Диссертация (1155240), страница 15
Текст из файла (страница 15)
<…> Яведь так старался пояснить Нине Ивановне, что между нами – Христос;она – соглашалась; и – потом, вдруг, – “такое”»163. Поэт воспринял этотинцидент, как удар по своим идеалам и идеалам «аргонавтизма». Но Белыйвсе равно продолжает мучительные для него отношения с НинойПетровской. Они запутываются, Белый не видит оправдания для их«романа». Он отвергает подмену «мистерии» низменной любовью, считаетэто невозможным, но все равно не разрывает отношений. Все это поэтпереживает очень болезненно.Отношения Петровской и Белого существенно меняются в февралемарте.
Поэт все еще тяготится содеянным, не удовлетворен собой. Вскореон осознает, что не любит девушку и остается с ней лишь потому, что160Белый А. Начало века. Воспоминания: В 3 кн. Кн.2... С. 44-45.Лавров А.В., Гречишкин С.С. Указ. соч. С. 134-136.162Белый А. Начало века. Воспоминания: В 3 кн. Кн.2... С. 52-55.163Белый А. Начало века. Воспоминания: В 3 кн. Кн.2.. С. 60.16179боится. Боится, что она наделает глупостей – «покончит с собой или чтонибудь в этом роде». Пытается отдалиться от нее постепенно, по зовудруга Метнера, он уезжает в Нижний Новгород 164.Для символистов их роман уже не был тайной.
Брюсов не оставлялэтого без внимания и часто иронизировал «над близостью “грифихи” (такон называл Петровскую) и “ангелочка с демонскими крылышками”».«Нина Петровская предалась мистике. ...А Белого мать, спасая от“развратной женщины”, послала на страстную неделю в НижнийНовгород. Сам он исхудал и серьезно поговаривает, как хорошо быпоступить в монастырь», – пишет Валерий Брюсов в своем дневнике165.Поездка в Нижний Новгород положительно повлияла на душевноесостояние Андрея Белого.После возвращения в Москву, весной 1904 года, Белый непрекращает общение с Петровской. Он пытается заменить «земнуюлюбовь» на «братскую», но у него этого не получается.
Он общается смолодой поэтессой почти каждый день, а потом в июле резко порывает сней. Через два месяца он заявляет о разрыве официально166.Брошенную даму быстро «подбирает» оказавшийся рядом Брюсов.Он объясняет такое поведение тем, что на тот момент переживал один изнаиболее острых, эмоционально насыщенных периодов в своей жизни. Этобыло вызвано войной, общественным подъемом, революцией. «Для меняэто был год бури, водоворота. Никогда не переживал я таких страстей,такихмучительств,такихрадостей.Большаячастьпереживанийвоплощена в стихах моей книги “Stephanos”.
Кое-что вошло и в роман“Огненный Ангел”. Временами я вполне искренно готов был бросить всепрежние пути моей жизни и перейти на новые, начать всю жизнь сызнова.Литературно я почти не существовал за этот год, если разуметь литературув Верлэновском смысле. Почти не работал: “Земля” напечатана с164Там же. C. 74-76.Лавров А.В., Гречишкин С.С.
Указ. соч. С. 140.166Белый А. Начало века. Воспоминания: В 3 кн. Кн.2... С. 62.16580черновика. Почти со всеми порвал сношения, в том числе с Бальмонтом иМережковскими. Нигде не появлялся. Связь оставалась только с Белым, носкорее связь двух врагов», – пишет Валерий Брюсов в своем дневнике167.Уже тогда он воспринимает Белого как «врага», но поддерживает с нимотношения.По одной из версий: Андрей Белый расстался с Петровской именноиз-за неодобрения Брюсова, чье мнение очень уважал. Сам Брюсов отнессякэтомуразрывусопасениеминастороженностьюирешилподстраховаться. Для него не составило большого труда привлечь к себевнимание покинутой женщины – «околдовывать» дам Брюсов умел.«Бальмонт – бражник.
Брюсов – блудник. Веселье бражничества –Бальмонт. Уныние блудника – Брюсов. И не чаро-дей он, а блудо-дей, –пишет в «Воспоминаниях» Цветаева об отношении поэта к девушкам, – КБрюсову, как ни к кому другому, пристало слово “блудник”. Унылое ибезысходное, как вой волка на большой дороге. И, озарение: ведь блудникто среди зверей – волк!»168. Цветаева не первая сравнивает ВалерияБрюсова с волком. Кречетов, с чьим мнением согласилась НинаПетровская, когда в первый раз увидела Брюсова на портрете, ироничнозамечает: «Совершеннейший волк! Глаза горят, ребра втянуло, грудьпровалилась. Волк, да еще голодный, рыщет и ищет, кого быразорвать»169.Сначала поэт заинтересовал Петровскую только как человек, припомощи которого она сможет отомстить Белому, заставить ревновать, а вдальнейшем может даже и вернуть.
Брюсов прекрасно понимал ее мотивы,167Лавров А.В., Гречишкин С.С. Указ. соч. С. 142.Цветаева М.И. Избранныесочинения: В 2 т. Автобиографическая проза.Воспоминания. Дневниковая проза. Статьи. Эссе. Т.2. М.: Литература, 1999. Цит. по:URL. Режим доступа: http://lib.ru/POEZIQ/CWETAEWA/heroi.txt (дата обращения12.12.2014).169Ужегов Г.Н. Гении и музы. В 4 ч. Ч.
1. М.: Современная литература, 2002. Цит. по:URL. Режим доступа: http://lit.lib.ru/u/uzhegow_genrih_nikolaewich/genrih-58.shtml (датаобращения 12.13.2014).16881но не был намерен становиться «орудием мщения» и позволить даме вновьзавоевать сердце Белого.Официально Брюсов и Петровская познакомились после разрывадевушки с Андреем. Произошло это на одной из литературных встреч уобщих знакомых. При встрече Петровская отметила, что «несмотря на точто Валерий холодный, сухой и в общем-то неприметный человек, еготалант и слава в известной степени компенсируют эти недостатки»170.Брюсов же встретившись с Ниной, которую он заранее зачислил в разрядличных врагов, на протяжении всего вечера демонстративно не замечалдевушку. Петровская, которой на тот момент исполнилось 20 лет, видятакого рода пренебрежение, решила во что бы то ни стало добиться поэта,публично рассказывая о пока не существующих отношениях между ними.Брюсов прекрасно понимал причины такого поведения Петровской, норешил не разоблачать ее «маленькую игру», а подыгрывал ей, принимаязнаки внимания, которые Нина оказывала ему.
После разрыва Белого сПетровской и принятия ее Брюсовым, разыгрывается мистическая драма,созданная последним.Оба поэта воспринимают свою связь, как «связь двух врагов». Этиотношенияносилинеобычайноаффектированныйхарактер.Белыйвоспринимал Брюсова как «зловещего мага». Это ощущение вышло изпоэтических уподоблений в настоящую жизнь. Он ощущает роковоевлияние этого коварного «гипнотизера», «рокового феномена».В 1904 году окончательно запутываются отношения Белого сПетровской. У поэта обостряется мировоззренческий кризис.
Чувствуя«падение света», его мистических упований, Белый все чаще смотрит наБрюсова как на инфернальную силу, которая угрожает его духовному «я».Он вспоминает: «С Брюсовым устанавливаются холодные, жуткиеотношения; кроме того: я чувствую, что какая-то дверь, доселеотделявшая меня от преисподней – распахнулась: точно между мной и170Белый А.
Начало века. Воспоминания: В 3 кн. Кн.2... С. 89-90.82адом образовался коридор: и – вот: по коридору кто-то бежит, настигаяменя; чувствую: этот бегущий – враг, меня осенило; враг – Брюсов»171.Брюсов отнюдь не обижался на проведенную параллель, напротив онподхватил это сравнение, всячески пытаясь соответствовать своемуновому образу злого духа.Когда между Брюсовым и Петровской установились близкиеотношения, Белый все больше задумывался над тем, что «реальный»Брюсов для него стал «черномаг и отдушник, из которого, как из печки, вдни ужасов кто-то выбрасывает столбы серных паров»172. Как пишет всвоих мемуарах Ходасевич, в самом начале Петровская связалась с«черномагом», чтобы отомстить Белому за предательство и «попрание еечувства», но эта связь тут же была подкреплена взаимной любовью 173.Несмотря на то, что у Нины был уже другой кавалер, отвергнутаяБелым, она все еще продолжала быть ему верна и желала сохранитьидеалы и заветы поэта.
Всеми своими переживаниями она делилась сБрюсовым. «Все, что было до Б.Н., – не существует, все о нем, эти двагода минуту за минутой я рассказала тебе, не скрывая ничего», – пишетПетровская Брюсову174. Белый становился постоянной темой их бесед, изза чего у Брюсова обострялись отношения с «соперником». Тогда Брюсоврешает проверить крепость и стойкость жизненного кредо своего«соперника».Эту «проверку»АндрейБелый назвал «сеансымистическихфехтований». Он вспоминает: «В подходе ко мне, ощущал постоянно я,некоторуюпредвзятостьиобостренноелюбопытство,менязаставлявшее как-то сжиматься; теперь точно скинул он маску; весь171Белый А. Начало века.
Воспоминания: В 3 кн. Кн.2… С. 102.Там же. С. 91.173Ходасевич В. Андрей Белый // Серебряный век. Мемуары. М.: Советский писатель,1990. C 102.174Брюсов В.Я. Огненный ангел. Все о книге. М.: Художественная литература, 1990. Цит.по: URL. Режим доступа: http://bookmix.ru/groups/viewtopic.phtml?id=1362 (датаобращения 14.12.2014).17283стиль наших встреч – откровенное, исступленное нападение Брюсова наустои моего морального мира; и я отвечал непредвзято на это –перчаткою, брошенной Брюсову; между нами господствовал как бы вызовдруг друга на умственную дуэль; все-то чувствовалось, что между нами вглубинах туманного подсознания нашего, назревает конфликт»175.
Но эти«дуэли» призваны были не только проверить на стойкость «духовного Я»соперника – таким образом Брюсов подбирал материалы для своегобудущего романа «Огненный Ангел». Он пытался воплотить как можноточнее и полнее психологические типы и проверить их «жизнью». Нобрюсовские мотивы были неведомы Андрею Белому и тот мучился вдогадках, пытаясь понять суть сложившегося положения.
Поэту дажеприходили в голову мысли, что Брюсов связался с тёмными силами, сталчернокнижником, и теперь тренирует на нем свой «гипноз»: «Общаятональность этого времени – тревожная и мрачная; ощущение, что врагневидимый подступает ко мне, все усиливается; оно началось еще вфеврале 1904 года; теперь – оно усиливается; и опять ощущение: враг этот– Брюсов. Я от Брюсова скрываю свое отношение к нему, но он словночует его; и внимательно вглядывается в меня» 176.Период с октября по декабрь 1904 года Белый считает кульминациейборьбы между «светом и тьмой», его борьбой с Брюсовым. Он теперьпочти что уверен: «Брюсов его гипнотизирует». «Меня осеняет вдругмысль: состояние мрака, в котором я нахожусь, – гипноз, Брюсов менягипнотизирует. <…> Я не подозреваю подлинных причин такогостранного внимания ко мне Брюсова: причина – проста: Брюсов влюблен вН.И.