Диссертация (1154410), страница 43
Текст из файла (страница 43)
9; Срезневский И.И., т.2].Развитие христианских идей достигает высшей точки в XIX столетии,что, естественно, нашло отражение в языке. Так, дериваты концепта«милосердие» этого периода демонстрируют наиболее четкую связьзначений с христианской идеей милосердия как деятельной любви инаибольшую этическую нагрузку: милосердие и милосердость – сердоболие,сочувствие,любовьнаделе,готовностьделатьдобровсякому;жалостливость, мягкосердость), милый (свойство человека любящего;снисходительная любовь; радушное расположение, желание кому добрана деле; прощение, пощада; благоволение, оказание кому отличия; награда),милостивыймягкосердый;(милостивый,добрый,снисходительный,сострадательный,милосердый,благосклонный,ласковый,доброжелательный), миловать (щадить или прощать, оказывать комумилость,снисходить,соболезнуясмягчатьстрогость),милостиветь(становиться добрым, снисходительным) [Даль В.И., 2011, т. 2, с.
333].251По-прежнему сохраняется понимание милости как щедрости: милость(благодеяние,щедрота),милостынникъ(разадавательилитворительмилостыни) [Там же].При этом появляются новые дериваты и новые, в том числе«неодобрительные» значения: миловидный (приятный, милый по виду илисвоей наружности; пригодный, кроткий на вид), миловидность (соединениепригожества,простотыикротостивовнешности),миловидничать(кокетничать, заискивать милою наружностью), миловидъ (человекприятной скромности, любезности, с заученными привычками; кокетка) [Тамже].Словари XX века практически не содержат различий в толкованиидоминантных вербализаторов концепта «милосердие», причем сохраняетсяэтическая нагрузка, хотя ее связь с христианством замалчивается,тем не менее суть христианского понимания милосердия как деятельнойлюбвиислужениялюдямсохраняется:милосердие–готовностьиз сострадания, человеколюбия, снисхождения оказать помощь тому, ктов ней нуждается [Ушаков Д.Н., Ожегов С.И., БАС, МАС, Ефремова Т.Ф.].В Большом академическом словаре встречается и более широкоепонятие с повышенной долей этической нагрузки: милосердный (готовый,склонный делать добро) [БАС, т.6, с.991-992].Отметим, что словообразовательное гнездо в этот период сужаетсявсего до нескольких дериватов, значение которых практически сводитсяк одному,хотяиэтическинагруженному:милосердный(склонныйк милосердию, проявляющий его; вызванный, обусловленный милосердием);милосердый (то же, что милосердный); милосердствовать (проявлятьмилосердие).
Однако слово «милость» и его производные обладают болеевысокой этической значимостью: «доброе человеколюбивое отношение;благодеяние, дар; благосклонность, полное доверие» [Ожегов С.И.].252Энциклопедическийсловарь«Этика»сообщает,чтовне теологического контекста, в отсутствие идеала милосердие теряетстандарт совершенства. В нормативном плане милосердие непосредственносвязано с требованиями прощения обид, непротивлением злу насилием илюбви к врагам [Этика: Энциклопедический словарь, 2001].Милосердие может быть определено как сострадание, то естьстрадание за другого, отсюда также выстраивается его связь с базиснымиэтическими концептами: страдание – любовь – святость.Отметим, что слово «сострадание» определяется в современном языкекак одно из основных нравственных переживаний человека.
Большинствомыслителейоценивалисостраданиекакпроявлениенравственногодостоинства человека. Среди философов, христианских мыслителей ибогослововнетединодушиявнравственнойоценкесострадания.Православные идеологи подчеркивают ценность любви и сострадания,которые выше, чем милость только из чувства долга, так как первые связаныс важнейшей заповедью Христа о любви к ближнему. В энциклопедическомсловаре «Этика» подчеркивается значимость чувства сострадания каксущественной части наших духовно-нравственных переживаний, несмотряна различия его трактовки и оценки [Этика: Энциклопедический словарь,2001].Глубинная связь милосердия и щедрости наглядно представленав значениях производных слов доминантного вербализатора – лексемы«щедрость».Вцерковнославянскомязыкещедрый–этопреждевсегосострадательный, благочестивый человек. Близкое значение имеют дериватыщедролюбецъ(склонныйкмилосердию,милосердный),щедротно(благоутробоно, милостиво), щедротство (благоутробие, милосердие),253щедротаство(милость,щедроеподаяние;милосердие),щедрю(умилостивляюсь, жалею) и др.
[Дьяченко Г.]. При этом автор-составительвключает слово Щедритель (щедрый податель: прежде всего сам Бог).Высокую степень этической нагрузки подчеркивает и лексема щедрость(милосердие, милость: чистосердечие, простота сердца), иначе говоря,щедрость близка кротости – одному из центральных базисных концептов[Дьяченко Г.].Кроме того, среди дериватов встречается толкование щедростикак обилия, что обнаруживает связь с представлениями о благе и добрекак имуществе (см. концепты «благо» и «добро»).Характер значений вербализаторов концепта «щедрость» сохраняется ив древнерусском языке.Словарь В.И. Даля фиксирует близкие к церковнославянскому идревнерусскому языкам значения дериватов с сохранением, соответственно,степени этической нагрузки: щедрый (милостивый, милосердый на помощь,на подарки, на раздачу милостыни, пособий; тороватый) щедрота (милость,снисхожденье, благодеяния, великие милости, великодушие [Даль В.И., 2011,т.4]. Интересно предположение В.И.
Даля о семантической близости слов«щедрый» и «щадный», основанное на общем между ними понятии«милостивый, милосердный». Отметим, что герои русских сказок и былинотличаются прежде всего щедростью и милосердием. Эти же качествавоспеваются и в русской литературе, хотя часто «от противного», черезосуждениескупости(например,произведенияПушкина,Гоголя,Достоевского).В словаре Д.Н.
Ушакова только вербализаторы «щедрый» и «щедроты»имеют этическую нагрузку, хотя и значительно меньшую, чем в предыдущийпериод, и определяются как «охотно оказывающий помощь деньгами,254имуществом, не скупой» и «милости, щедрые подарки» [Ушаков Д.Н.]. Такоеже сужение этической значимости наблюдаем и в последующие периоды:щедрый (оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости)[Ожегов С.И.], щедроты (милости, обильно расточаемые кому-либо, щедрыедары) [МАС].Однако в XX столетии дериваты лексемы «щедрый» приобретают всеболее материальное значение и ценность и все дальше расходятсяс пониманием милосердия: большой по размерам, значительный по ценности,богатый, обильный чем-либо [МАС], охотно оказывающий помощьденьгами, имуществом; не скупой [Ефремова Т.Ф.].Таким образом, нами установлено, что концепт «милосердие» входитв ядерную зону этической концептосферы и обнаруживает тесную связьс концептами«любовь»,«сострадание»,«страдание»,«кротость»,«щедрость», проявляющуюся в прямых номинациях в значениях дериватов,вербализующих концепт.
Кроме того, в поле концепта «милосердие» входятмикроконцепты и концептуальные понятия: пощада, снисхождение, обилие,мольба, жалость, сочувствие. Этическая нагрузка концепта основанана христианском понимании любви к ближнему как нравственного закона(«деятельная любовь к ближнему», принятие страданий другого человека) инаиболее ярко реализуется в древнерусский период и в XIX веке.В следующем столетии этическая нагрузка доминантных вербализатороврезко снижается в следствие разрыва связей с исконной идеей, в результатечего милосердие теряет стандарт совершенства. Такая же тенденцияснижения этической значимости наблюдается среди дериватов концепта«щедрость»приглубокойсемантическойблизостимилосердиюв церковнославянском, древнерусском языках и языке XIX века и отсутствиитаковой в XX столетии.255МудростьС точки зрения философской этики, мудрость обозначает высшее,целостное духовно-практическое знание, ориентированное на постижениеабсолютного смысла бытия и осуществляемое через духовно-жизненноевовлечениесубъектазнаниявпроцессисканияистины[Этика:Энциклопедический словарь, 2001].Согласно одной из наиболее убедительных этимологических версий(М.Фасмер,В.Н.Топоров),русскоеслово«мудрость»восходитк индоевропейскому корню, обозначающему особый вид ментальноговозбуждения,первоначальныхэкстаза.Этосмысловопределяетмудрости,одинсвязанныхизсущественныхспсихическойтрансформацией субъекта знания на пути экстатического восхождениясубъективного духа к абсолюту [Этика: Энциклопедический словарь, 2001].Данный смысл мудрости, обозначающий состояние высшей сверхличностнойдуховности, был впоследствии соотнесен с различными сверхнормальнымипроявлениями ментальности: предвидением, глубоким умом, широкимзнанием, богатым жизненным опытом и т.
п.В этико-философском контексте значение русского слова «мудрость»теснее всего переплелось с греческим понятием «софия». Слово «софия»хотя и переводится традиционно на русский язык как «мудрость» или«премудрость», означает не только субъективное состояние души и ума, но иобъективное положение вещей: их совершенство, красоту, гармонию.Тождество мистики и добродетели определяет тип религиозногомудреца: святого, старца. Тождество плутовства и добродетели – типюродивого, «скомороха Божьего» (Франциск Ассизский), а также типиронизирующего философа и софиста в духе Сократа.256Всякий обычный человеческий поступок детерминирован, как правило,внутренними факторами.
Поступок мудреца продиктован сверхситуативным,символико-игровым смыслом, т. е. содержит в себе не столько текущуюинформацию о субъекте поведения, сколько сверхличностную, нравственнооценочнуюинформациюомиреижизнивцелом[Этика:Энциклопедический словарь, 2001].Рассмотрим представленные в словарях вербализаторы концепта«мудрость».Мuдрость в церковнославянском языке понималась чаще всего двояко:как образ мыслей и чувствований, то есть соотносилось со сферой разума ичувств.