Диссертация (1148845), страница 8
Текст из файла (страница 8)
Костюм завершалсяголовным убором чухтув виде полумесяца, илиплатком затянутой наголове вышитой лобной частью, которую украшали ярким золотым шитьем.Поверх чухту надевался большой платок, укрывающий не только волосы, нои плечи.Эмансипацияженщин была объявлена борьбой за социализм ираскрепощение горянки. В рамках «освобождения женщин» их сталивыдвигатьна руководящие хозяйственные должности, партийные исоветские посты воспринималось достаточно позитивно в обществе. Приэтом, все действия советской власти, направленные на преодоление«пережитков прошлого» встречали упорное пассивное сопротивление1Магомедов Д.М. Архитектура аварских селений. Махачкала.
2001. С.104.39наиболее ортодоксально настроенной части горцев. Традиционная дляженщин система запретов, известная в этнографии как обычаи избегания,продолжала существовать, несмотря на идеологическую форму. В сельскойсоциальной группе населения семейный быт регламентировал публичныеконтакты между супругами, родителями и детьми.
Вопреки советскомузаконодательству продолжал существовать полулегально обычай платывыкупа за невесту, похищение невесты и т.д. Никакая пропагандамежнациональных-молодежных свадебных обрядов не вытеснила сложноймногоэтапной горской свадьбы. Культ уважения оказывалось, как и прежде, впервую очередь пожилым, старым, мудрым, а также красивым, порядочными умным женщинам, сумевшим, благодаря личным качествам, поддерживатьпрестиж горянки в обществе и семье.В современном обществе женщиныпроявили в новых социальныхусловиях большую гибкость. Социальная ответственность иматеринства способствовалиинстинктзанятиям, которые дают возможностьпрокормить детей, так, почти все торговые ряды на продуктовых ипродовольственных рынках заняты женщинами.
Конечно, нынешний базар– не место для женщины. Не всем эта работа доставляет удовольствие. Носоциально-экономический кризис в России поставил перед женщиной задачувыжить и превратил ее в реального, иногда единственного кормильца всемье. Многие сельские семьи выживают исключительно за счет социальныхпособий на детей, которые выдаются матерям.
Опосредованно ход событийразрушает и другой ментальный стереотип о сильном, мудром главе семьи.Традиционное мужское главенство в семье становится номинальным. Имужчины, часто не сумев свыкнуться с ролью иждивенца, потерей статуса всемье, испытывают сильный психологический надлом, что приводит кувеличению среди них количества алкоголиков и наркоманов, к уходу изсемьи, к агрессивному поведению. В свою очередь, женщины, вынужденныезарабатывать на жизнь, торгуя на базаре, теряют невозможность соблюдатькультурные запреты и придерживаться традиционных этикетных норм.40Воспетые поэтами грациозность горянки, сдержанность, чуткость и гордаяосанкагорянкимогутпоказатьсятеперьсильнопреувеличенными.Происходит ломка стереотипа этнического поведения горянки, данная ломкаспровоцированазаконамирынка,капитала.
Женщины – горянкитребующимипостоянногооборотавынуждены достаточно далеко и частоуезжать за товаром, оставляя без внимания детей. Забота об экономическомдостатке женщиной-матерью и соответствующее отсутствие внимание детямпривело к появлению «потерянногопоколения» молодых людей, а дляобщества - духовной запущенностью молодого поколения. Мама должна петьколыбельную на родном языке, потому что любовь к родине и родуформируется, начиная с колыбельной песни.
Женщина, которая вынуждена,в силу торговых правил на базаре, пререкаться с пожилыми или простостаршими по возрасту людьми, уже не в состоянии компенсировать этонарушение культа старших объяснением, что старость надо уважать.Вопрос о проблеме человека, о его предназначении, и о месте в миреволновал умы мыслителей от античности до наших дней. Человек, в процессеистории создавая культуру, формирует в себе самом человеческое начало.Это вопрос о смысле существования, то есть о том, кто я, откуда я пришел ичто я оставлю после себя. Можно утверждать, что проблема человека – этопрежде всего проблема этическая, поскольку свобода придает деятельностичеловека нравственное измерение, позволяет оценивать его этически.
Дляполноценного выбора, взаимодействия, диалога с необходимостью субъектдолжен обладать свободой. Нравственная оценка возможна только тогда,когда действующее лицо имеет свободу выбора: цели, способов и средствреализации.На протяжении многих веков обычаи наших предков – адаты – имелисилу закона и представляли огромный нравственный потенциал, объединяя иконсолидируя все живущие в Дагестане народы. С таким множеством адатовсамого разнообразного характера редко где встретишься. Ведь у нас что ниаул, то свои обычаи. Однако они, несмотря на своеобразие и различие,41воплощают в себе самобытность и национальный характер всех дагестанскихнародов, отражают их общие интересы, исходят из одного корня. Особая ихценность в том, что в них заключен обобщенный, испытанный временеммноговековой опыт.
Из древних традиций горцев, пожалуй, больше всегопоражает впервые посетившего Дагестан человека обычай гостеприимства.Дагестанские пословицы гласят: «Да не придет такой день, чтобы в дом непришел гость!» По издавна сложившимся обычаям каждый горец считал зачесть достойно принять гостя в любое время дня и ночи. У дагестанцевсуществовал такой обычай: когда садились обедать или ужинать, еду делилипоровну между членами семьи и отделяли лишнюю порцию на случай, есливдруг придет запоздалый гость. Гость ни в чем не должен нуждаться – таковнеписаный обычай горцев.
Учитывая, что путник мог в дороге промокнутьили простыть, во многих горских домах держали шубы, предназначенные длягостей.Эти обычаи распространены и сейчас во многих селах горных районов.Особенно сильны в Ахвахском, Цунтинском, Агульском, Кулинском,Табасаранском, Дахадаевском, Акушинском, Чародинском и др. районах.Приезжий мог гостить столько времени, сколько ему было нужно для дела. Убагулалцев существовал обычай в течение трех дней не спрашивать уприезжего ни о чем.
По истечении трех дней с ним вели разговор как сравным членом семьи. Горец никогда не выпустит гостя из дома с пустымихурджинами. В них он кладет хлеб, мясо, сыр, какой-нибудь подарок. ВЛакском районе перед уходом гостя ставили у крыльца кувшин с родниковойводой, что означало: «Пусть дорога будет счастливой, пусть в пути гость неиспытаетжажды».Дагестанцы старались строго следовать заветам предков быть честными иправдивыми и в таком же духе воспитывали подрастающее поколение. Вауле Ходота, на родине легендарного Хочбара, недалеко от его сакли естьродник с удивительно холодной водой.
Около него всегда стоит многокувшинов, ведер, бидонов. В одних – молоко, в других – сметана, масло.42Родник стал своего рода холодильником ходотинок. В сел. СурсбукДахадаевского района летом молоко и молочные продукты тоже хранятоколо речки, где очень прохладно. Посуда не охраняется ни днем, ни ночью,иниктоникогданепосягнетнабогатствохозяек.В Унцукуле, Гергебиле, Хаджалмахах, Ицари, Вачах, Кванаде, Дюбеке, Шия,Гигатле потерянную вещь и сейчас оставляют на видном месте. В сел. Тидибнайденное приносят к роднику. В сел. Урада рассказывали о том, какоднажды тидибец забыл в их ауле хурджины. Два дня они оставались на томместе, где горец их оставил, и никто к ним не прикоснулся.
На третий деньхозяинхурджиноввернулсявУрадуизабралсвоюпотерю.На Хунзахском плато расположено до десятка колхозных селений.Неподалеку от Арани на перекрестке шоссейной дороги я заметил мясо,висевшее на сучке. Вокруг ни души. К мясу был приколот клочок бумаги, накотором обозначены вес и цена. Любой проезжающий мог взять мясо, аденьги положить под камень около дерева.
За последние годы в окружающихаулах не было ни одного случая кражи вещей или животных. По крайнеймере, сами жители плато этим не занимались. Женщины даже глубокойночью свободно, в одиночку могут ходить из аула в аул. Происшествияисключены.Для анализа и понимания антропологического пространства в субэтносахДагестанских народов можно продемонстрировать интересные свадебныеадаты некоторых дагестанских селений. Самой богатой невестой считаласьта, которая приносила с собой большое количество медной посуды.
Вселениях Зубутли, Инха, Кубачи, Цудахар, Тисси, Игали, Гдым, Хуна надевушке, у которой не было медной посуды, вообще не женились. В селенииХарбук невесту встречали у дома жениха очень оригинально – выводили кпорогу бычка с пометкой. Затем невесту осыпали мукой и в комнатеусаживали на мешок с мукой. В селении Урада мать парня при первомпосещении дома невесты по поводу сватовства брала с собой девять пироговс творогом и чашу с медом. Если мать невесты не принимала принесенного,43то это означало отказ, сватовство не состоялось. В старину в селении ТлядалЦунтинского района старики аула закрывали в доме вдову, называли ейлюбого человека (женатого или неженатого) из аула и предлагали выйти занего замуж. А если тот не соглашался, то именем аллаха его обязывалижениться на ней. В селении Ванашамахи, по обычаю, родственники женихана площади выпекали большое чуду и относили его родственникам невесты.Иногда размер чуду достигал в диаметре двух метров.
У урахинцев в такоечуду помещали семь бараньих грудинок. В Ванашамахи перед приходомневесты жених обычно находился за дверью комнаты. Когда невеставходила, он три раза ударял ее по спине в знак своей власти над ней с этогомомента.В ауле Тандо жестокими были законы шариата по отношению к женщине.Если женщина родила ребенка от мужчины, который не состоял с ней вшариатском браке, то ее сажали на ишака задом наперед и возили поселению, чтобы над ней насмехались и оскорбляли ее.