Диссертация (1149107), страница 21
Текст из файла (страница 21)
и гражданской войны, Октябрьской революции(переворота) в начале XX века.В этом смысле, стратегия актуализации справедливости– это высшийуровень организации управления155, разрешения проблем онтологии иаксиологии социальной справедливости, поскольку она не только задаетвектор социального развития, но и устанавливает критерии (например,такого как «нация прежде всего») практической эффективности тактическихрезультатов этого процесса.Однако прежде чем подойти к вопросу об аксиологической моделисоциальнойсправедливости,следуетобратитьвниманиенаеесодержательные характеристики применительно к определенному типуобщественных отношений: воздаяния, распределения и обмена.Именно понятная и принятая обществом парадигма реализациисправедливости, как воплощение духовных основ интересов индивидуумов,групп и общества в целом, позволяет не только «заглянуть за горизонт».
Какпредмет«высоких»стремленийонаспособна оценитьсодержаниеинструментальных возможностей этого социального регулятора и интересовносителей идеалов справедливости, их соответствие друг другу.ВЦИОМ. Архив. Социальные настроения, социальное самочувствие. URL: http://wciom.ru/ arkhiv/ tematicheskii-arkhiv/ item/ single/ 4123.htmI?no_cache= 1&cHash=a360c33fb1 (дата обращения: 19.12.2013).155Например, в теории государственного управления, как правило, выделяют триструктурных уровня организации управления; высший уровень государственногоуправления; средний - административный уровень - сфера функционального управления(администрирования); третий–технологический(низший)происходитнепосредственное удовлетворение интересов с помощью возможностей управления.См.
например, Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Изд. 2-е, доп.М., 2004.102154ВСШАкоммутативнаяивЕвропейскомпарадигмаСоюзесправедливости,социальнопостроеннаявостребовананатеориисвободных рыночных обменов. Данная модель реализации принципасправедливости является одним из социально востребованных историческихпродуктов европейской цивилизации. Она лежит в основе многихлиберальных теорий «свободного рынка» и минимального вмешательствагосударства в процессы социального обмена.
Ее смысл выражен вобщеизвестной формуле римского частного права: «Делаю, чтобы тысделал. Даю, чтобы ты дал. Делаю, чтобы ты дал. Даю, чтобы ты сделал».Еще Томас Гоббс писал, что «коммутативная справедливость естьсправедливость контрагента, то есть выполнение им соглашения на предметпокупки, продажи, найма и сдачи внаем, ссуды и займа, обмена и другихактов договора»156.При этом важно, что одна из древнейших моделей – ретрибутивная(воздающая) справедливость, в современной основе которой лежитпризнание неотчуждаемости прав человека, и коммутативная парадигмасправедливости дополняют, а вернее взаимно обогащают друг друга.В странах, которые многие исследователи относят к восточнойцивилизации, как правило, господствует распределительная парадигмасправедливости, которая в рассматриваемом типеотношений известна какдистрибутивная: социальный механизм реализации принципа распределенияблаг и невзгод.
Он предполагает соразмерность в распределении того, чтоимеем или того, что можем иметь. Данная модель реализации принципасправедливости является историческим продуктом не только восточной, нои европейской цивилизации. Поэтому ее многочисленные проявлениянаблюдаются как в теологических теориях, так ив концепциях, изучающих иобъясняющих общее сакральное начало распределительной и воздающейсправедливости.Представляется, что попытки многомерного исследования соотношенияэтих известных гуманитарному знанию парадигм справедливости, какГоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного игражданского. М., 1936. С.
115.156103отдельных отражений всего спектра интересов ее носителей, являютсясоциально значимыми вопросами общества.В современной России в систему общественных отношений в качествеосновного фактора политического развития включена коммутативнаяпарадигма справедливости, социальная востребованность которой до сихпор вызывает обоснованные сомнения. Она характеризует доминантыобщественного развития, которые акцентируют внимание не на суть идеисправедливости как таковой, а на ту часть ее проявлений, котораяхарактеризует формальное равенство индивидуумов при социальномобмене, а не их фактическое неравенство.
В этом случае объективнонивелируется роль соразмерности воздаяния, распределения и обмена, кактрадиционно базового параметра оценки значимости социального статуса иэкономического положения личности в обществе. В этом случае непринимаются во внимание интересы социальных групп, препятствиемреализации прав и свобод членов которых выступает фактическоенеравенство. Результаты многочисленных социологических исследованийпоказывают, что таких групп в России пока еще абсолютное большинство.Поэтомуисторическаяперспективакоммутативнойпарадигмысправедливости в России, по всей видимости, связана с формированиемнекой интегральной парадигмы справедливости.Поэтому допустимо предположить, что при отсутствии универсальногокритерия сравнимости социокультурных ценностей неизбежным являетсяобращение к иной методологии и даже разработка новой онтологическойкартины реальности социальной справедливости.Речь идет о качественно новом социально-политическом взгляде наразвитиеипроявлениясоциокультурныхфакторовреализациисправедливости в современном глобализированном мире.
Ее ценностнорациональное воплощение в реальную жизнь должен обеспечить пока ещене созданный в России новый социальный слой (страт), который долженбыть жизненно заинтересованным в свободном рынке и в минимальномвмешательстве государства в процессы социального обменаПо этому поводу, с учетом российских проблем формирования новой104социальной опоры созданной государственной власти, особый практическийинтерес вызывает позиция М. Вебера, автора созданнойим науки(«понимающей социологии», иначе говоря, науке о смысле социальногодействия157). Юрист по образованию, либерал и сторонник индивидуализмаВебер допускал создание сбалансированной модели государственнойвласти, в которой легальная борьба противоборствующих политическихпартий за социальные действия обеспечивает фактическое равенство.Теоретически, по его мнению, монополии политической элиты на власть неимеется.
Может господствовать воля не только «верхних десяти тысяч», нои представителей интересов различных социальных слоев158.Другим, не менее важным социокультурным и правовым по характеруобстоятельствомдлянаучногопониманиявозможноговариантаинтегральной парадигмы справедливости является следующее допущение.В социокультурном измерении отношений: воздаяния, распределения иобмена теории дистрибутивной и коммутативной справедливости являютсявзаимно конфликтными, а дистрибутивная и ретрибутивная (воздающая)справедливости таковыми не являются. Вместе с тем, как отмечает правоведМ.В.
Пресняков, юридические интерпретации всех этих моделей необнаруживают взаимных противоречий159.В этом смысле, общее пространство жизни социокультурных иправовых ценностей не означает их тождества. Оно предполагает отсутствиемежду ними неустранимых противоречий как необходимого условия ихактуализации.Наглядным подтверждением такого тезиса может служить научнаяпозиция великого отечественного философа, представителя либеральногодвижения,сторонника«возрождения»естественногоправаП.И.В рамках «понимающей социологии» социальные действия, по Веберу, обеспечиваютвозникновение социальных связей.См. WeberM.
SoziologischeGrundbegriffe // WirtschaftundGesellschaft, Koeln/Berlin(West), 1964. S. 19.158Вебер М. Избранные произведения. М., 1990; Он же, Протестантская этика и духкапитализма. Избранные произведения / М. Вебер. М., 1990.159См. Пресняков М.В. Конституционная концепция справедливости//Известия вузов.Правоведение, 2011, N 6.105157Новгородцева (1866-1924). Призывая спасти русское государство и веруправославную, в основу будущей России П.И. Новгородцев закладывал идеиправового государства и изменения национального сознания по оценкеинститутов демократии, естественных и неотчуждаемых прав и свободличности.Подводя итоги русской революции 1917 года, он писал «… особенноважно понять, что речь идет тут не о воскрешении каких-либо внешнихформ жизни или быта, а о возрождении душ, о религиозно-нравственномвозрождении. Необходимо понять, что для создания новой России нужныновые духовные силы, нужны воспрянувшие к новому свету души.Русскому человеку в грядущие годы потребуются героические,подвижнические усилия для того, чтобы жить и действовать в разрушеннойи откинутой на несколько веков назад стране.
Ему придется жить не толькосреди величайших материальных опустошений своей родины, но и средиужасного развала всех ее культурных, общественных и бытовых основ.Революция оставит за собой глубочайшие разрушения не только во внешнихусловиях, но и в человеческих душах. Среди этого всеобщего разрушениялишь с великим трудом будут пробиваться всходы новой жизни, неуничтоженные сокрушительным вихрем жестоких испытаний»160.В современном мире в рамках такой модели работает Европейский судсправедливости, рассматривающий преюдициальные запросы национальныхсудовотолкованиинормправаЕвропейскогосоюза,атакжеКонституционный Суд РФ, рассматривающий запросы судов общейюрисдикции и арбитражных судов РФ о соответствии норм законов и иныхнормативных правовых актов Конституции РФ161.Сэтихпозицийдопустимопредположить,чтоформированиеинтегральной парадигмы справедливости означает попытку созданиясоциального регулятора, консолидированное содержание социокультурныхи правовых ценностей которого должно быть основано на разумном балансеНовгородцев П.И.