Диссертация (1154410), страница 36
Текст из файла (страница 36)
[Ожегов С.И.,БАС, МАС]. Следует отметить, что, в сравнении с древнерусским языком,изменилосьпониманиестепенистрадания.Есливдревнерусскомпредставлении это была тяжелая, подчас неблагодарная (холопская) работа,то в XX веке страдать можно и просто «от чего-то неприятного».212Слово «страдать» в значении «быть плохим, несовершенным,не на должном уровне», встречающееся в словарях XX столетия, такжеотчасти несет этическую смысловую нагрузку, так как обозначаетнравственные муки человека, понимающего свое несовершенство и, в идеале,стремящегося к исправлению.Страдание, понимаемое как «особый вид частушек с любовнойтематикой», отмеченное в словарях русского языка XX века, имеет, на нашвзгляд, несколько ироничный оттенок.Другой доминантный вербализатор концепта «страдание» – «мучение»– в XX столетии также претерпел изменения.
В словаре С.И. Ожеговаизменения связаны, в частности, с утратой связи с религиозной тематикой,хотя этическое наполнение сохраняется как «страдание, мука ради высокойцели». Сравним, мучение (мука, страдание; в значении сказуемого: о том, чтоочень трудно), мученик, мученица, мученический (человек, которыйподвергается физическим или нравственным мучениям, испытывает многостраданий), мученичество (с пометой «высокое»: состояние мученика,мучение) [Ожегов С.Н.].Интересно, что в 17-томном словаре и других словарях русского языкаконца XX столетия дериваты слова «мучение» содержат высокую смысловуюнагрузку «страдальческий подвиг», а также указание на религиозноепонимание.
Так, например, мученик (человек, подвергающийся мучениям,страданием, испытывающий муки, физические или нравственные; у христиан– канонизированный церковью святой, подвергшийся мучениям за веру) [БАС,т. 6, МАС, т.2]. И только в одном из значений слова «мучиться» проявляетсясугубо светское толкование: «испытывать затруднения» [МАС т. 2.].В словаре Т.Ф. Ефремовой, отражающем современное понимание словдериватов,вербализаторовисследуемогоконцепта,встречаемслово«мученик» – тот, кто подвергается мучениям, испытывает физические или213нравственные муки; канонизированный христианской церковью святой,подвергшийся мучениям за веру. Остальные дериваты передают ужеуказанныеболее(испытывать«земные»муки,страданияэтическиеотсмыслы:чего-либо;мучиться,претерпеватьмучениелишения,подвергаться невзгодам; делая что-либо, терпеть страдания от недостаточнойуспешности работы; волноваться, беспокоиться) и др.
Часть слов имеет исугубо материальное значение, например, «мучение» (делая что-либо,терпеть страдания от недостаточной успешности работы; волноваться,беспокоиться) [Ефремова Т.Ф., 2006].Кроме того, некоторые дериваты сохраняют и противоположныеэтическому значения: мучитель, мучительница (тот, кто мучит кого-либо),мучительный(причиняющиймучение,муку,страдание),атакжемучительский, мучительски, мучительство [БАС, т.
6].Основныеразличиястепениэтическойзначимостиконцепта«страдание» в разные эпохи отражены в таблице Приложения 4 на примередоминантныхвербализаторов:страдание,мученичество,мученик,стратотерпец.Для русского языкового сознания страдания безграничны, мучительны,почти всегда связаны с душой.
Лексически «страдание» выражаетдополнительный признак покорности Провидению. Важной семантическойхарактеристикой страдания в свете православной культуры являетсяпредставление о том, что оно может привести к искуплению и очищению,то есть к избавлению от еще большего страдания – мучений совести. С этойстороны страдание в сознании носителей языка неразрывно связанос состраданиемижертвенностью,аявляясьиспытанием,ещеис представлениями о чести.Также необходимо отметить следующие тонкости христианскогопредставленияо страдании, которые, на наш взгляд, сохраняются214вовнутренней форме слова и проявляются в определенном контексте:страдание является результатом разъединения человека и Бога, разобщениядуши и тела; оно всегда связано со злом, но, с другой стороны, именнострадание открывает путь к духовным высотам, к святости.
Поэтомуотрицание страдания есть нечестие, богохульство, так как жизненный выборчеловека, с христианской точки зрения, сводится к двум константам: жизньсБогом или без него. Страдание с Богом священно и ведет к пониманиюИстины. Без Бога человек погружается в бездну неизмеримо более тяжкихстраданий и отчаяния. Перечисленное обнаруживает глубокие связистрадания с концептами «судьба-Промысел», «милосердие», «кротость»,«Истина», «честь», «совесть» и «святость».Таким образом, этические смысловые доли концепта «страдание»,связанные, в первую очередь, с христианскими представлениями исохраняемые в языке на протяжение всей русской истории, можнообозначить в следующей последовательности по степени этическойзначимости и времени их актуализации: «страдальческий подвиг принятиямук за веру», «страдальческий подвиг труда», «страдание за других,сострадание», «терпение бед, болезней и мучений ради спасения души» ипозже «терпение бед, болезней и мучений ради высокой идеи».Концепт «чудо»В христианстве считается, что чудо – это не просто нарушение законовприроды, а такое нарушение, которое имеет некую цель.
Бог промыслительноучаствует в делах людей, давая им знаки, «знамения», направляющие ихко спасению. В Евангелии слово «чудеса» очень часто употребляется вместесо словом «знамения», показывая тем самым, что чудесные действия имеют215символическое значение, ибо чудеса совершаются Богом не ради их самих, ав целях научения людей чему-либо.В церковнославянском языке слова с корнем чудо представленыдостаточношироко,чтоговоритопопулярностислова,егоконцептуальности, а значения сложных слов с этим корнем свидетельствуюто положительной коннотации. Например, чудесный (дивный, великолепный,торжественный), чудесоподатель (получивший свыше дар являть чудеса),чудотворец, чудесоточный (такой, который чудеса источает, то естьчудотворный), чудимый (тот, кому удивляются, удивительный, досточудный;превосходный, дивный, богодухновенный), чудо (удивление, благоговение,предмет удивления; сверхъестественное дело), чудодействовати, чудодеяти,чудотворити (производить что-либо чудесное, сверхъественное, творитьчудеса), чудотворец (творец преестественных дел, например, мертвыхвоскреситель, слепых просветитель) и пр.
[Дьяченко Г.]. Кроме того, во всехсловахцерковнославянскогоязыкаестьуказаниенабожественноепроисхождение чуда. Как пишет Т.И. Вендина, «понятие чуда, как и многиедругиеабстрактныепонятиястарославянскогоязыка,оказывалосьпроизводным от божественного принципа Средневековья» [Вендина Т.И.,2002, с. 273].Именно эта религиозная основа понимания чуда и чудотворствасоставляет этическую нагрузку концепта «чудо» и в современном русскомязыке. Значительных расхождений в определениях слова-концепта «чудо»в разных словарях не наблюдается.
Указываются следующие значения:1) явление, вызванное вмешательством божественной силы, а также вообщенечтонебывалое;2)нечтопоразительное,удивляющеесвоейнеобычайностью; 3) чудо в значении сказуемого: удивительно, поразительнохорош;4)всочетаниисдругимисуществительнымиозначает:216необыкновенный, выдающийся среди себе подобных; 5) чудеса – выражениекрайнего удивления, недоверия [Ушаков Д.Н., Ожегов С.И., БАС, МАС].С точки зрения этической наполненности концепта, его ядерным,доминантнымзначениемследуетпризнать«божественноеявление»,«явление, вызванное вмешательством божественной силы». Остальныезначения включают эту ядерную сему во внутреннюю структуру: чудо какпроявление божественной силы удивительно, так как нарушаются законыприроды,неожиданно,таккаксовершаетсяпротивобыкновения.Концептуальность слова подчеркивает достаточно широкий круг дериватовв современном русском языке: чудак, чудаковатый, чудаческий, чудачество,чудачить, чудесить, чудесный, чудик, чудила, чудинка, чудить, чудиться,чудной, чудный, чудовище, чудовищный, чудодей, чудодейственный, чудом,чудотворец, чудотворный.
Интересно, что слова с корнем «чудо» имеютне только положительную, но и отрицательную коннотации (чудище,чудовище, чудовищный), последняя из которых связана с характерным длярусской языковой картины мира представлением о «золотой середине»,«царском пути», о необходимой мере в том числе и в удивительном,чудесном. Если же мера превышается, то чудесное становится чудовищным,то есть вызывающим чувство ужаса; необычным по своим отрицательнымкачествам;крайнебольшим,весьмазначительным,иначинаетвосприниматься как отрицательное.Концепты«творчество»и«чудотворство»занимаютодноиз центральных положений в русской языковой картине мира.
Практическивсе, кто писал об особенностях картины мира русских, о своеобразиирусского национального характера, указывают в качестве доминирующегоконцепта – религиозность (Бердяев Н., Булгаков С., Воробьев В., Лихачев Д.и др.). Концепты же «творчество» и «чудотворство» входят в центральноеполе указанной доминанты.217Они не просто однокоренные, они близки концептуально, так как и то,и другое – свойство Бога. Творец, сотворение мира – основные понятияхристианства. Само сотворение мира предстает как чудо, причем не тольков наивной, но и в научной картинах мира.