«худенького юноши, демона-пажа, лучшего шута, какой существовалкогда-либо в мире»233.Таким образом, можно сказать, что Бегемот проявляет одну из чертсвойственных трикстеру, – зооморфность и оборотничество.
Так, К.Г.Юнг в своей работе «Психология и Алхимия» утверждал, что говорящие ичеловекоподобные животные заключают в себе архетип Тени, а «тень»является одним из компонентов, который составляет образ трикстера234. Ктому же Бегемот, аналогично Коровьеву, имеет и шутовскую сущность. Вдействиях Бегемота много комичного и театрального. Вспомним хотя быто, как кот в самом начале романа пытается влезть в трамвай, убегая отИвана Бездомного, и передать за проезд. Или как он собирается на балСатаны: перед всеми он предстает «выпачканный пылью, <...> на шее унего фрачный галстух бантиком, а на груди перламутровый дамскийбинокль на ремешке, <...> усы были вызолочены» 235.Используя юнговскую концепцию архетипа, мы можем увидеть вповедении кота интересные переклички с мифологическим трикстером. Всвоем комментарии к работе Пола Радина «Трикстер.