Диссертация (1154404), страница 14
Текст из файла (страница 14)
Частый в русскихглаголах эмоций постфикс «ся» создаёт впечатление, что эмоции возникают непод действием внешних причин, а невольно, сами по себе. Человек словно быпопадает во власть эмоций: «Спится мне, младешеньке, дремлется», «Мненравится…», «Ах, как хочется, хочется, хочется…», «Думается…» и т.п.Зарубежные исследователи (А. Вежбицкая и др.), также отмечали обилие врусском языке глаголов, глагольных форм и конструкций, выражающих68произвольные, спонтанные действия, например, привелось, довелось, пришлось,образуется, обойдется, успеется, удалось, засмотрелся, заработался, а такжебезличных конструкциях с возвратными формами и дательным падежомсубъекта: Ему не сидится на одном месте; Мне здесь хорошо работается; Мнесегодня не спалось [Вежбицкая, 2001, 172].В русском языке нашли отражение также парадоксы русской, советской ипостсоветской жизни.
«Грубость жизни отразилась в языке не только богатымзапасом бранных выражений, но и подчеркнутой вежливостью и любовью класкательно-уменьшительным словам, диминутивам: «Я возьму свеколки,капустки, морковочки, все нарежу меленько и варю на маленьком огонечке,добавлю лучка, петрушечки, укропчика (подслушано в очереди)», — отмечаетчешский профессор Зд.Трестерова [Трестерова, 1999: 88]. С этим фактом нельзяне согласиться. Действительно, так говорят в России многие пожилые женщины.В русской культуре не принято «заявлять о себе», «Якать»: «я»- последняябуква в русском алфавите». В этом проявляется скромность, интеллигентнаяманера поведения русских. Но самое важное и ценное в русской ментальности –это «понятия истины, добра и красоты, которые являются признакамикатегории «благо», а не пользы, поскольку «красота важнее пользы» (русское«народное понимание красоты»)» [Воробьев, 2009: 76].Итак, в русской языковой картине мира и в православной литературечеловек рассматривается как единство тела, духа и души; как феномен русскойкультуры.
«Человек — сам единство бесконечности и конечности, вечности ивременности, безусловности и тленности, необходимости и случайности. Узелмира идеального и мира реального, «связь миров» (Державин), и он можеттворить не иначе, как свои же подобия, то есть такие же противоречия горнего идольнего, каков он сам» [Флоренский, 1997: 107]. И для русского человекахарактерно восприятие мира на основе оппозиции «горнего» и «дольнего».Сравним, например, такие пары слов, как быт - бытие, добро - благо, радость -69удовольствие. При этом излишнее внимание к «дольнему», к быту, к «мелочам»жизни всегда не одобряется в русском народе.Таким образом, человек в русской традиции – это духовное существо –духовное по своей сути.
Биологическая, материальная оболочка лишь оформляетдушу, которая и по своему происхождению, и по своей жизни, ее наполненностипредстает Божественной. Внимание к отдельному человеку, понимание егоуникальности и неповторимости – сущностная черта русской философскоймысли. Именно такой взгляд на человека дал основание Ф.М. Достоевскомуопределить человека как тайну и загадку – наиболее близкое к истинеопределение из всех имеющихся в мировой литературе.И.
Северянин в стихотворении «Предгневье» писал:«Родиться русским — слишком мало:Им надо быть, им надо стать».Русский человек не хуже и не лучше других, но он как бы «больше человек,ибо открыт всему человеческому, и в этом великое его достоинство» [Троицкий,2000: 41]. Русский человек, прежде всего созидатель. Он находит себя впостоянном творческом процессе постижения окружающего мира, в поискесмысла жизни, в реализации своих творческих способностей для всеобщегоблага. Многие философы (Н.О. Лосский, М.М. Бахтин, Г. Шпет) отмечают врусском народе стремление к гармонии, чуткое восприятие Другого. Русскийчеловек переживает мир, исходя не из «я», не из «ты», а из «мы».Ф.И. Буслаев в своем основном труде «О преподавании отечественногоязыка» писал о том, что «родной язык так сросся с личностью каждого, что учитьему, значит вместе с тем развивать духовные способности учащегося» [Буслаев,1992: 7].
А.А. Ухтомский справедливо заметил: «Человек есть то, во-первых, чтоон получил в воспитании от своих предков, во-вторых же, то, что он сам из себяделает» [Ухтомский, 1996, т.1: 312].Общефилософский посыл: «Человек -естество, делаемое есть» придает смысл жизни человеку, превращая его70поведение, речь, общение в совокупность творческих актов, самосознание вмасштабе индивидуальной жизни.В настоящее время целесообразно прислушаться к мыслям великихрусских философов о русском человеке и русской культуре. Русские мыслители(Н.А.
Бердяев, С.Н. Булгаков, Ф.М. Достоевский, В. Соловьев, П. Флоренский идр.) убедительно писали о необходимости православного просвещения. «ПутьРоссии – путь Духовный», - говорил П. Флоренский. - Материальное должнобыть только как поддержка духовности». Об этом убедительно пишет и один изпрезидентов РАО, академик А.В. Петровский: «Мы все, кто причастен квеликому делу образования подрастающего поколения России, виноваты в том,то подавляющее большинство учителей, а также тех, кто готовился статьучителем, было лишено свободного общения с классиками гуманнойпедагогической мысли, что они зачастую были вынуждены пользоватьсясуррогатами, прошедшими через жестокий фильтр идеологической цензуры.Особенно это касалось наиболее тонкого, и потому предельно важного аспектадуховного воспитания молодого человека.
Поколения россиян были оторваны отдуховных истоков, от веры и традиций предков» [Петровский, 2000: 45].Для христианина естественно стремиться прозревать в человеке образБожий,святыню,которуюнеобходимосохранитьипоместитьвсоответствующие условия так же, как делает это реставратор, восстанавливаяикону [Федоров, 2000, № 3: 14].
По словам Н.В. Маслова, «цель жизни человека– постоянное совершенствование в добре, развитие всех духовных сил,направление их к Богоуподоблению, единение с Богом. Восстановление вчеловеке образа Божия понимается как образование человека. (Заметим, чтообразование происходит от слова образ – Л.К). Педагог должен научить ученикане только знать заповеди, но и жить по ним, что является признакомблагочестия. Воспитание должно быть полным.
Это требование означает, чтонельзя оставлять без воспитания ни духа, ни тела. Одностороннее воспитаниепочти всегда влечет за собой негативные последствия» [Маслов, 2006: 297-301].71Гуманитарное знание должно служить воспитанию гуманистического сознания.«Человек – тот, кто познал себя, кто познал свое значение, свое состояние, своеназначение» [Брянчанинов, 1993, т.1: 365].Следует заметить, что все теории о человеке и его предназначении не даютисчерпывающих ответов на вопросы о том, как человек появился на Земле, в чемего суть, каков современный человек, но стремиться к такому познаниюнеобходимо: «Познай себя» и познаешь весь мир.
Эта мысль всегда актуальна.«Каждый человек врастает в человечество в определенном «материнском месте»,занимая в нем иерархически определенную точку, поскольку он (одновременно)есть отец и сын, или мать и дочь, принадлежит к своей эпохе, народу и т.д.»[Булгаков, 1917: 349].По мнению Н. Бердяева, Н. Лосского, И. Ильина и других русскихфилософовпервоосновойобусловленностьегорусскогосмыслом,национальноговеройихарактерадругимиявляетсяпсихологическимимировоззренческими представлениями.
Н. Бердяев считает исходным положениео том, что «парадоксальность и крайность составляют то главное свойство,которое является стержнем национального характера, и в этой особенностирусского самосознания следует видеть объяснение его силы, динамизма,открытости и толерантности» [Бердяев, 1974: 108].В русском характере «гостеприимство и мягкость, любовь к детям,женственность,ловкость,любовькпассивнымудовольствиям,доброжелательность, гуманность, жалость к страдающим, широта натуры ищедростьпарадоксальносоотносятсясэкстремизмом,максимализмом,требованием всего или ничего, невыработанностью характера, отсутствиемдисциплины, дерзким испытанием ценностей, анархизмом, чрезмерностьюкритики» [Лосский, 1982: 353].Однако в национальном массовом сознании русских, сохранивших чертыкризисного менталитета, все еще имеется ряд модальных ценностей, которыепрепятствуют саморазрушению.
Такими ценностями являются: эгалитаризм,72патернализм и этатизм [Сикевич, 1995: 147]. Поясним: патернализм - этопроявление отеческой заботы со стороны государства по отношению к рядовымгражданам, выступающим в роли «детей» и оценивающих государство «отца» повыполнению им родительских функций. Эгалитаризм - представления онеобходимости равенства в распределении богатств и доходов (по Ефремовой);- это неприятие социальной стратификации, предпочтение «равенства в бедности- неравенству в богатстве».
В массовом сознании русских продолжаетудерживаться представление о неправедности богатства «от трудов праведных не наживешь палат каменных». Этатизм – державность, ценностноеотношение к государству, обеспечиваемому национальную консолидацию.Русский менталитет или русское языковое сознание выражено внациональнойформе,свойственнойрусскомумировоззрению.Внемпроявляются противоречивые черты, присущие русской национальности.