Диссертация (1155240), страница 25
Текст из файла (страница 25)
Азазель… С. 131.Акунин Б. Турецкий Гамбит. М.: Захаров, 1998. С. 41.275Мелетинский Е.М. Культурный герой… С. 942-950.274131однако побеждать будет исключительно с помощью трюков, а неблагодаря храбрости и силе 276.Второй персонаж в романе «Азазель», в котором мы усматриваемтрикстерские черты, – Иван Бриллинг. Акунин называет своего героя«человек будущего».
Бриллинг мечтает о прорыве в обществе, онреформатор. В его доме можно увидеть новейшие изобретения, такие, какпервый телефон – аппарат Белла. Он владеет новинками техники и оружия(бельгийский семизарядный «герсталь»). Однако почти все действияБриллинга носят деструктивный характер, направлены на разрушение, чтохарактерно для архетипической модели трикстера-«диверсанта».Но и в этом персонаже проявляется амбивалентность, котораясвойственна всем героям-трикстерам.
Ради достижения цели, ради«высшего блага» он готов убивать людей. Конечно, в его поступкахпросматриваетсяимеркантильныйинтерес,таккакБриллингпрокладывает дорогу не только для «светлого будущего своей страны», нои для своего собственного будущего.НапротяжениивсегопроизведенияИванБриллингискусноманипулирует главным героем, и Эраст искренне ему верит.
Не зря вчетырнадцатой главе Фандорину чудится образ паука: «Темный силуэтБриллинга на фоне окна был словно вырезан ножницами и приклеен насерую бумагу. Мертвые сучья вяза за его спиной расходились во всестороны зловещей паутиной. В голове Фандорина мелькнуло: Паук,ядовитый паук, сплел паутину, а я попался» 277. Здесь мы можем такжеувидеть отсылку к пауку-трикстеру.В сюжете романа Иван Бриллинг выполняет функцию злой тени«культурного героя» Эраста Фандорина 278. Не зря Фандорин и Бриллинг276Березкин Ю.Е. Трикстер как серия эпизодов // Studia ethnologica. Труды факультетаэтнологии.
СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2004. С. 99.277Акунин Б. Азазель… С. 235.278Юнг К.Г. О психологии образа трикстера. Комментарий к книге Пола РадинаТрикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев // Радин П. Трикстер.Исследование мифов североамериканских индейцев. СПб.: Евразия, 1999. С. 273.132имеют схожие интересы, а в дальнейшем Фандорин даже перенимаетнекоторыепривычкистатскогосоветника(использованиеметодадедукции). Иван Францев представлен в произведении в роли антагониста,но от классического отрицательного персонажа его отличает именноамбивалентность. Изначально мы видим, что Бриллинг воспринимаетсяФандориным как друг.
Но в конце романа первый перемещается на инойсубъектный полюс (сильный-чужой) и занимает позицию трикстерапротивника (см. «треугольник» Березкина). Однако, стоит отметить, чтоБриллинг, несмотря на нахождение на «отрицательном» аксиологическомполюсе, как и любой трикстер, все равно остается амбивалентным героем.Итак, в романе «Азазель» мы видим двух персонажей-трикстеров,которые отличаются друг от друга набором качеств и разными сюжетнымифункциями. Граф Зуров выступает в роли помощника главного героя, онспасает ему жизнь.
Иван Бриллинг выступает в роли антагониста, злогодвойника Фандорина. Эти персонажи находятся на разных полюсах (Зуров– «положительный», Бриллинг – «отрицательный»). Каждый из нихвыполняет свою функцию в сюжете романа (Зуров выполняет функцию«проводника»-помощника главного героя; Бриллинг – его злая тень).1333.3. Трансформация архетипа трикстера в романе Бориса Акунина«Статский советник»Следующий герой, которого мы предлагаем рассмотреть в рамкахтрансформации образа трикстера – герой акунинского романа «Статскийсоветник» князь Пожарский.Данный герой уже с первой встречи интригует, будоражит изавлекаетчитателякакой-тосвоейнеповторимойхаризмой,энергичностью.
Его внешний вид и манера говорить чем-то напоминаютФагота из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Вошел длинный,узкий господин совсем еще небольших лет. Смушковый картуз, английскоепальто, в руке желтый портфель. Что в первый же миг приковывало и нежелало отпускать взгляд – лицо: сжатый в висках продолговатый череп,ястребиный нос, скошенный подбородок, светлые волосы, черныеподвижные глаза. Некрасивое, пожалуй, даже уродливое, лицо обладалоредким свойством – поначалу вызывало неприязнь, однако сильновыигрывало от долгого разглядывания» 279.Первое, что здесь бросается в глаза, это уродливое, «интересное»лицо героя. Так, уродство или некое отклонение, изъян есть один изпервых наглядных признаков героев-трикстеров, включающий в себямотив шутовства.
В разное время, в разных культурах функции шутамогли отличаться, но практически неизменным оставалось его уродствоили некая маска (жест, речь, поведение в целом), которая заменяла шутуфизическое уродство280. В своем труде исследователь Ходжаш пишет, что«египетский Бес с бубном в руках» мог трактоваться и как сам бог, и какжрец, который в ритуалах исполнял функцию бога.
Так, в ритуале шаманзачастую использовал маску с изображением животного и его шкуру. Приэтом шаман в точности копировал и поведение животного. Зачастую маска279Акунин Б. Статский советник. М.: Захаров, 1999. С. 39.Ходжаш С.И. Скарабеи с изображениями бога Беса // Мировая культура: Традиции исовременность. М.: Восточная литература, 1991. С. 91 – 99.280134могла сливаться с лицом не только в ритуале (например, во времякамлания шамана), но и в жизни.
Также было важно, чтобы внешностьшамана соответствовала животному. На роль «беса» выбирали людейвнешне отличающихся от обычных людей. Так, уродство могло служитьтождественной заменой, синонимом - божественности281.Автор,говоряоПожарском,заостряетвниманиена«неправильности» данного героя282. Отличается Пожарский от остальных исвоеобразной манерой разговора – использует простонародные выражения,«поговорочки»,уменьшительно-ласкательные суффиксы(«письмецо»,«ребятушки», «заковырочки», словечко»), ужимки – все это тоже сближаетчиновника с образом шута 283.Вновь обращаясь к статье О.О.
Столярова «Природа шутовства», вкоторой автор дает определение «шута», можно увидеть еще один элемент,который сближает Пожарского с героем-трикстером: шут являетсясимволическим зеркальным отражением короля (в романе «Статскийсоветник» метафорическая роль короля отведена Фандорину). Он егоблизнец, тень. Столяров пишет, что шуты всегда воспринимались каклюди, которые по божьей воле остались недоразвитыми детьми. Такжеисследователь замечает, что зачастую шутовством зарабатывали не тольколюди с актёрскими способностями, но илюди с психическимизаболеваниями284. Исследователь горит о таком феномене, как Тень.
Так,архетип Тени является одной из важных составляющих фигуры трикстера.Тень, по определению Е. Мелетинского, это – демонически-комическийдублер культурного героя, наделенный чертами плута-озорника285. И здесьмы уже можем видеть конкретную отсылку к образу героя Акунина – князь281Ходжаш С.И.
Скарабеи с изображениями бога Беса... С. 103-104.Акунин Б. Статский советник… С. 279.283Там же. С. 36.284Столяров О.О. Природа шутовства // Гаврилов Д. Трюкач. Лицедей. Игрок... Цит. по:URL. Режим доступа: http://www.triglav.ru/forum/index.php?showtopic=84 (дата обращения07.07.2014).285Мелетинский Е.М. Культурный герой… С.
940-943.282135Пожарский, несомненно, является дублером, злым двойником главногогероя Эраста Фандорина, что проявляется как на идеологическом уровне,так и на поведенческом. Практически с первой встречи двух главныхгероев начинается их противостояние – борьба двух мощных интеллектов,двух совершенно разных мировоззрений. Однако стоит отметить, чтов самомначалеФандоринне кидаетсяяростновозражатьсвоемуантагонисту. Он бесстрастно выслушивает «пламенные» речи князя,выражая тем самым молчаливое интеллигентское согласие. Но с каждойновой «волной» Пожарский все больше провоцирует главного героя наоткрытый «бой».Вспомним бесконечное споры героев о «спасении России», о методахборьбы с террористами, о справедливости, чести и предательстве – в этихих вопросах мнения расходятся.
Здесь же мы можем увидеть еще однутрикстерную черту Пожарского – амбивалентность. Пожарский прямозаявляет, что ради достижения «высшего блага» готов идти по головам, онне видит в этом ничего аморального, напротив, считает, что именно такиеметоды и нужны эпохе. Князь уверен, что он человек, который можетспасти Россию. И именно поэтому он умен, смел и лишен сантиментов 286.С первого взгляда даже трудно разобрать, кто действительно прав вэтом вопросе. Однако чиновника волнует не столько судьба России,сколько свой собственный меркантильный интерес, несмотря на то, чтоинтриган, по его словам, не отделяет себя от России287. К тому же вПожарском отчетливо проявлена провокационная функция.
Фандоринчувствует это уже после первой встречи, говорит о том, что задето егосамолюбие. Пожарский как бы специально втягивает главного героя вигру. Провокация направлена и на Боевую Группу, это заключается враспространенииписем,подталкиваниипреступления.286287Акунин Б. Статский советник...
С. 286.Акунин Б. Статский советник… С. 273.136революционеровнановыеПожарский выполняет и разрушительную функцию, которая какбудто должна способствовать прогрессу, развитию России. ОднакоПожарский, как и любой трикстер, вносит новое с помощью уничтожения,слома всего старого. К этому можно добавить, что чиновник осведомлен вновых технологиях, зарубежных разработках (электрический стул), читаетзарубежные газеты и выступает, как человек, борющийся за прогресс.
Тоесть его энтропийная сущность налицо.Рассматривая Пожарского, также нельзя упустить и тот момент, чтогерой имеет ярко выраженное смеховое и игровое начала и, как и многиетипытрикстеров,трансформируетплутовствоитрансгрессиювхудожественный жест, выдвигая на первый план художественный эффект.Это прослеживается и в том, с каким изяществом и хитростью герой«водит за нос» Фандорина, правоохранительные органы Москвы итеррористов. И несмотря на всю серьезность его проделок и операций, дляПожарского это в какой-то мере «шутка». Вспомним, как он разъясняетГрину, что означаетаббревиатура: «ТГ» – «Ерунда, шутка.