Диссертация (1154410), страница 37
Текст из файла (страница 37)
Христианство основано на верев чудо: в чудо Рождества Бога, Его спасительной жертвы и Воскресения.В тропаре Рождественской службы встречаем фразу, объединяющую эти двабожественных свойства: «Ты еси Бог творяй чудеса» – Ты Бог, творящийчудеса. О чудесах, сотворенных Богом, рассказывает и Ветхий и НовыйЗаветы. О чудесах рассказывается в Деяниях Апостолов, в житиях святых.Признак святости – совершаемые по молитвам святых чудеса, чудотворство.Но чудеса всегда совершаются Богом.
Более того, каждый христианин верит,что Бог может совершить чудо (исцеления, вразумления, покаяния) и по егопросьбе, при заступничестве святых.Созданный Богом человек в религиозных представлениях и отчастив русской языковой картине мира, в основе которой лежит религиозность,подобен Богу не только тем, что наделен свободной волей, но испособностью творить. И если чудотворство свойственно только Богу исвятым Его, то способностью к творчеству наделен любой человек.Связь чуда, чудотворства и творчества видна в очень серьезномотношении церкви к идентификации чуда: чтобы не было поклонения тваривместо творца, далеко не сразу и не всякое чудо признается таковым.В христианстве, как уже говорилось, чудо – это не просто нарушениезаконов природы, а такое нарушение, цель которого в промыслительномучастии Бога в делах людей, чудеса являются знаками, «знамениями»,направляющими людей к спасению.Творить, по данным словаря В.И.
Даля, – давать бытие, сотворять,созидать, создавать, производить, рождать. Творить умом – созидать научноили художественно. Производить, делать, исполнять, чинить. Творение – все218созданное, сотворенное; создание, тварь. Творитель бед, добра, чудес.Творчество – творение, сотворение, созидание. Во всех определенияхпрослеживается этический смысл концепта, его связь с Творцом мира.В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова творчество определяетсявне указанного контекста: «создание новых по замыслу культурных илиматериальных ценностей». Глагол «творить» в первом значении «творческисоздавать», во втором – «делать, совершать»; творение – произведение,результат творчества; творец – во-первых, человек, который создает что-либотворчески, и только во втором значении – Бог как создатель мира.Именно эта религиозная основа понимания творчества, чуда ичудотворства составляет этическую нагрузку концептов.
Именно онапозволяет сохранять этические ментальные представления на протяжениидлительного времени.3.2. Собственно этические концепты3.2.1. Морально-нравственные концепты, или добродетели(кротость, любовь, милосердие и щедрость, мужество, мудрость ицеломудрие, терпение, совесть и честь)КротостьДеривационный ряд, представленный в словаре церковнославянскогоязыка Г. Дьяченко, включает только 2 слова: кротостный (соединенныйс кротостью, растворенный кротостью), кротость (с указанием греческого219слова-источника и поправкой «иногда значит слабость, изнеможение»)[Дьяченко Г., с.
272]. В монографии Т.И. Вендиной, посвященной изучениюсредневекового человека на материале старославянского языка, кротостьнъ(исполненный кротости) встречается среди имен, характеристик человека,имплицитновыражающихидеюБогачерезпризнакиисимволы,сопутствующие идее Христа [Вендина Т.И., 2002, с. 78]. Этический смыслкротости наглядно представлен в религиозном дискурсе: «Возьмите иго Моена себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдетепокой душам вашим» (Матф.
11:29); «Се, Царь твой грядет к тебе кроткий,сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Матф. 21:5). Такимобразом, кротость – это главное качество, свойство Бога, и, соответственно,кротость – это достоинство христиан, их необходимое качество: «Блаженныкроткие, ибо они наследуют землю» (Матф. 5:5). Однако качество этостолько же труднодостижимо, сколько ценно. Возможно, что неразвитоесловообразовательное гнездо лексемы «кротость» в церковнославянскомязыке объясняется сакральностью этого свойства: высшая степень святости,качество Самого Христа.
Следовательно, смысловая наполненность данногоконцепта включает в себя все сказанное о Христе в Священном Писании иможет быть определена как «благость». И именно эта смысловая доляконцепта содержит самую высокую степень этичности и заключает в себекротость, смирение, тихость, терпеливость, незлобивость, любовь и др.Кроме того, этический смысл концепта содержится и в другомвербализаторе, указанном в словаре: тих¿й (благосклонный, кроткий; тихий,спокойный; безмятежный), тихомирно (тихо; с миром), тихообразно(спокойно, кротко), тихостный (тихий, кроткий), тихость (ясность духа),qтихновен¿е (утишение, успокоение, усмирение), оутишный (тихий)[Дьяченко Г., с.
722]. Причем слова с прямым значением «тихо, без звука,220без шума» имеют внутреннюю способность пониматься метафорически:«тихо, без звука страстей», то есть «кротко, с миром и покоем». Например,тихо (тихо, без бури и кораблекрушения), тихоглаголание (кроткое вещание,тихая речь), тихогласно (тихим, негромким голосом). Слова «оутишаю»(облегчаю), «оутишен¿е» (престание, прекращение) тоже могут пониматьсяотносительно душевных бурь, вызванных страстями, утихновение которых,в том числе добрым словом, приносит облегчение.Верещагин Е.М.
утверждает, что семантика прилагательного тихъ,тихыи основана на метафорическом переносе, отличном от греческойметафоры. Его рассуждения строятся на анализе сочетания «уста тиха»,употребленного по отношению к Иоанну Златоусту, прозванному такза сильный, звучный голос, риторическое мастерство. Несоответствиезначения слова «тихий»–«негромкий» образу святителя Е.М.
Верещагинобъясняет тем, что метафорически лексема «тихий» означает душевноесостояние – «спокойствие, безмятежность, невозмутимость», а такжеблагость (состояние душ, принявших в себя Христа), как и в греческомэквиваленте. Однако в отличие от греческого значения, построенногона основе прямого значения «отсутствие движения волн», славянское«тихий» строится на семантике «отсутствие крика и шума». «Уста тиха»Иоанна Златоуста–это символ благости, безмятежности, невозмутимости ибесстрастности его проповеди. Благостная проповедь может говоритьсягромким голосом» [Верещагин Е.М., 2001, с.
346 – 352].Вероятно, с этой традицией подчеркивать то, что благостная (тихая)проповедь может и должна читаться громким голосом, во всеуслышание,связано и «странное», на первый взгляд, значение слова «тихий»,приведенное В.И. Далем: «тихий – громкий, звучный, зычный, звонкий,221шумный», и только во вторую очередь – глухой, слабый» [Даль В.И., 2011,т.2].Отметим, что вербализатор «смирение» в большей степени, чемкротость, обладает особой концептуальной природой. Оно, как и любовь,радость и др. концепты [см. Степанов Ю.С., 2004, с. 446] обозначаетдвусторонний процесс, взаимодействие того, кто смиряется, и того, ктосмиряет. Однако смирение обладает заметным отличием в сравнениис радостью и любовью: смиряться самому, то есть становиться кротким,мирным, покорным воле Бога, оценивается в русской ментальности какположительное качество (евангельское «ибо я кроток и смирен сердцем»),а смирять другого, то есть уничижать, оскорблять, заставлять покориться –как отрицательное.
Так, в словаре церковнославянского языка смиренїе – этопримирение, мир и, с другой стороны, оскорбление, огорчение, унижение,порабощение, уничижение, ничтожество; смир#ю означает «укрощаю,уничижаю, низлагаю, истощаю» и, с другой стороны, «делаться смирным,покорным, послушным» [Дьяченко Г.].Самым близким к пониманию концепта «кротость» как благости в этомряду вербализаторов можно считать слово смиренномuдрїе (смирение, тоесть добродетель, гордости противная), но и оно содержит семантическуюдолю с отрицательной коннотацией – «притворное уничижение», такую жеконнотациюимеетлексемасмирити(унижать,смирять,делатьмалодушным). Слово смиренный, как и смирникъ (усмиритель, миротворец),раскрывает «земную» природу смирения – «огорченный, удрученный,изможденный, умеренный, скромный» [Дьяченко Г., с. 622].В древнерусском языке (XI – XVII вв.) можно наблюдать разветвленноесловообразовательноегнездодоминантноговербализатораконцепта«кротость»: кротhти (успокаиваться), кротити (укрощать, заставлять222животное повиноваться воле человека; смирять, успокаивать, утихомириватьнепокорногочеловека),кроткии(кроткий,смиренный,незлобивый,покорный; прирученный, домашний; скромный, воздержанный; спокойный,мирный; слабый, недостаточно развитый; тихий, несильный (о ветре),кроткодушный(имеющийкроткуюдушу;смиренный,незлобивый),кротколюбивый (любящий кротость), кроткостояние (стояние (на молитве)с кротостью, смирением), кротостный (кроткий, смиренный, покорный),кротость (кротость, незлобивость, покорность) [Словарь XI – XVII вв., вып.8,1981].
Высокая этическая нагрузка каждого члена ряда свидетельствуетоб особой значимости кротости в этот период.Интересно, что И.И. Срезневский не формулирует значение кротости,а передает его примерами из текстов, которые отражают этическоенаполнение концепта, причем кротость в примерах ставится в один рядс другимиэтическимиконцептами:смиреномудрием,милосердием,богобоязненностью и любовью. Кроме того, анализ словарных статейпоказал,чтодеривационныйрядлексемы«кротость»значительноувеличивается в древнерусский период, что подчеркивает значимостьконцептадлякротъколюбивыидуховнойсферы:(боголюбивый,кротъко,кротъкодUшьныи,друголюбивый), кротъкыи,кротцh,кротъныи [Срезневский И.И.].
Определение значений примерами из текстовСвященного Писания еще раз подчеркивает особую сакральность концепта«кротость» в русской ментальности.Следует отметить, что в древнерусском языке значение «мир» слова«смирение» как одного из ключевых вербализаторов концепта «кротость»сближается со значением «мера» (обратим внимание, что чрезмерность, какнапример в вербализаторе «чудовище» исконно рассматривается как зло).Так, слово смhрение в первом значении – мера, надлежащая мера; порядок,223обычай; следующие значения повторяют вслед за церковнославянскимязыком «земное» проявление смирения: низкое положение, приниженность,ничтожество; обуздание, утеснение, приведение к покорности, исправлению,а также способы устройства для осуществления указанного воздействия.Остальные значения слова смhрение этически нагружены и фиксируютхристианское понимание: сознание своей греховности, раскаяние, сердечноесокрушение; страдание, унижение; истребление (в данном контексте речьидет об истреблении грехов и страстей); самоумаление, кеносис (Христа);смирный, скромный образ поведения.