Диссертация (1149113), страница 24
Текст из файла (страница 24)
Обнаруживается оно, правда, не во внешнемсходстве (которое мнимым подобием угрожает поставить исследователя на путьдолгих теоретических блужданий), а в единстве генеалогического истока. Дело втом, что предпринимаемый в рамках экспериментальной физиологии анализфункциональности человеческого тела затрагивает также работу восприятия ипринципы порождения этим восприятием иллюзий. Он фиксирует контекст ихпорождения и вычленяет условия их вызова. Из этих исследований возникаютопыты по созданию и техническому воспроизведению визуальных иллюзий,которые будут известны нашему веку под именем кинематографа и дадут далекоидущие следствия.
Физиология порождает не только рационально-просчитанноетело, которое формируется в научных программах атлетической гимнастики, но иаппараты, развертывающие пространство воображения. В координатах этихпространств, прежние «атлеты» индустриального мира (начиная с «немогокино»), все более удаляются от «естества» (пусть даже отвоеванного у природы),перерождаясь впоследствии в «цифре».Итак, XIX век еще был занят проблемой человека-машины, но ужерассматривалтелочеловекакакэнергетическуюмодель,заботясьобупорядочивании, распределении и трансляции энергии.
Проблема рассмотрениятела как продукта энергетического равновесия стала возможной только послеизобретения машины нового поколения — уже не столько механической, т.е.связаннойспостояннойкинетическойэнергией,сколькосдинамикойэнергетического обмена. Как уже отмечалось, образцовой машиной новогопоколения явился паровой двигатель. Именно он задал проблему утечку энергии,ее поддержания и возмещения — проблему организации и дезорганизации,порядка и хаоса, энтропии и информации.
XX век переводит указаннуюпроблематику в термины информационной науки. На заре дигитальной культурытело соотносится с мерой упорядоченности и предстает как информационноеединство. «В 1963 году советский математик Ляпунов доказал, что во всех живыхсистемах происходит передача по точно установленных каналам небольшого111количества энергии или материи, содержащего огромный объем информации,которая в дальнейшем отвечает за контроль больших количеств энергии иматерии.
В подобной перспективе многие феномены, как биологические, так икультурные (накопление, обратная связь, каналы передачи сообщений и другие),могут рассматриваться как различные аспекты обработки информации».157 В товремя как семиотика и лингвистика начинают сближаться, а генетический кодначинаетрассматриватьсякакпервичнаясигнальнаясистема,т.е.какпротосистема всего живого, значимость наук, ориентированных изначально нарассмотрение мира как языка, а затем — как кода все больше возрастает. «К 1980м годам язык обрел статус реальности как таковой, ибо даже «научное знание» —это вид дискурса. Поэтому можно сказать, что на протяжении сорока лет такназываемые передовые науки и техники имеют дело с языком: фонология илингвистические теории, проблемы коммуникации и кибернетика, современныеалгебры и информатика, вычислительные машины и их языки, проблемыязыковых переводов и исследование совместимости машинных языков, проблемысохранения в памяти и банки данных, телематика и разработка «мыслящих»терминалов».158Рассмотрение генетического кода как базовой сигнальной или дажесемиотической системы всего живого, неразрывно переплетаясь с научныминтересом к кодификации, к машинной семиотике (кибернетические модели) исимволическомуобменумеждуживыминеживым,естественнымиискусственным, человеком и компьютером — приводит к рассмотрению биокодакак информационного кода.
Как отмечает Джудит Баттлер, «анатомическое даетсятолько в акте сигнификации».159 В случае с работой медийных инстанций тело нетолькостановитсянеотделимымотактасигнификации,ноисамотрансформируется в сигнификативную систему. В дальней перспективе развитиякомпьютера и совершенствования его медийных функций, телесность принимает157Бодрийяр Ж.
Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, КДУ, 2000. С. 128.158Лиотар Ж.- Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Алетейя, 1998. С. 15-16.159Butler J. Bodies That Matter: On the Discursive Limits of Sex. New York: Routledge, 1993. P. 90.112форму медиакода. Тело начинает рассматриваться (если взять на вооружениетермин Юджина Такера) как «биомедиа».160 В этом ключе, для теории неизбежноактуализируется вопрос о мышлении тела — вопрос, озвучивающий ключевойвызов современности: как совместными усилиями информационная наука,порожденные цифровыми технологиями медийные образы, которым стремитсяуподобиться наша повседневная реальность и «новые технологии, развиваемыедля таких целей как клонирование млекопитающих, усовершенствованиерепродуктивных функций и клеточного программирования, в своем активномвзаимодействии изменяют наше мышление о сущности биологической жизни?»161Взамен широко обсуждаемой дисперсии тела в дискурсе гуманитарных наук,Юджин Такер вслед за американским теоретиком медиа Джеем Болтером говорито ремедиации телесности, т.е.
о квазиэволюционном встраивании тела всформированныедигитальнымимедиапарадигмызнанияиформатысуществования таким образом, что изменяется сама история тела в европейскойкультуре. Исторически сменяющие друг друга культурные соматические моделиначинают рассматриваться как медиальные конструкции, стремящиеся кдигитальному телу. Параллельно этому процессу современная медийнаятелесность переприсваивает старые соматические образцы, видоизменяя их160«Современные биотехнологии осуществляют интеграцию биологии и информационной теории вшироком спектре контекстов: медицинском, экономическом, техническом, культурном. С одной сторонысуществуют науки о жизни, которые изучают феномен жизни на различных уровнях – организм, органическаясистема, клетка, молекула.
С другой стороны существует наука о компьютерах, и она включает в себяинформационные технологии, чьи цели состоят в том, чтобы воплотить техническое понимание информации вконкретных инструментах, с которыми мы взаимодействуем на уровне повседневности. С одной стороны – «жизньсама по себе», с другой – код, сообщение, информация. Чаще всего эти подходы рассматривают как качественноразличные. Презумпция несводимости друг к другу указанных подходов получает свои исторические ифилософские права в отделении «жизни» от «техники», естественного от искусственного, живого от неживого. Темне менее, к биологической жизни можно подойти с позиций технологии, т.е.
рассмотреть жизнь как нечтотехническое. Подобное рассмотрение представит «живое» как спроектированное и сконструированное на уровнекода — молекулярного или генетического. Тогда информация получает существенно иное значение, онаприравнивается к «живому» к его свойствам, адаптивным механизмам, способности к эволюции и мутации».
—Thacker E. Biomedia // Critical terms for Media Studies / Ed. Mitchell W. J. T., Hansen M. B. N. Critical terms for MediaStudies/ Ed. W. J. T. Mitchell, M. N. B. Hansen. Chicago and London: the University of Chicago Press, 2010. P. 117.161Thacker E. Biomedia. Minneapolis: University Of Minnesota Press, 2004. P.2.113прежнеесмысловоесодержание.«Современноетехнологическисконструированное тело отсылает нас к старым культурным моделям телесности,заставляя рассматривать их как медиа. Тело усовершенствованное илидеформированное медицинскими и косметическими технологиями отсылает нас кощутимо менее медиатизированным телам более ранних периодов в западнойкультуре».162Если Донна Харауэй, признавая, что «тела как объекты познания являютсясплетениемматериальныхисемиотическихпроизводных»,163всеещеусматривает материализацию образов тела в социальных интеракциях,164 тоГюнтер Гебауэр видит в упрямой вере в возможность прямых социальныхинтеракций конденсат классических иллюзий.
По его мнению, социальныевзаимодействия неизбежно детерминированы медиа, а, что касается тела, то оно всвоем существовании всецело зависит от современных медийных аппаратов ипроизводимых ими «технических образов».165 Тело «возникает посредствомаппаратов, […] «выходит» из них, полностью вновь создается в воспроизводящейсреде. Оно обладает собственной реальностью».166 Современное тело — уже непросто тело как биокод или как код культуры, но и особый шифр дигитальныхмедиа. Оно предстает как бы в двух модусах: «как биологическое тело,биоомолекулярное тело, как тело рода, но также как тело, которое «собрано» изразличных способов визуализации, моделирования, извлечения информации исиликоново-кремниевой симуляции».167 Тело переопределяется в своих базовыхпараметрах теми закономерностями, которые устанавливает медиареальность.
Помере экспансии медиареальности или, что в определенном смысле означает то же162Bolter J., Grusin R. Remediation: Understanding New Media. Cambridge, Massachusetts:: The MIT Press,1999. P.238.163Haraway D. The Biopolitics of Postmodern Bodies: Constitution of Self in Immune Systems Discourse //Haraway D. Simians, Cyborgs and Women: The Reinvention of Nature. New York: Routledge, 1991.