Диссертация (1149107), страница 25
Текст из файла (страница 25)
Рейдерство в России - показатель институциональногокризиса отношений собственности// Российский юридический журнал. 2012. N 6.194К примеру, сегодня общество повсеместно сталкивается с двумя главнымипроблемами: неравномерное распределение богатства и неравный доступ к оплачиваемойработе, а, например, орган местной власти – с обеспечением добросовестнойконкуренции между участниками городского продовольственного рынка. Очевидно, чторазрешение этих проблем стоит отнести к пространству ситуативного восприятиясоциальной справедливости.195Высшие идеалы справедливости, безусловно, включают в себя не только такиеобщечеловеческие образы как равенство и свобода, но и духовные ценностинепосредственно связанные с конкретной социокультурной средой и социальнойобщностью.
Не случайно, многие философы, социологи и культорологи говорят оцелесообразности разграничения идеологий европейской, восточной и русскойцивилизаций, о необходимости на высшем уровне осознания по-новому переосмыслитьдуховные основы разграничения справедливого и несправедливого. Например, широкоизвестно латинское изречение «Pereat mundus et flat justitia» - «правосудие должносвершиться, хотя бы погиб весь мир».
Но насколько оно сегодня воплощаетсправедливость и всегда и во всем ли следует придерживаться этого принципа?119191цели - человек как общественное богатство. Они также обеспечиваютсоциокультурныйсуверенитет,непротиворечивоесосуществованиегражданской идентичности и национальной идентичности в окружающеммире. Так, И.П.
Скворцова пишет: «Состояние социальных ценностей исоциальной культуры России в современных условиях есть, с однойстороны, результат развития 1000-летней русской цивилизации, а с другой результат существенного влияния коренных социально-культурных сдвигов,которые пережила Россия в XX столетии»196.Ксовременнымценностейконкурентнымсоциальнойпреимуществамсправедливостинатрадиционныхстратегическомуровнеорганизации социального управления следует отнести следующие ееатрибуты:- вариативность и понятность идеалов целеполагания, как основынациональной идентификации в современном глобализирующемся мире;- доступность ресурсных возможностей модели, как инструментасоциального прогресса;- интегративный и естественноисторический характер существованиявсех форм бытия справедливости;- идеологическое многообразие мнений и взглядов, веротерпимость,уважение богатства своего культурного и языкового разнообразия;- непосредственное и активное участие в историческом процессесоздания ценностей большинства представителей социальных групп;- устойчивость базовой системы социальных и культурных ценностей;-альтернативностьмоделейповеденияиндивидуумасцельюдостижения общественного блага;- гибкость и вариативность возможностей их реагирования наизменениявнешнегомирапосредствомприменениямногообразныхспособов и средств;- динамичный характер их содержательного наполнения;- их принадлежность открытому, а не закрытому типу внутренней196См.
Скворцов И.П. Указ. соч.120организации;- историческая перспективность, автономность и самодостаточностьбазовых традиционных ценностей.Конкурентныепреимуществатрадиционныхценностейрассматриваемого социального регулятора проявляются, прежде всего, всоциокультурном многообразии их жизни в общественном сознании, наментальном уровне их оценки.Невдаваясьвпредметныйанализэтого,зачастуюизлишнеполитизированного некоторыми исследователями вопроса, все же следуетобратить внимание на некоторые существенные черты российскогоменталитета.Великий русский философ Н.А. Бердяев (1874 –1948) по этому поводуписал, что: «Русскую самобытность не следует смешивать с русскойотсталостью...
Россия - страна культурно отсталая. Это факт неоспоримый.В России много варварской тьмы... Отсталость России должна бытьпреодоленатворческойактивностью,культурнымразвитием.Нонациональная самобытность ничего общего не имеет с отсталостью - онадолжна выявиться на высших, а не на низших степенях развития. Наиболеесамобытной будет грядущая, новая Россия, а не старая, отсталая...»197.Пожалуй, эти слова философа до сих пор актуальны настолько,насколько каждый из нас осознает свою национальную идентичность.На протяжении многих веков в обществе исторически сложилось так,что в условиях выживания населения моральные представления осправедливости, как правило, господствовали над правовыми198.
Ценностиобщественного блага всегда были выше личных интересов, а смыслы слов«совесть» и «правда» создавали особый сакральный образ справедливостикак духовно-нравственного явления.Бердяев Н.А. Русская идея. М., 1990. С. 58.Так, например, в Российской империи верность национальному духу (народность),истина в религиозном отношении (православие) и традиции сакральности политическогоустройства (самодержавие) представляло идеологическую формулу общественнойжизни.
Вместе с тем, декларативность подобной идеологии, несмотря на ее духовнуюблизость к народу, проявлялась в глубоком отчуждении населения от тех реальныхпроцессов, которые потрясали монархию.121197198Вместе с тем, у современного российского общества уже не стоитзадача выживания в том смысле, который в истории нашей странывкладывался в это понятие. Однако это не означает, что окончательноутрачены статусные позиции традиционных нравственных ценностейсправедливости.
Их нереализованный потенциал огромен и, применительнок новым условиям общественного развития, объективные начала ихконкурентных преимуществ в механизме социальной регуляции требуютотдельного полномасштабного исследования.Допустимость этих положений и выводов позволяет предположитьследующее.Сточкизрениястратегииактуализациисоциальнойсправедливости, с учетом наднациональных проблем ее аксиологическаямодель должна строиться на принципе сохранения и приумноженияконкурентныхпреимуществценностей,традиционныенравственныеценности«европейской»моделивосновенародов,справедливости,акоторыекоторыхтакжележатценностидоказалисвоюсостоятельность.При этом представляется немаловажным вопрос о наименованииаксиологическоймоделисоциальнойсправедливости,какконцентрированного выражения ее особого современного качества.В ситуации, когда общество имеет более чем тысячелетнюю историю ив XXI веке этот живой социальный организм идентифицируется в качествесамостоятельногоиспользованиеобщегосоциокультурногонаименованияроссийскаямирамногихмодельнародов,социальнойсправедливости не должно иметь принципиальных возражений.Безусловно, возражения существуют, но, в основном, они связаны собстоятельствами политической борьбы, непонимания, одностороннейоценки истории народов Восточной Европы или исключения самой мысли оконкурентных преимуществах традиционных для народов России ценностейсправедливости199.Например, это касается противопоставления новых ценностей «европейской» моделисправедливости и традиционных ценностей российского общества по вопросамотношения к однополым бракам, гей-пропаганды и т.д.122199Поэтому допустимо указать, что с точки зрения онтологии и аксиологиистратегия актуализации российской модели социальной справедливости этодолгосрочнаяпрограммасозданияособогоконсолидированногосодержания ценностей, играющих роль социального регулятора только приреализации их конкурентных преимуществ в едином пространстве егоидеологического и социологического компонентов.В этом случае, концептуально выбранные, легитимные базовыеценностироссийскоймоделисправедливостистановятсявесомымаргументом силы, предметом общенационального стремления, которыйдолжен быть жестко увязан со средствами и способами (механизмами) егодостижения.
В противном случае, как свидетельствует история, придостиженииблагихцелейиспользуемыеприэтомнеблаговидныеинструменты со временем делают эти цели ничтожными и ненужными.Может быть, именно с этих позиций и следует оценить итоги распада СССР.При этом следует принимать во внимание внешние факторы влияния, вчислекоторыхдинамичноразвивающиесяпроцессырегиональнойинтеграции на постсоветском пространстве200. Например, это касаетсяформированияосновныхэкономическихпараметроввозможныхконкурентных преимуществ экономической справедливости создаваемогоевразийского сообщества.В любом случае, в понимании и оценке конкурентных преимуществценностей российской модели справедливости лежит постулат, что науровне тактики актуализации справедливости достижение цели любымисредствами исключается: обеспечение высоких социальных стандартовкачества жизни201, формирование представлений о личной пользе иобщественномблагеспомощьюнеэффективныхсредств,нецивилизованными инструментами невозможно и недопустимо.В современных условиях кризиса системы глобализации общественногоСм.
например, Каширкина А.А., Морозов А.Н. Международно-правовые моделиЕвропейского союза и Таможенного союза: сравнительный анализ: монография ( отв.ред. А.Я. Капустин). М., 2012. с. 176.201См. например, Социальные стандарты качества жизни: Сборник статей /Под общ.ред.А.В. Очировой, В.Н. Бобковой, Н.С. Григорьевой. М., 2008.123200устройства, столкновения парадигм и аксиологических моделей социальнойсправедливости ее актуализация являются не только способом выживания,но и развития общества. Следовательно, в практической плоскости вопросыстратегии и тактики организации социального управления этим процессомтесно связаны между собой функционально.В противном случае рассмотрение вопросов преодоления негативныхфакторов влияния на социокультурные и правовые трансформациисправедливости может так, и оставаться только предметом толькоабстрактного созерцания или эмпирических данных.Поэтому, следуя логике настоящего диссертационного исследования,далее следует перейти к рассмотрению функциональных связей способовактуализации социальной справедливости.2.3.