Диссертация (1154410), страница 20
Текст из файла (страница 20)
Однаконепременнымусловиемспасенияявляютсяпокаяниеивера,предполагающие свободную волю человека. Спасение понимается в целомкак синергия: взаимодействие благодати как божественной энергиис энергиейчеловеческойволи.В православномученииразделяютпредваряющую благодать, которая даруется независимо от достоинств изаслуг человека; и оправдывающую, заключающуюся во внутреннемочищении человека от грехов и в освящении его воли посредством таинств.Русская православная традиция рассмотрения благодати берет свое началов «Слове о законе и благодати митрополита Иллариона», по мысли которогоценность благодати, связанной с истиной и свободой, неизмеримопревышает ценность закона. Идеи Илариона нашли отклик в русскойправославной философии, согласно которой благодать всецело позитивна ибазируется на принципе свободы в отличие от закона, который, будучинормой внешнего поведения, выражает запрет, приказ, устрашение, бремя[Этика Энциклопедический словарь].Рассмотрим вербализацию концепта «благо» в различных словарях,иллюстрируя высказанную идею о связи божественного, человеческого ивещного и акцентируя внимание на доминантных вербализаторах: благо,благодать, благодарность, благородство.Г.
Дьяченко в Полном церковнославянском словаре приводит 263 словас корнем благ-. Это одно из самых распространенных словообразовательныхгнезд в церковнославянском языке. Благо – свойство Бога. Все высокое,духовное, лучшее в сознании средневекового человека связывается с благом.Т.И. Вендина считает, что понятие блага как чего-то хорошего, доброго, также, как и понятие добра, было социологизированным, так как с ним116связывалосьсоциальноепроисхождениечеловека(благокореньнъ–благородного происхождения, благородьнъ – благородный), а также егоимущество.
Однако оно могло рассматриваться и вне социальных различий, очем, по мнению Т.И. Вендиной, свидетельствует лексема благороди~(душевное благородство), т.к. душевным благородством мог обладать любойчеловек. Именно такое понимание свойственно слову «благородство» во всеисследуемые эпохи.Т.И. Вендина делает интересный вывод о соотношении понятий добраи блага в сознании средневекового человека.
С одной стороны, они являлисьсущностными атрибутами Бога, основой нравственности человека ирасценивались как добродетели. Однако добро постигалось разумом ипринималось человеком, а благо «изволялось человеку Богом», дарилось,возвещалось, прославлялось, составляло основу веры человека в Бога,которая жила в его душе и определяла его душевное спокойствие. «Понятиеблаго в старославянском языке покрывало значительно большую частьсемантического пространства, чем понятие добро» [Вендина Т.И., 2002, с.188].Само слово благодать в церковнославянском языке включает тригруппы значений. В прямом смысле благодать понималась как милость,милосердие, иначе говоря, добро (милость, благоволение, благодарность), тоесть демонстрировала отношения «человек – человек». Вторую группупредставляют«материальные»значения,такиекакприятность,привлекательность, грация в речи, третья группа имеет высокий духовныйсмыслинаибольшуюстепеньэтическойзначимости:Благодать,возблагодать – обилие и многообразие даров Св.
Духа, дарованных намБогом. В строго богословском смысле благодать есть спасительная сила117Божия, дающая христианину средство к достижению жизни вечноблаженной; то, что называют помазанием у проповедников [Дьяченко Г.].Все дериваты с корнем «благ-», соответственно, можно разделить натакие же группы по характеру значения (или по степени этической нагрузки).ГруппаI.значений«божественное». Лексемыгруппы:благобо#зненный (боящийся Бога); благовhр¿е (благочестие, благая вера,благовhрныйбогобоязненность);(исповедающийистиннуюверу,правоверный, православный); благовhст¿е (евангелие, история евангельская;иногда – учение спасительное, принятое не от человека, но от Бога; иногда –возвещение евангельской проповеди); баговhстникъ (благовестникамив первенствующейпосылаемыцеркви назывались те избранные люди, которыебылиблагоговh#тивразные(бытьблагодарован¿еместанабожным,дляпроповедивеликую(нисполненныйчестьсвышеевангельской);воздаватьдар,Богу);благодать);благожительствовати (жить благочестиво) и т.д.II.
Группа значений «добро, этическое». Группа включает в свой составдериваты:благоволен¿е(любовь,доброжелательство,любовь;благодарственникъ(делающий(щедрый,нескупойнарасположение;решение;добро,подаяние);добро,добродетель;несчастие,бедствие);благодетель);благодатливыйблагодерзати(осмеливаться,отваживаться, ободряться на хорошие, добрые подвиги); благодuшеств¿е(добротадуши,мужество,бодрость,великодушие);благомuжество(благоразумная смелость, мужество, доблесть); благонадежный (радостный,веселый,мужественный,благонаказательныйисполненный(наставляющийнадежды,доброму);одушевленный);благоподражательно(подражая добрым примерам); благоподатливый (щедрый, не скупойна подаяние) и т.п.118III.
Группа значений «земное, материальное». В данную группу входятслова: блага# (благосостояние, благоденствие); благо (добро, доброе дело;все, что служит счастью, богатству); благобыт¿е (благосостояние, счастливаяжизнь); благоведрый (сопровождаемый постоянной хорошей погодой);благовремен¿е – (удобный случай, удобное время); благоглаголан¿е(искусство хорошо говорить, красноречие); благоестественный (изящный,превосходный по своему мастерству); благожреб¿е (счастливая участь);благозрач¿е (красота); благоимhнство (изобилие во всем); багонарочитый –(особенно знаменитый) и др.
Особенностью таких «материальных» значенийцерковнославянского языка является их несомненная этическая нагрузка, таккаквсепредставленныео божественномсозданиидериватымира:отсылаютхорошаякпредставлениямпогода,превосходствов мастерстве, красота – все является даром Бога.В древнерусском языке, по данным словаря И.И. Срезневского, можноувидеть 281 слово с корнем «благ-». Интересно отметить, что в словареу большинства слов значение не формулируется, а лишь иллюстрируетсяпримером, взятым, как правило, из Священного Писания.Благо означает в древнерусском языке «добро, доброе дело; богатство;блаженство, благополучие»; а также часть сложных слов со значением«хорошо,добро»всловах:благовоние,благодарити,благодушие,благолюбец, благонаказательный, благонравие и т.д.; кроме того, у словаестьзначение«полностью,вполне,весьма,очень,совершенно»:благознаменитый, благомудрый, благонадежный и т.п.
[Словарь XI – XVIIвв., т. 1, 1975].Слово благодать, в отличие от церковнославянского, имеет толькоодно значение: истина, ниспосланная человеку свыше: благодать воздати119(возблагодарить); благодатьныи (исполненный благодати) [Словарь XI –XVII вв., т. 1, 1975].Вдревнерусскомдля обозначенияязыкедобродетели,естьтакжеутраченнаявсамостоятельнаялексемасовременности:благиня(добродетель; милосердие; благо, блаженство; добро, доброе дело; богатство;блаженство, благополучие, блага) [Словарь XI – XVII вв., т. 1, 1975].Попробуем выделить в древнерусском языке три группы значений,указанных нами в церковнославянском.Группазначений«материальное».Благодвижьный(легкодвижущийся); благокuщьньство (убранство), при этом пример, приводимыйв словарной статье свидетельствует об отрицательной окраске слова: Неблагообразнии наши благокоущьньство лише имоуть.Особое место среди дериватов, вербализующих концепт «благо»,в древнерусском языке занимает слово благорhчивьство (благородноекрасноречие).Егоэтическаянагрузкасвязана,впервуюочередь,с сакральностью самого понятия слова, речи.
По данным Т.И. Вендиной,благо в языковом сознании средневекового человека было связано с такимивысокими нравственными ценностями, как душа (благодоуши~ – душевноеспокойствие), вера (благовhри~ – набожность, благочестие) и божественноеслово.Значимостьпоследнегонаглядноподтверждаетсябольшимколичеством дериватов в старославянском языке: благовhmени~ (добраявесть,евангелие,церковныйпраздник),благословhmени~,благословhmвлени~ (благословение), благовествл~ни~, благословл~ни~(благословение), благословествьнъ (благословенный, восхваленный) и т.д.[Вендина Т.И., 2002, с.
189]. То же можно сказать о церковнославянском идревнерусском языках.120Таким образом, благородное красноречие, о котором говоритсяв словаре древнерусского языка, связано в первую очередь с проповедьюслова Божьего и потому обладает более высоким этическим смыслом, чемсовременноепонятиев древнерусскомкрасноречия,языкедлясуществуютдругиеобозначенияслова:которогокраснословие,краснорhчие.Подавляющее большинство дериватов в древнерусском языке можетбыть отнесено к группе значений: «божественное». Благовhстьникъ(евангелист, колокол, употреблявшийся для благовеста); благовhщати(сообщать добрые известия); благовестие (благая, радостная весть;проповедание учения Христа о спасении; Евангелие; обряд объявленияновоизбранному архиерею о посвящении его в этот сан; благовест),благовhщательный (приносящий радость) [Словарь XI – XVII вв., т.