Диссертация (1154879), страница 12
Текст из файла (страница 12)
В первую группу вошли54 больных, в том числе 25 мужчин и 29 женщин в возрасте от 35 до 89 лет(ср. возраст 71,7±1,4 лет), во вторую группу – 36 больных, 17 мужчин и 15женщин, в возрасте от 21 до 89 лет (ср. возраст 65,2±2,3 лет).Статистически значимых различий по такому параметру, как среднийвозраст между группами не было (р˃0,05).Во второй группе больных раком ободочной кишки первой и второйстадий было меньше, в то же время, преобладали больные с третьей и счетвертой стадией рака.Отдаленные метастазы были выявлены у 6 больных первой группы(11,1%), в том числе одиночные метастазы в печени у трех больных (у двухбольных в правой доле, у одного – в левой), множественные метастазы впечени у двух, и еще у одной больной с первично-множественнымметахронным раком восходящей кишки и шейки матки – метастазы влегкие.Во второй группе отдаленные метастазы были выявлены у 9 больных(25%).
Метастазы в печень было выявлено у 3 больных, сочетанноеметастатическое поражение печени и легких - у 4 больных, еще у 4больных зафиксирован канцероматоз брюшины.Сопутствующие заболевания были отмечены у больных обеих групп,в том числе у 90,7% больных первой группы и у 83,3% больных второйгруппы (р˃0,05). Железодефицитная анемия была зафиксирована у 32больных (59,3%) первой группы и у 14 больных (38,9%) второй группы(р˃0,05).
У большинства больных отмечалась анемия средней и тяжелойстепени, достоверных различий между группами не было.85В обеих группах было существенное число больных с заболеваниямиорганов сердечно-сосудистой системы. Во второй группе у несколькоменьшего числа больных была симптоматика ХИБС и хроническойсердечной недостаточности, однако различия не были достоверны(р˃0,05).Заболеванияоргановжелудочно-кишечноготрактабылидиагностированы у 30 больных первой группы и у 9 больных второйгруппы. ХОБЛ в первой группе больных был выявлен в 11,1% случаев, вовторой в 5,6% (р˃0,05).
Сахарный диабет II типа в первой группе былзафиксирован у 9,3%, во второй группе – у 22,2% больных, мочекаменнаяболезнь – у 9,3% и 5,6% (р˃0,05), доброкачественная гиперплазияпредстательной железы – у 5,5% и 5,6% (р˃0,05) соответственно.Такимобразом,существенныхразличиймеждуизучаемымигруппами по такому параметру, как частота встречаемости сопутствующихзаболеваний получено не было. Для дополнительного подтверждения этогофакта была использована оценка такого интегрального показателя, какиндекс коморбидности (по Charlson, 1987), который в первой группесоставил 6,9±0,3 (от 2 до 14), во второй группе - 7,1±0,7 (2-18).
Различие висследуемых группах было не значимым (р˃0,05).Вгруппебольных,оперированныхсиспользованиемвидеоэндоскопической техники, у 88,2% был отмечен 3-4 класс степенириска по классификации Американской ассоциации анестезиологов (ASA).В группе больных, оперированных из традиционного доступа, подобныхбольных было 71,4% (р˃0,05).В анамнезе у 29 больных первой группы (53,7%) были ранееперенесенные операции, в том числе у 13 больных (44,8%) - по поводузаболеваний брюшной полости или малого таза. Во второй группе ранееоперированных больных было 11 (30,6%), в том числе после вмешательствна брюшной полости – семеро больных (63,6%). Характер операций в86обеих группах был сходным, больным выполнялись, главным образом,лапароскопическиехолецистэктомияиаппендэктомия,атакжегинекологические операции.
Исключение составил один больной из второйгруппы, которому ранее была выполнена резекция желудка.Таким образом, по основным клиническим параметрам, таким какналичие, характер и тяжесть сопутствующих заболеваний, изучаемыегруппы были вполне сопоставимы. Можно сделать вывод о том, чтоналичие тяжелых сопутствующих заболеваний имело ограниченноевлияние на выбор доступа при операциях по поводу рака ободочнойкишки. Анализ лабораторных данных в изучаемых группах больных ракомободочной кишки показал их полную сопоставимость по основнымлабораторным показателям.В работе выполнена оценка возможностей плановых и экстренныхопераций, в том числе с использованием видеоэндоскопической техники, убольных раком ободочной кишки.Плановые хирургические вмешательства были выполнены 61больному (67,8%).
Плановые операции в первой группе потребовались 36больным (средний возраст 62,1 лет, от 35 до 89 лет), во второй – 25больным (средний возраст 62,9 лет, от 21 до 89 лет). Осложненияосновного заболевания, потребовавшие экстренного вмешательства, быливыявлены у 29 больных (32,2%), подобные вмешательства такжевыполнялись больным обеих групп. Экстренные операции в 1 группе быливыполнены 18 больным (62,0%), во 2 группе – 11 больным (38,0%).Средний возраст больных, перенесших экстренные видеоэндоскопическиеоперации, составил 74,6 лет (52 – 89 лет), экстренные операции сиспользованием традиционной техники - 71,3 лет (49 – 89 лет), различиябыли недостоверны (р˃0,05).87Причинами выполнения экстренных вмешательств у больных 1группыявилисьостраякишечнаянепроходимостьв9случаях,кровотечение в 8 случаях и сочетание этих двух осложнений в 1 случае.Кишечная непроходимость была наиболее частым показанием кэкстренномувмешательствуубольных2группы(5больных).Кровотечение было выявлено у 2 больных, периопухолевый инфильтрат,абсцесс у 1 больного, перфорация кишки, перитонит у 3 больных.Таким образом, основным противопоказанием для выполненияэкстренного видеоэндоскопического вмешательства явились осложнениявоспалительного характера (внутрибрюшной абсцесс, перитонит), какследствие перфорации кишки в зоне опухолевого роста.
В этих случаяхбольным потребовалось выполнение экстренной операции из открытоголапаротомного доступа.Плановые операции как с использованием видеоэндоскопической,так и традиционной хирургической техники были выполнены 61 больному,что составило 67,8% от всех пациентов, вошедших в данное исследование.Впределахэтойгруппы36больным(59,0%)выполненывидеоэндоскопические операции (1 группа), 25 больным (41,0%) –вмешательства из традиционного «открытого» доступа (2 группа).Видеоэндоскопическиеоперацийвключалилевостороннююгемиколэктомию в 4 случаях, правостороннюю гемиколэктомию в 18,резекцию сигмовидной кишки в 13, резекцию поперечно-ободочной кишкив 1 случае.Шестьбольныхэтойгруппыперенеслисимультанныевмешательства.
В 3 случаях необходимость в выполнении сочетаннойрезекции была обусловлена распространенностью основного процесса, втом числе у 2 больных – прорастанием соседних органов (мочевого пузыряидистальныхотделовподжелудочнойжелезы),иводном–метастатического поражения печени. Еще в 2 случаях речь шла о88сочетанном лечении сопутствующих заболеваний – паховой грыжи игиперпластического полипа субкардиального отдела желудка.Интраоперационное осложнение было отмечено у 1 больной, укоторой при попытке выполнения видеоэндоскопической правостороннейгемиколэктомии развилось внутрибрюшное кровотечение, что потребовалоконверсии доступа.
Далее эта больная рассматривалась во второй группе.Еще в одном случае конверсия доступа была обусловлена большимразмером опухоли и техническими сложностями при выполнении резекциикишки.В первой группе больных, перенесших видеоэндоскопическиеплановые операции, послеоперационные осложнения были зафиксированыу 3 больных (8,3%). Двусторонняя нижнедолевая пневмония былавыявлена в одном случае, еще в одном – правосторонняя нижнедолеваяпневмония, что потребовало дополнительного медикаментозного лечения.Еще в 1 случае у больного развилась несостоятельность межкишечногоанастомоза,местногоперитонита,десцендосигмоанастомоза,чтопотребовалоформированиеконцевойразобщениядесцендостомы,санация брюшной полости.Во второй группе больных правосторонняя гемиколэктомия былавыполнена 10 больным, левосторонняя гемиколэктомия 4 больным,резекция поперечно-ободочной кишки 1 больному, резекция сигмовиднойкишки 3 больным, операция Гартмана 4 больным, колостомия 3 больным.Больной с первично-множественной синхронной опухолью слепой кишкии правой почки была выполнена правосторонняя гемиколэктомия,нефрэктомия.Вовторойвмешательства,группе,несмотряинтраоперационныхнатяжестьосложненийперенесенногонебыло.Послеоперационные осложнения развились у 1 больного (4%), 67 лет,оперированного по поводу рака сигмовидной кишки, с тяжелыми89сопутствующими заболеваниями (сахарный диабет 2 типа, тяжелая форма,декомпенсация,диабетическаямикроангиопатия,диабетическаянепролиферативная ретинопатия, диабетическая нефропатия в стадиимикроальбуминуриии; ХБП 1ст; ИБС, стенокардия ФК3, постинфарктныйкардиосклероз (инфаркт миокарда, 2006г.), нарушение ритма сердца постоянная форма фибриляции).
В послеоперационном периоде у больногоразвилась полиогранная недостаточность, приведшая на 8 сутки послеоперации к летальному исходу.Результаты лечения больных раком ободочной кишки, перенесшихплановые операции, считали хорошими, когда лечение не сопровождалосьинтраоперационными и послеоперационными осложнениями, а такжелетальнымиисходами.дополнительногоОсложнения,медикаментозногопотребовавшиелеченияипроведенияувеличениясроковгоспитализации (степень I и II по Clavien-Dindo) позволяли расцениватьрезультатыкакудовлетворительные.Неудовлетворительнымирезультатами считали развитие тяжелых осложнений с необходимостьювыполнения повторных вмешательств, летальный исход (степень III ивышепоClavien-Dindo).Конверсиюдоступакакосложнениеинеудовлетворительный результат не расценивали.Хорошие и удовлетворительные результаты в первой и второйгруппах были получены, соответственно, в 96,2% и 96,0% случаев (р˃0,05).Практически одинаковым было и соотношение неудовлетворительныхрезультатов, то есть тяжелых послеоперационных осложнений - 3,8% и4,0%, соответственно.