Диссертация (1154458), страница 52
Текст из файла (страница 52)
газ. 2015. 17 июля.Центр развития государственно-частного партнерства Минэкономразвития // Рос. газ. 2016. 05 апр.3См.: Ноздрачев А. Ф. Правовая природа госзаказов // Советское государство и право. 1990. № 3. С. 44.4Программа развития конкуренции в Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от19 мая 2009 г. № 691-р // Собр.
законодательства Рос. Федерации. 2009. № 22, ст. 2736.12236качественные товары и услуги по наиболее низким ценам. Как следствие,прибегнув к помощи частного сектора экономики, государство при реализациисвоих социальных и экономических обязательств может сократить расходы иулучшить качество социальных товаров и услуг. Нужно отметь, что в свое времяпроект федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства вРоссийской Федерации»1, подготовленный Минэкономразвития и одобренныйПравительствомРФ,устанавливал,помимоуказанныхцелей,такжеипривлечение инвестиций в экономику России.До недавнего времени государственно-частное партнерство, по сути,ограничивалосьлишьорганизационно-правовойформойконцессионныхсоглашений2, что существенно отличало его от организационно-правовых формвзаимодействия государства и частных хозяйствующих субъектов, используемыхза рубежом, где (в отдельных государствах) их насчитывается более девяти3.В соответствии с Законом о ГЧП публично-частное партнерство можетпринять и другие формы, что косвенно подтверждается тем фактом, чтозаконодательство, применяемое к данной форме государственного и частногосотрудничества, не ограничивается отныне законодательством о концессионныхсоглашениях.В российской науке административного права существует мнение, согласнокоторому государственно-частное партнерство ограничивается исключительнопримером концессионных соглашений и исключает такие организационноправовые формы взаимодействия государства и частных субъектов, как созданиеособых экономических зон; участие в уставном капитале юридических лиц;инвестиционнаядеятельность;поставкауслуг,товаровиработдлягосударственных нужд, и т.
п. Так, в частности, отмечается, что «в отличие отПроект подготовлен во исполнение поручений Правительства РФ от 23 дек. 2011 г. № ВЗ-П13-9168 и от28 апр. 2012 г. № ИШ-П13-2467.2См.: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» // Собр.законодательства Рос. Федерации. 2005. № 30, ст. 3126.
(Далее — Закон о концессионных соглашениях).3См. по данному вопросу, например: Brooks H., Liebman L., Saposs Schelling C. Public-private partnership:new opportunities for meeting social needs. American Academy of Arts and Sciences, 1984. 374 р.1237ГЧП, поставки для государственных нужд не обладают необходимымипризнаками… кроме достижения общественно полезной цели»1.Такая трактовка вызывает сомнения, так как помимо указанного сходства,здесьмыобнаружимисмешанный,разноуровневыйсоставсубъектовправоотношения, действующих на паритетных началах; особенности порядказаключения договора; выбора контрагента и т. п.Болеетого,определениепонятияпублично-частногопартнерства,закрепленное в Законе о ГЧП (ст.
2), однозначно свидетельствует о том, чтогосударственно-частное партнерство не ограничивается формой концессионногосоглашения и предполагает включение в него других форм взаимодействиягосударства и частных хозяйствующих субъектов.Государственно-частное партнерство предполагает взаимодействие двухсубъектов, имеющих в принципе разные интересы, но которые в то же времясовпадают в связи с их встречным характером. Ведь частный субъектхозяйственной деятельности, преследующий в условиях рыночной экономикииндивидуальный интерес, который заключается в получении прибыли, в рамкахгосударственно-частного партнерства совпадает с публичным интересом, которыйнаправлен на реализацию общественных целей.
Следствием такой разнородностицелей,атакжесубъектовправоотношенияявляетсяиспользованиевфункционировании и организации различных форм государственно-частногопартнерства как элементов гражданского, так и элементов административногоправа.В рамках государственно-частного партнерства речь идет именно овзаимодействии государственных и частных субъектов, а не об одностороннемвоздействии государства на субъектов частного сектора экономики, что связано снеобходимостью учета государством интересов частного сектора экономики иневозможностью использования принудительных аспектов власти в рамкахотношенийпартнерства.Какследствие,административно-правовому1См., например: Халимовский Ю.
Региональное государственно-частное партнерство: трудностиэффективного регулирования // Хозяйство и право. 2011. № 6. С. 56; Саидов З. А., Полукаров А. В., Милиевская Е.Б. Правовое регулирование государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения : монография. Грозный,2016. С. 4.238регулированию государственно-частного партнерства свойственны не толькокомандные принципы управления, характерные для публично-правовой сферы,где отношения строятся на принципе власти-подчинения, но также и гражданскоправовые механизмы регулирования, которые позволяют учесть интересычастных субъектов1.Иначе говоря, поскольку государственно-частное партнерство строится напринципе баланса публичных и частных интересов, его административноправовое регулирование обладает особенностями, вызванными, в частности,использованием гражданско-правовых институтов.
Так, например, в наукеотмечается, что договорные отношения между государством и частнымисубъектами экономики, строящиеся на основе государственного контракта,«позволяют его рассматривать как гражданско-правовой договор, включающий всебя отдельные административно-правовые (публичные) элементы»2.
Такимобразом, одной из особенностей административно-правового регулированиягосударственно-частногопартнерстваявляетсяиспользованиеинститутовгражданского права, а точнее — использование данных институтов наряду синститутами публичного права.В науке административного права отмечается, что по данному вопросунеобходимо «достижение баланса публичного и частного права в регулированииэкономики»3, что должно стать залогом ее эффективного функционирования.Иначе говоря, правовое регулирование государственно-частного партнерстваявляетсякомплекснымзаконодательнымрегулированием4отношенийгосударства и частных хозяйствующих субъектов.
Поэтому мы не можем1Закон о ГЧП наиболее правильно, на наш взгляд, определяет взаимодействие государственных и частныхсубъектов именно как сотрудничество (ст. 3).2Шевченко Л. И. Регулирование отношений поставки: теория и практика. СПб., 2002. С. 214.3Яковлев В. Ф., Талапина Э. В. Роль публичного и частного права в регулировании экономики // Журналроссийского права. 2012. № 2. С. 13.4См.: Хабриева Т. Я. Право и модернизация экономики // Журнал зарубежного законодательства исравнительного правоведения.
2010. № 1. С. 45. Этот автор относит данный феномен к общим тенденциям развитияправа, а не только к институту ГЧП. См., подробнее: Хабриева Т. Я. Конституционные основы, тенденции ипроблемы развития российского законодательства: 20-летний опыт и современное состояние // Журналзарубежного законодательства и сравнительного правоведения.
2013. № 4. С. 556; Саидов З. А., Полукаров А. В.,Милиевская Е. Б. Правовое регулирование государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения :монография. Грозный, 2016. С. 5.239согласиться с авторами1, которые относят различные институты правовогорегулирования государственно-частного партнерства к какой-либо одной изотраслей права (гражданского или административного).Комплексныйхарактерправовогорегулированияинститутовгосударственно-частного партнерства можно продемонстрировать на примереконцессионного соглашения. Действительно, законодатель определил, чтоконцессионное соглашение «является договором, в котором содержатся элементыразличных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениямсторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частяхправила гражданского законодательства о договорах, элементы которыхсодержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящегоФедерального закона или существа концессионного соглашения» (п.
2 ст. 3Закона о концессионных соглашениях). Закон о ГЧП также свидетельствует оприменении норм гражданского законодательства к отношениям публичночастногопартнерства:государственно-частном«Законодательствопартнерстве,РоссийскойФедерациимуниципально-частномопартнерствеосновывается на положениях … Гражданского кодекса Российской Федерации»(п. 1 ст. 2). Иначе говоря, такое правовое регулирование концессионныхсоглашений и других форм государственно-частного партнерства, во-первых,свидетельствуетоприменениигражданскогозаконодательствакэтиминструментам регулирования отношений государства и частных хозяйствующихсубъектов, а, во-вторых, понимая, что эти институты обладают определенныминехарактерными для гражданского права особенностями, в законодательствеуточняется, что это возможно только если «иное не вытекает из существаправоотношений (п. 2 ст.