Диссертация (1154410), страница 56
Текст из файла (страница 56)
Аверина и К.С. Шишковауказывают три фрейма, которыми представлен концепт «радость», каждые изних имеют определенные слоты, однако, на наш взгляд, в определениислотовобнаруживаетсяфразеологическаяединицаформализованныйУмениеиподход,храбростьнапример,приносятрадостьтрактуется: «радость как проявление храбрости», хотя семантически здесьможно выделить «слот»: «радость от проявления храбрости и умения».
Какэтическизначимыесмысловыедолимыбыотметилиследующиевыделенные авторами «слоты»: «радость преображает человека» (Горестарит, а радость молодит. От радости и старики со старухамипомолодели); радость за ближнего (Ученику – удача, учителю – радость);радость семейная (Мальчик – утеха отцу, а девочка – радость матери)радость как способ привлечения счастья (Умей находить радость в жизни –вот лучший способ привлечь счастье); радость как помощь (Ближнемупомогаешь – счастье узнаешь); радость познается через лишения (Неиспытав трудностей, радости не познаешь) последнее имеет явную связь схристианским пониманием радости. К этическим можно также отнестивыделенный автором слот «радость семейная» (Мальчик – утеха отцу, адевочка – радость матери).
Самым объемным является третий фрейм«радость как счастливое событие». Авторы это объясняют тем, что «чувстворадости в русском языковом сознании чаще всего вызвано посредством328какого-то произошедшего события, повлекшего за собой появлениеположительных эмоций», то есть авторы понимают концепт «радость»прежде всего как эмоциональный; радость как временное явление (Деньрадости краток. За минутные радости расплачиваются годами); горесменяется радостью (После грозы – ведро, после горя – радость); радость каквыбор (Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине) [Аверина М.А.,Шишкова К.С., 2013, с.
33 – 39].К.В. Шмугурова, изучая концепт «радость», приходит к выводу, чтоданный концепт, как и концепт «тоска», является ключевым в поэтическомпространстве русских поэтов (И.А. Бунина, Ф. Сологуба, И.Ф. Анненского), асодержание этих концептов отражает «психологическую, мировоззренческуюи философскую составляющие индивидуально-авторского мировидения».Автор отмечает, что для И.А. Бунина характерен «синкретизм переживаемыхэмоций», т.е. переживание тоски и радости происходит в один и тот жемомент, что несвойственно для Ф. Сологуба и И.Ф.
Анненского. Объяснениеданного факта К.В. Шмугурова видит в различии эстетических ифилософских концепций поэтов. Для символиста Ф. Сологуба радостьявляется«феноменом иного бытия». В поэтической картине мираИ.Ф. Анненского, по замечанию автора, «не находится места для радости»,чаще наблюдаются мучения, вечный поиск гармонии и идеала [ШмугуроваК.В., 2011].Интересно представлено поле концепта «радость» в поэтическойкартине мира И.А.
Бунина: открытость, доверчивость, отрешенность,задумчивость, спокойствие, отсутствие душевной тревоги, чистота,непорочность, трепетность, страх разрушить прекрасные мгновенияжизни, восторг, свет, способность образно мыслить, легкость. При этомподчеркивается особенность концепта: совмещение в нем значений«внутреннего чувства» и «эмоциональной реакции на внешнее событие»,329причем внутреннее чувство проявляется в трепетности и тишине.
Внешниеже проявления радости в творчестве И.А. Бунина практически отсутствуют.Крометого,дляИ.А.Бунинахарактерносвойственноерусскойментальности, разделение радости на «земную» и «небесную». Радость«земная», по мнению К.В. Шмугуровой, актуализируется в ассоциативносмысловом блоке «жизнь – избыток сил – радость», радость «небесная»предстает как «ощущение причастности к миру божественного», т.е.благоговение ко всему сотворенному, «как способность любить и даритьсвою любовь миру».Однако в существующих работах о концепте «радость» не хватаетцелостности описания, т.к.
не затрагивается совсем, либо затрагиваетсятолькокосвенноэтическаясоставляющаяконцепта.Вомногихисследованиях радость рассматривается только как эмоция. Отметим, однако,что, как пишет Ю.С. Степанов, радость в русском языке – это прежде всегоимя концепта, и лишь во вторую очередь имя связанного с ним чувства.Анализ словарей русского языка с учетом внутренней формы словаконцепта «радость» показал, что этическая нагрузка концепта связана преждевсего с религиозными воззрениями и свойственна смысловым долямконцепта: радоваться – находиться в гармонии с окружающим миром ирадеть – заботиться о ком-то, трудиться для чьей-то радости. Степеньэтически значимых смысловых долей со временем менялась (в наибольшейстепени они отражены в языке до XIX века, в XX происходит их«ослабление», связанное с социально-политическими преобразованиями), носами они сохранялись во внутренней структуре формы слова неизменно.Формула радость и веселье также возникла как распространениевнутренней формы слова радость: веселье есть уже результат совместнойрадости, претворенный в действие [В.В.
Колесов]330Академик Н.И. Толстой рассматривал символ *ves-el- в реалияхрождения и Рождества, весенних (*ves-na) празднеств (свадьбы, светила,стихии, солнце, радуга и т.д.). Это проявление сакральных, небесных,духовных и потому душевно-внутренних переживаний язычника, которыесохранились в современных представлениях именно благодаря внутреннейформе древного славянского слова; веселый – здоровый и, следовательно,счастливый [Толстой Н.И., 1995, с. 316]. «Веселие света сего» – это праздник,потому что праздник – совместная радость, не обязательно смех, но именнорадость, взаимная обращенность близких друг к другу, желание быть вместе.Значительноечислоработ,посвященныхконцепту«радость»,подчеркивает центральное положение данного концепта в русской языковойкартине мира.Таким образом, включение концепта «радость» в ядерную зонуэтической концептосферы русской языковой картины мира безусловно,т.к.
он является не только эмоциональным концептом, но и в большейстепениценностно-ориентированным,чтоподтверждаетсяданнымисловарей и мнениями исследователей. Существенные свойства радости,важнейшиедляпониманиярадостикакэтическогоконцепта–принадлежность к вечности и отнесенность к духовной сфере. Анализсловарей русского языка с учетом внутренней формы слова-концепта«радость» показал, что этическая нагрузка концепта связана прежде всегос религиозными воззрениями. Этические смысловые доли: «находитьсяв гармонии с окружающим миром» и «радеть, заботиться о ком-то,трудиться для чьей-то радости». Степень этически значимых смысловыхдолей со временем менялась (в наибольшей степени они отражены в языкедо XIX века, в XX происходит их «ослабление», связанное с социальнополитическими преобразованиями), но сами они сохранялись во внутреннейструктуре формы слова неизменно.331Концепт «радость» имеет тесную связь с базисными концептамиЗону концепта составляют следующие микроконцепты и концептуальныепонятия: веселье, улыбка, радуга, заботаСудьба - ПромыселПонятие «судьба» было, как отмечает Т.И.
Вендина, чрезвычайноактуальным для сознания средневекового человека, что нашло отражение каквстарославянском,такивцерковнославянскомязыках,очемсвидетельствует значительный ряд синонимов: кобь (судьба), жрhбий(жребий), р#дъ (судьба, жребий), ч#сть (судьба, часть, удел), чаша (судьба,доля, участь), рокъ (установленное время), оурочьнъ (назначенный),полоучаи (счастливая судьба), прич#сти~ (участь, судьба), оуч#сти~ (доля),строи (предначертание) [Вендина Т.И., 2002, с.259].В старославянском языке существовало и слово «судьба», однако оноимелозначениеразбирательство,«суждение,решение;приговор;приказ»,справедливость;носудебноесловообразовательнаясоотнесенность этого слова с глаголом с@дити, наличие связей с лексемамис@дъ (страшьныи б@д@mии с@дъ) и с@дитель (судья) (богъ с@дительправьденъ и крhпокъ i тръпhливъ) [Вендина Т.И., 2002, с.259] связываетвербализатор«судьба»иегодериватысконцептом«промысел»(«провидение»).Т.И.
Вендина подчеркивает, что понятие судьбы в представленияхсредневекового человека ассоциировалось с высшей Волей и высшимРазумом:судьбакаждогочеловекамыслиласьпредопределяемойпредначертанием Бога, его мыслью: (промыслъ – провидение, промышл~ни~– провидение, промысел). Бог как Творец и Вседержитель мира –332промысльниъ вьсhхъпромышлением овидимыхъ ичеловекеонневидимыхъ на земле. Своимстро>чловhчьживотъ(порядок,предначертание) [Вендина Т.И., 2002, с.260]. Своим попечением и заботойБог ведет человека по жизни (съмотрни~ – попечение, забота; промысел,провидение; оусъмоmр~ни~ – провидение).
Человек лишь «получает» своюсудьбу от Бога (полоучаи – счастливая судьба) по установленному импорядку [Вендина Т.И., 2002, с.260].В словаре церковнославянского языка лексема сUдьба прямо толкуетсякак определение Всевышнего и во втором значении как постановление,закон, тогда как дериваты представляют сферу судебных споров: сUдити(отделять, разделять, решать споры, произносить приговор), сUдище(судебное место, судилище, судебное дело), сUд¿# (разбиратель, судья) ит.д. [Дьяченко Г.].Интересно, что Судъ Бож³й (в словаре записано с заглавной буквы)обозначаетдревнеславянскийспособопределениявиновногочерезиспытание водой и железом с подробным разъяснением при каких спорах икак именно происходит определение виновного и никак не связываетсяс грядущим по втором присшествии Страшным Судом, являющимся однойих центральных идей христианства.
Так же, как и выражение Страшныйсудъ, зафиксированное в словаре, связывается прежде всего с земным«применением» христианской идеи: «в воскресенье перед масляницейу алтаря Успенского собора на площадке после утрени происходило действоСтрашного суда: торжественное моление перед иконою пришествияГосподня» [Дьяченко Г.].ПорезультатамисследованиялексикистарославянскогоязыкаТ.И. Вендина делает выод, актуальный и для картины мира древнего русича:в представлениях средневекового человека его судьба – это всего лишь часть,333доля того Мирового Блага, которое распределяется Богом, т.е. каждыйчеловек в своей судьбе оказывается причастен к этому Мировому Благу(прич#сти~ – сопричастность, участь, судьба) [Вендина, 2002, с.261]. Данноевысказываниеподчеркиваетсвязьконцептов«судьба-промысел»и«причастие».В древнерусском языке суд и производные связываются, как ив церковнославянском, с разрешением спорных вопросов: сUдии (судья,решитель, произносящий приговор), сUдилище (место суда), судьбъникъ(книга законов, собрание, постановление) и т.п.