Диссертация (1152567), страница 8
Текст из файла (страница 8)
связан с изменениями внутрибизнес-сообщества после известного скандала с положительным заключением,выданным по фальсифицированной отчетности компании «Enron»5, фирмой«ArthurAndersen». В результате банкротства этой публичной компаниипострадали не только инвесторы, но и была подорвана репутация аудита каксбалансированной системы и самой сути аудиторской профессии.Ответнойреакцией на эти события стал известный Закон Sarbanes-Oxley [292] (далее SOX6), принятый в 2002 г., распространяющийся на компании, чьи бумагикотируются на бирже.
Изучение этого вопроса показало, что в основном PCAOBсвои функциональные обязанности по отношению к внешним аудиторам видели вконтролесоблюденияпринципанезависимостиМеждународной федерацией бухгалтеров [291].[343],декларируемогоВ доказательство можнопривести факт, что известным последствием SOX для фирм с 2004 г. сталотребование ведения внутреннего контроля в соответствии модели COSO [290].Профессиональные аудиторские организации имели ограниченные права ииграли «роль своеобразных аудиторских профсоюзов, целью которых являласьзащитаинтересовихчленов»[68,с.73].Второстепенныйстатуспрофессиональных аудиторских объединений определялся тем, что АФ или ИАмоглибытьчленами«покрайнеймере,одногоаккредитованногопрофессионального аудиторского объединения» [25, ст.20, п.3].
Внутренниестандарты были внедрены только с принятием 119 ФЗ. После вступления в силу307-ФЗ, «цепочка» иерархии стандартов оканчивается правилами (стандартами)СРО аудиторов, а внутренние (внутрифирменные) стандарты (далее – ВСА)продолжаясуществоватьнапрактике,отнесеныквнутрифирменнойадминистративно-распорядительной документации, отдавались в полное ведениеНеобходимо отметить, что кроме компании «Enron» была подтверждена фальсифицированнаяотчетность еще четырех компаний - «Tyco International», «Adelphia», «Peregrine Systems» и «World –Com».6SOX – принятое международное обозначение по именам его создателей сенатора Пола Сарбейнса (PaulSarbanes) и члена Палаты представителей Майкла Оксли (Michael G.
Oxley).542каждой АФ или ИА в индивидуальном порядке и, при необходимости, моглииметь самый примитивный вид, что не могло позитивно отразиться на системевнутреннего контроля АФ.Интересно, что на официальном сайте МинфинаРоссии в информации о действующих стандартах в разделе «Правила (стандарты)аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельностипри Президенте Российской Федерации» размещен стандарт «Требования,предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» [324], чтосвидетельствует с одной стороны о существовании регламента внутрифирменнойработы, с другой – конфликт с нормами 307ФЗ, а ныне и с требования МСА,функционирующих с 01.01.2017 г.
Исследователи [59; 135; 200] сходятся вомнении, что 307-ФЗ носил концептуальный характер, что подчеркиваютфундаментальные подходы, определяющие аудит и аудиторскую деятельность вРоссии. Гутцайт Е.М. в комментариях к статье [137] писал о времени принятияпервого российского «Закона об аудиторской деятельности», о том, что всерешения по аудиту принимались исходя из посыла «поскольку эти мероприятияоказались эффективными на Западе, значит, они будут полезны и у нас» [137, с.31].
По свидетельству профессора Панкова В. В. и др. [193], Шеремет А.Д. за 6лет до принятия 119-ФЗ, рассматривал необходимость четкой регламентацииаудиторской деятельности, а также видел перспективу развития аудита в России всаморегулируемой модели. Единодушно в научных публикациях [65; 74; 135; 137;166; 167; 177; 192] и др. признаются, что принятие 307-ФЗ ознаменовало созданиеновой модели регулирования аудита в России, внесло важные изменения вструктуру его организации, регулирования и контроля.
Основываясь на мнениитеоретиков и практиков аудита, к основным судьбоносным для российскогоаудиторского эгрегора изменениям следует отнести:а) функциональное перераспределение ответственности за регулированиеаудиторской деятельности на уполномоченный федеральный орган – МинфинРоссии и Банк России;б) влияние Банка России посредством качественной финансовой оценкисостоятельности АФ, ИА и достоверности аудиторских заключений для ОЗО;43в) отказ от лицензирования аудиторской деятельности, взамен наобязательность членства в СРОА;г) замена требования обязательного страхования ответственности аудиторамеханизмом компенсационных выплат из фондов СРОА;д) определение в ч.2, ст.10 предмета ВККР в параметрах исполнения МСА(ФПСАД),принциповКодексапрофессиональнойэтикииПравилнезависимости7;е)ключевыеизмененияв307-ФЗ,приводящиекбиполярностисовременного аудиторского рынка, в перспективе наличие только одной СРОА[317; 334; 337; 342], которая будет отвечать требованиям в области качества,поднадзорна Минфину России.Массарыгина В.М.
[168] отмечала, что обязательность членства в СРО,противоречит ч. 2 ст. 30 Конституции Российской Федерации [1], где указываетсяпризнание за гражданами Российской Федерации права добровольности участия вобщественных и профессиональных организациях, что не соответствует п. 2, ч. 2,ст. 15, 307-ФЗ [25], в которой на уполномоченный федеральный орган возлагаетсяфункция утверждения всей базы нормативных правовых актов. При этом ч.2,ст. 4, 315-ФЗ [24] гарантируется самостоятельность в создании стандартовсаморегулируемых организаций. С последними доводами трудно согласиться, т.к.ч.
5, ст. 3, 315-ФЗ гласит, что для некоторых некоммерческих саморегулируемыхорганизацийзаконодательствоммогутбытьустановленытребования, что, по мнению, аудиторского содружестваповышенныедискредитируетпрофессию [157].Булыга Р. П. отмечал, [191, с. 57] АФ, проверяющие около 100 публичныхобщественно-значимых компаний, подлежат в США проверке ВККР ежегодно, вотличии от РФ. В прослеживании вектора поступательного движения российскогоаудита к МСА [37] после принятия 307 – ФЗ [25] в действие была введена третья7Первая редакция правил независимости была одобрена САД только после выхода 307-ФЗ.44версия федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД - 9 стандартов)[11]. Появился профессиональный стандарт «Аудитор», утвержденный приказомМинтруда России от 19.10.2015 № 728н [42] и вступил в силу 06 декабря 2015 г.вместе с Приказом Минфина России «Об утверждении Положения о принципахосуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций,индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля»[35; 44].
Шнейдман Л.З. отметил значимость этого события для оформленияпрофессии и упорядочения внутренней структуры аудиторских фирм [135]. Кконцу 2016 г. окончательно сформировался обязательный переход АФ и ИА наМСА [37] с 01.01.2017 г. и обязательный аудит финансовой отчетности за 2017 г.попринципамМСА[362].Основываясьнаприведенныхпримерахпоступательного развития аудита, институциональную модель российскогоаудита можно представить в единстве трех проекций (Рисунок 1.2.2).ИнститутБухгалтерского учетаИнститутыпредпринимательстваи бизнесаПравовые и политическиеинститутыРисунок 1.2.2 –Трехпроекционная институциональная модель аудита в РоссииИсточник: авторская разработка45Проекция формальных правил представлена совокупностью законов 307-ФЗ[25],115–ФЗ[21],МСА[37](ранееФПСАДиФСАД),Кодексомпрофессиональной этики аудиторов [5] и Правилами независимости аудиторов иаудиторских организаций [50], Профессиональным стандартом «Аудитор» [42].Проекция неформальных правил – теория аудита и постулаты (научнаясоставляющаяаудита),МСА[37](ранееФПСАДиФСАД),Кодекспрофессиональной этики аудиторов [5], Правила независимости аудиторов иаудиторских организаций [50], Внутрифирменные стандарты – составляющаяпрактической деятельности.Проекциявзаимоотношенийсдругимиинститутамипредставленысоставляющими институтов бухгалтерского учета, предпринимательства ибизнеса, правовыми и политическими институтами.Расположение 307-ФЗ [25] на одном уровне с теорией аудита, объясняетсяосновополагающей основой его содержания, который является ключевымвектором, изменяющим институт аудита в целом.Расположение 315-ФЗ [24] ниже 307-ФЗ [25] следует логике суждения егосодержания в ч.
5 ст. 3, где указывается, что другими Федеральными законами«могут быть установлены повышенные требования по сравнению с указанными внастоящемФедеральномзаконетребованиямиксаморегулируемыморганизациям» [24]. Примером может служить изменение в п.1, ч. 3, ст. 17, 307ФЗ, регламентирующее с 1 января 2017 г. увеличение минимального числа членовСРОА с 500 до 2000 аудиторских организаций или с 700 до 10 000 аудиторов [25],а также актуальные изменения, грядущие после реформы закона 307-ФЗ [25; 161]и изменений в стандартах МСА.Размещение постулатов перед МСА [37] в неформальных правилахдемонстрирует направляющую роль науки в развитии стандартизации иунификации подходов к аудиту. Расположение на одном уровне с Законом осаморегулировании - необходимость последовательного совершенствованияпостулатовсцельюболееполногоадекватногосоответствиямодели46саморегулированияреалиямсовременногообществаипотребностямаудиторского сообщества.Идентичность пересечения формальных и неформальных правил в позицияхаудиторскихстандартов,КодексапрофессиональнойэтикииПравилнезависимости аудиторов и АФ смысловая нагрузка на содержание иосновополагание нормативно-правовых документов, от исполнения которыхневозможно уйти или трактовать субъективно.