Диссертация (1148892), страница 33
Текст из файла (страница 33)
Хендерсон считает образгероя символическим средством для отделения эго от архетипов детства иформирования самосознания, которое появляется из Самости по мере развитияличности4. В племенной культуре ритуал инициации выполняет функциюотделения ребенка от родителей и включения в общество, которое замещаетсобой родителей. Ритуал инициации восстанавливает гармонию между эго иСамостью через их временное тождество, представляющее собой символическуюсмерть, знаменующую временное растворение индивидуальности в коллективномбессознательном,ипоследующеевоскрешение5.Хендерсонособенноподчеркивает значение символа смерти и возрождения как условия перехода. Приэтом обряд инициации является не только стремлением к жизни, но иприготовлением к смерти6. Мария-Луиза фон Франц также полагает, что мировыерелигии содержат символы инициации или хотя бы некоторые из них7.Мотив смерть – воскресение, цикличность, возобновление занимают важноеместо в работах М.
Элиаде. Он писал, что «в архаической мысли ничто лучшесмерти не выражает идею «конца», завершенности»8. Этот мотив одинаковорелевантен для инициационных ритуалов и для ритуалов, воспроизводящих1Хендерсон Д. Л. Древние мифы и современный человек // Человек и его символы. М., 2006. С. 110-111Там же, С. 1273Turner V. Liminal to Liminoid in Play, Flow, and Ritual: an essay in comparative symbology. URL:https://scholarship.rice.edu/bitstream/handle/1911/63159/article_rip603_part4.pdf?sequence=14Хендерсон Д. Л. Древние мифы и современный человек // Человек и его символы. М., 2006. С. 110-1195Там же, С. 130-1316Там же, С. 1527Франц М.-Л.
фон Процесс индивидуации // Человек и его символы. М., 2006. С. 2308Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М., СПб., 1999. С. 162147космогонический акт, который лучше всего выражает идею любого творения.Идеяцикличностиподразумеваетбесконечныйвозвраткпервоначалу1.Интересно, что Элиаде подмечает параллель между психоанализом и мифологией,помещающимиблаженствовначаловпротивоположностьнаучномумировоззрению.
В психоанализе детское время представляет собой рай, ккоторому можно возвратиться, поднять на поверхность некоторые событияраннего детства, используя определенные техники, что также повторяет модельархаического поведения. Элиаде сопоставляет этот возврат в младенчество впсихоанализе с возвратом в материнское лоно в ритуалах инициации и вгероических мифах. Он пишет, что «возврат к материнскому лону соотносится срегрессией Вселенной к зачаточному состоянию или состоянию Хаоса. Мракпредродовой жизни соответствует Ночи, предшествующей сотворению мира исумракухижины,гдеподростокпроводитсвоезатворничество»2.Этисопоставления характерны для психоаналитических концепций, за исключениемтого, что мраку, ночи, сну соответствует бессознательное, в котором растворяетсясознание и пребывает до вычленения эго из Самости.12Элиаде М.
Миф о вечном возвращении. СПб., 1998Элиаде М. Аспекты мифа М, 1996. С. 86148ЗАКЛЮЧЕНИЕИсследованиерелигиозногоритуалаявляетсяоднойизглавныхсоставляющих теоретического религиоведения. Комплекс научных проблем,сосредоточенных вокруг ритуала, занимал умы выдающихся исследователей,посвятившихсебяизучениюразличныхявленийсоциокультурнойдействительности. С тех пор, как Арнольд Ван Геннеп сформулировал своюконцепцию обрядов перехода, она продолжала развиваться в рамках теоретикометодологических принципов различных дисциплин, с одной стороны, с другой –предложенная Ван Геннепом теория обрядов перехода описывает столькомплексный феномен, что неизбежно оставляет некоторый ряд научныхвопросов открытыми.
Уже в работе Ван Геннепа теория обрядов перехода, содной стороны, содержит указание на то, что она заключает в себеметодологический прием исследования ритуалов. С другой стороны, Ван Геннеппредлагает рассматривать обряды перехода в качестве определенного типаритуалов, классифицируемых, во-первых, по принципу механизма действия, вовторых, по принципу выполняемой функции.
Впоследствии вопрос о сущностиобрядов перехода, эвристической ценности этой модели и ее применимости дляисследования, как религиозного ритуала, так и иных феноменов, решался поразному. Сам Арнольд Ван Геннеп сосредоточил свое внимание на обрядахжизненного цикла, в наибольшей степени отражающих те характеристикиобрядов перехода, которые автор данной концепции считал определяющими, аименно, в обрядах жизненного цикла имеет место изменение социального статуса,что содержит две наиболее важные для Ван Геннепа составляющие: наличиеизменения и социальный аспект ритуала. С обрядами жизненного цикла ВанГеннеп соотносит календарные ритуалы смены времен года, подчеркиваясходство цикла человеческой жизни и природных циклов.
В связи с подобнымвниманием автора теории обрядов перехода к ритуалам жизненного цикла,многие авторы после него отождествляли ритуалы перехода и ритуалыжизненного цикла. Со временем некоторые авторы предпринимали попыткиконкретизироватьхарактеристикиритуаловперехода,дифференцировать149различные типы ритуалов перехода, определить суть этого типа ритуалов.Делалисьпопыткинепериодическиеивыделитьвколлективныеотдельныегруппыпериодическиеиндивидуальныеритуалы,выделитькоммуникативный и институциональный аспекты ритуалов перехода в качествеосновополагающих.Наибольшая роль в разработке концепции ритуалов перехода принадлежитВиктору Тернеру, воспринявшему и развившему идеи Арнольда Ван Геннепа.Особое внимание Тернер уделил лиминальным состояниям, при этом данныйавтор вышел за пределы рамок племенной и аграрной культуры и применил своюконцепцию лиминальности к современной культуре.Расширив область применения теории переходных ритуалов, Тернерспособствовал дальнейшей дифференциации направлений исследований итолкования термина обряды перехода.
В своих работах Тернер применил триосновных метода, которые послужили основой для формирования ряда тенденцийв интерпретации ритуалов перехода в современных исследованиях. Методпоследовательностей Арнольда Ван Геннепа Виктор Тернер превратил впроцессуальный анализ, сутью которого является исследование социальногоизменения и выявление последовательности фаз этого процесса. Основнымпонятием для Тернера здесь оказывается понятие социальной драмы. СогласноТернеру социальная драма имеет процессуальный характер и по своей структуресопоставима со схемой ритуалов перехода. Соотнесение стадий социальнойдрамы и стадий ритуалов перехода дало возможность для использованиятерминологииритуаловпереходадляанализаболееширокогокругасоциокультурных, исторических процессов. Если рассматривать теорию обрядовперехода как комплекс методологических приемов исследования, то становитсявозможным распространить эти приемы за пределы исследования ритуала, так какмногие явления окружающей действительности, будучи представленными в видепроцесса, могут укладываться в схему обрядов перехода.
При этом возникаетвопрос о природе подобного сходства, является ли оно типологическим илигенетическим. Ответ на этот вопрос дает Тернер, усматривая источник всех150перформативных жанров культуры, начиная от религиозного ритуала изаканчивая театром и кино, в определенной фазе социальной драмы.Диалектический метод Виктор Тернер использовал для того, чтобыпродемонстрировать, что общество представляет собой не застывшую структуру,а постоянный процесс чередования структуры и антиструктуры. Для каждогочеловека, как и для общества в целом, характерно попеременное переживаниеиерархичности и гомогенности. Состояние антиструктуры В.
Тернер связывает слиминальной стадией ритуалов перехода, для которой характерно упразднениевсех атрибутов социальной иерархии, интерструктурность, приниженность вместес ритуальной свободой. Лиминальность как фаза ритуального процессасоответствует третьей, восстановительной фазе социальной драмы, ее Тернерсвязывает с коллективной рефлексией; перформативностью; потенцией кноваторству, творческому импульсу; трансформативностью; получением особогоопыта, отличного от обыденного; эмоциональным напряжением; формированиемипереформированиемсмыслов;условиемдлярождениякоммунитас.Диалектический метод Тернера способствовал дальнейшему исследованиюлиминальности и применения этой концепции к широкому кругу общественнополитических и культурно-исторических явлений и процессов.Таким образом, с одной стороны, ритуалы перехода отождествляются сритуалами жизненного цикла.
Эта тенденция сформировалась под влиянием техисследований ритуала, которые появились в скором времени после выхода книгиАрнольда Ван Геннепа, и которые в основном были сосредоточены вокругисследования непериодических ритуалов жизненного кризиса. Во многом этатенденция обязана интересу Ван Геннепа к социальной стороне ритуала ипроблеме социального изменения.Вторая группа исследований, которую можно выделить – это работы,эксплуатирующие структуру ритуалов перехода применительно к явлениям,отличным от религиозного ритуала. Часто можно встретить исследования, вкоторых сочетаются два предыдущих типа – в основном такие работы посвященыисследованиюжизненныхпереломов,измененийсоциальногостатусав151современном обществе и касаются ритуализированных форм поведения. В данномслучае работы строятся на сопоставлении секулярного ритуала и религиозногоритуала. Работы, в которых происходит расширение поля применения теорииритуалов перехода, появляются уже после исследований В.