Диссертация (1155240), страница 24
Текст из файла (страница 24)
Трикстер же являетсяименно тем существом, на котором завязаны принципы построениямифологической модели мира, а также принципы взаимодействия с мироми его обитателями. Он продолжает реализовывать все лиминальныеситуации и разрешает те обстоятельства, которые выходят из-подконтроля. Стоит помнить, что трикстер – это персонаж динамический.Именно трикстер задает динамику развития мира и направление этогопроцесса. Почти в каждой мифологии культурный герой создает нечтотакое, к чему его антипод трикстер придумывает бинарный элемент.Однако, в большинстве случаев трикстер делает это не для того, чтобынечто разрушить, а для того, чтобы дать толчок новому развитию.Все это происходит потому, что главная задача трикстера неразрушать, а вызывать ответную реакцию, которая обернется новымсозиданием.
И так как трикстер – это динамический элемент, он способенвыступать в качестве неустойчивого, изменчивого образа. Это образслучайности,образсилы,котораядействуетсамапосебеинеподконтрольна никому. Это образ той самой неожиданности, котораявсегда «некстати» и которая всегда держит героев в напряжении, вготовности к ответному действию. Так, каждый элемент мира заведомозапрограммирован на ожидание своего «отрицания», своего рода «диалог»,благодаря которому мир живет и развивается 266.
Ведь именно трикстер,265266Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм… 143.Кулешов Р.Н. Трикстерство как доминантная характеристика постмодернизма… С. 56.126активно реализуя себя в мире через столкновение, контакт, задает модельразвития этого мира.Возвращаясь к постмодернизму, стоит вспомнить про то, чтозаявленный его теоретиками постулат о поэтическом безумии заключаетсяв том, что безумие – это единственная возможность прорваться к истиннойсущности вещей. Стоит также отметить, что безумие является одним из«способов существования» и героев-трикстеров – ими движет желаниедостигнуть предела (трансгрессия).
Трансгрессия – механизм радикальногопреодоления социальных запретов, это жест, который реализует мировыепотенциалы267.Трикстер, обнаруживая отсутствие разума, указывает на его границыи воздействует на объект не с опорой на собственный рассудок, а из учета«закономерностей» мира, не зависящих от человека. Почти все действиятрикстера иллюстрируют нам легальную отдушину или преодолениежесткой регламентированности в социальной действительности 268.
Ондемонстрирует пассионарность и неумение жить в ограниченном законами,порядками, границами пространстве. Поэтому он «сходит с ума»,соскальзывает с заданного рациональным умом маршрута. Предсказания ипророчества трикстера не принимаются окружающими, те не верят им,потому что эти предсказания парадоксальны и почти всегда направленыпротив «здравого смысла», как и сами поступки трикстера.Трикстер является носителем особой речи, в которой фигурируютзагадки, шутки, прибаутки, скороговорки, а также фрагменты, гденарушаются или семантические, или фонетические принципы речи.
Такженередко можно услышать от трикстера нечто, напоминающее заумь(«бессмыслицы»,267268нелепицы,языковыепарадоксы,основанные,вИльин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия… С. 179.Кулешов Р.Н. Трикстерство как доминантная характеристика постмодернизма… С. 69.127частности,наигреомонимииисинонимии,многозначностиимногорефферентности слова и т. п.) 269.Итак, подытожим «трикстерные» философско-этические аспектыпостмодернизма: двойственность, деление на мир буквальный и мирсмыслов, в котором не существует в отдельности ни сознания, ниреальности, ни истины, ни фикции; способ аргументации представляетсобой интеллектуальную игру, направленную на себя и получающуюнаслаждение от наблюдения за самим процессом саморазвертывания;объяснение мира и человека в нем через нечто иррациональное, поройбезумное; разрушение традиционных теорий из-за неспособности кдальнейшемуихразвитию;одновременноесосуществование«противоположностей» в подвижных рамках процесса дифференциации;использование трансгрессии как механизма радикального преодолениясоциальных запретов; отношение к творцу как к безумному демиургу;безумие как единственная возможность прорваться к истинной сущностивещей.Так как постмодернизм представляет собой одно из ведущих теченийв современном искусстве и гуманитарных дисциплинах, то образ трикстераявляется одним из определяющих облик культуры XXI века.
Такимобразом современное общество обращается к архаике, воплощенной вцентральном для нее смыслообразующем персонаже – трикстере.269Кулешов Р.Н. Трикстерство как доминантная характеристика постмодернизма… С. 70.1283.2. Герои-трикстеры в романе Бориса Акунина «Азазель»В XXI веке классический трикстер почти исчез из литературныхпроизведений и кинематографии, на смену ему пришел более современныйего тип, играющий роль злого гения, безумца, мошенника, вора и шута,более схожий с трикстером «советского периода». К современным героямтрикстерам можно отнести, например: «взломщика» умов, преступника,вора Жан ле Фламбёр из романа Ханну Райаниеми «Квантовый вор»,персонажей романа «Дом, в котором…» Мариам Петросян, капитанаДжека воробья из фильма «Пираты Карибского моря», Джокера изкомиксов о Бэтмене и фильма «Темный рыцарь», Стенли Ипкисса изфильма «Маска».
Образ исключительно отрицательного героя почти исчезс экранов кино и со страниц литературных произведений, его заменилгерой-трикстер практически всегда с ярко проявленным смеховым началоми отличающийся амбивалентностью. Однако при всех изменениях,которые претерпел образ трикстера за время своего существования, егоглавные функции и характеристики остались неизменными.С целью показать, как трансформировался образ трикстера всовременной литературе, мы рассмотрим героев романов Бориса Акунина:графа Зурова и Ивана Бриллинга («Азазель»); Князя Пожарского(«Статский советник»); Наполеона («Планета вода»).*****В героях романа «Азазель» – графе Зурове и Иване Бриллинге –отчетливо просматривается «трикстерный комплекс».
Автор намекает натрикстерную сущность графа Зурова уже при первом его появлении вромане, однако отчетливые трикстерные черты этот персонаж начинаетпроявлять в восьмой главе.Интересным представляется эпизод, в которой трикстер подшучиваетнад Фандориным, используя незаряженный револьвер. В этом эпизоде129проявляется любовь Зурова к злым розыгрышам и ярко выраженноекомическое начало (перфоманс) 270.
При этом эпизод сопровождаетсянасмешливымидействиюкомментариями«художественныйграфа.эффект»Зуровинамеренноразыгрываетдобавляетситуациювкомическом ключе, несмотря на то, что граф играет «на смерть» сФандориным: «<…> Кто первым вытянет карту черной масти, тот ипустит себе пулю в череп <…> Тем временем Зуров, картинноперекрестившись, метнул верхнюю карту. Выпала бубновая дама.
– СиеВенера, – нагло улыбнулся граф. – Вечно она меня спасает. <…> ЭрастПетрович протянул руку и открыл пикового валета».Фандорин был уверен, что умрет в этот вечер, а в итоге над нимлишь посмеялись и выставили дураком: «Сие Момус, то есть дурачок, –пояснил Ипполит и сладко потянулся. – Однако поздновато»271. Также вэтой сцене можно увидеть элемент трюка. Зуров в попытке обмануть(выставить посмешищем) своего контрагента Фандорина прибегает куловке. Как и в большинстве эпизодов с трикстерами, основнымипредикатами данного трюка служат: коварный совет, мнимая угроза,подстрекательство, раздразнивание и мнимая слабость 272.Также Граф Зуров использует «карточную символику», котораячасто соотносится с трикстерами и шутами. Ипполит напрямую связан скартами (которые сопровождают его всю жизнь) и заведует «игорнымпритоном» (так его дом называет Бриллинг).
Зуров обладает фатальнымвезением, которое не срабатывает лишь при столкновении с «врожденнойудачей» главного героя. Как и большинство трикстеров, граф испытываетнеопределимое влечение к азартным играм, любит играть с судьбой ипочти не боится смерти. Зуров играет не ради денег, а ради самой игры.Его трофеи в кабинете тому подтверждение: «Они проследовали темной270Мелетинский Е.М. Культурный герой // Мифы народов мира.
Т.1. М.: Сов. энцикл.1982. С. 224-245.271Акунин Б. Азазель. М.: Захаров, 1998. С. 131.272Новик Е.С. Структура сказочного трюка // От мифа к литературе: Сборник в честьсемидесятипятилетия Е.М. Мелетинского. М.: Наука, 1993. С.145-160.130анфиладой и оказались в круглой комнате, где царил замечательныйбеспорядок – валялись чубуки и трубки, пустые бутылки, на столекрасовались серебряные шпоры, в углу зачем-то лежало щегольскоеанглийское седло. Почему это помещение называлось “кабинетом”,Фандорин не понял – ни книг, ни письменных принадлежностей нигде ненаблюдалось. – Славное седлецо? – похвастал Зуров.
– Вчера на паривыиграл»273.К тому же Ипполиту Зурову свойственна насмешливая манера речи,использование замысловатых фраз и остроумных оборотов. Однако поройИпполит, как всякий трикстер, не осознает над кем можно шутить, а надкем нельзя (сцена с Гасаном Хайрулле и молитвой) 274.Стоит также отметить, что Зуров в романе «Азазель» изначальнонаходится на «положительном полюсе» и имеет функцию «трикстерапроводника».
Он не противостоит главному герою Эрасту Фандорину, анапротив, помогает ему. Ипполит дает английский адрес госпожиБежецкой (направляет его), внезапно появляется в сцене у пирса и спасаетФандорина от смерти, застрелив предателя Пыжова. Таким образом, мывидим, что Зуров – трикстер-помощник (об этой функции трикстера см. встатье Е.М. Мелетинского «Культурный герой» 275), который помогаетглавному герою преодолевать препятствия, спасает его, а затем исчезает.Такжемыобнаруживаем,чтовмоделиповеденияЗуровапроявляется одна из базовых трикстерных черт – амбивалентность.Изначально Ипполит Зуров в сюжете романа занимает скорее позициюврага и воспринимается Фандориным как угроза. Но при этом геройтрикстер не теряет смеховое начало и любовь к трюкам. А позднее Зуровкак будто перевоплощается в положительного персонажа. Такой трикстервсегда будет восприниматься как «свой», он будет всегда выигрывать,273Акунин Б.