Диссертация (1148820), страница 24
Текст из файла (страница 24)
Это означает, что развитие туристической отрасливидится чуть ли не неизбежным, и индустрия гостеприимства в современномпонимании переживает расцвет. Кроме того, расцветают те виды туризма, которыебыли невозможны в течение долгого времени и являются только лишь порождениемсовременного глобального178 общества, а также общества потребления. Стоитупомянуть о «стоматологическом туризме»179 или известных шоппинг-турах поРоссии или за ее пределы, например, в Финляндию.В современном туризме же имеет место обратный отход в традицию итрадиционное гостеприимство: существует так называемый «альтернативныйтуризм», ориентированный на то, чтобы путешествовать без привлечениятуристических агентств, а это значит – самому находить общий язык с местнымижителями и самому испытывать частное гостеприимство, которое не оплачивается и176См следующий сборник, фактически весь посвященный правовому и экономическому урегулированию проблемтуризма на различных уровнях: Туризм и гостеприимство без границ: тенденции и перспективы развития: сб.
ст. поитогам Междунар. науч-практ. конф., 31 мая-2 июня 2013 г. Иван. гос. ун-т, 2013. 304 с.177Каган Ф.И. Межкультурная коммуникация и социокультурная миссия туризма: вызовы и ответы // Туризм игостеприимство без границ: тенденции и перспективы развития: сб. ст. по итогам Междунар. науч-практ. конф., 31мая-2 июня 2013 г. – Иван. гос. ун-т, 2013.
304 с.178Разумеется, речь идет по большей части о западном мире. Однако некоторые туристические отрасли лучше себячувствуют на востоке. Поэтому мы говорим о глобальном туризме, а не о западном или восточном. Яркимпримером сказанного может служить секс-туризм, который более успешен в менее финансово благополучныхстранах, в частности, именно восточных: Таиланд, Камбоджа.179Стоматологическийтуризм//DentalGroupCompany:сайт.URL:http://dentalgroupcompany.ru/stomatologicheskiy-turizm (дата обращения: 21.11.2015)104идет от чистого сердца.
Л. Тевено и Н. Карева в своей статье «Чудесный хлеб»гостеприимства» указывают, что иностранцы, попадающие в современнуюроссийскую семью, испытывают определенную неловкость за щедрый прием180.С миграцией сложнее: в самом деле, очень сложно говорить о государственномгостеприимстве (мы говорили об этом в первой главе), очень сложно традиционноэтнографический, антропологический институт связывать с государственнымиструктурами, с геополитикой и современными сложными взаимоотношениямимежду странами.Но государство – это цельный единый организм, что мешает нам рассматриватьтеплый прием со стороны государства по отношению к людям, приезжающим назаработки или беженцам в качестве проявления гостеприимства? И в самом деле,определенная государственная внутренняя политика может помочь своим жителям вбольшей или меньшей степени доброжелательно относиться к приезжим.
Навысоком уровне это и будет гостеприимством. Ведь в этом и заключается призваниехозяина – помогать приезжему и приходящему почувствовать себя комфортно.Ниже мы попытаемся рассмотреть некоторые вопросы, возникающие при подобномвидении гостеприимства.4. Роль доверия в современных гостеприимстве и даренииДля того чтобы и дар, и гостеприимство, какую бы форму оно не принимало,продолжалисохраняться,атакже,чтонемаловажно,обусловливатьсосуществование человека с другими людьми, необходимо найти в современномразобщенном обществе ту фундаментальную человеческую особенность, которая180Хотя и на этом пути возникают трудности, связанные с различиями в традициях, в структуре общества и т.п.См., напр.
эту же статью, отрывок, касающийся «закрытости» американского общества: Тевено Л., Карева Н.«Чудесный хлеб» гостеприимства (недоразумения, проясняющие открытость и закрытость сообществ) // Новоелитературное обозрение, 2009. Журнальный зал: сайт http://magazines.russ.ru/nlo/2009/100/te48.html (Датаобращения: 01.03.2015)105позволит этому произойти. И действительно, современный человек мало значенияуделяет традиционным социальным институтам.
У него и свадьба не традиционнаясвадьба, и дар не дар, и гостеприимство он проявляет скупо и осторожно (особенноесли мы вспомним развитые институты традиционного гостеприимства: кавказское,албанское и другие, например, строгие обычаи принятия гостя на Ближнем Востокеили у чукчей).И все-таки, надо постараться увидеть некий позитивный фундамент всовременных трансформациях дара и гостеприимства, какие бы формы они непринимали. Мы видим такой позитивный основополагающий момент в доверии, безкоторого невозможно ни современные, ни традиционные дар и гостеприимство.Причем важным для нас будет доверие институализированное, то есть, не доверие кконкретному человеку, но доверие к системе, к институту.
Речь идет о проявлениичастного доверия на государственном уровне. Нам видится такой подходконструктивным,таккакпереходчастныхдараигостеприимстванагосударственный уровень сопровождается сохранением их основных характеристик.4.1. Доверие в благотворительностиБлаготворительность, как мы отметили выше, – это явление, поддающеесясистематизации только с учетом понимания сложной природы любого общества илюбых отношений, существующих в этом обществе. Одним из основных понятий,необходимых для более полного понимания феномена благотворительности,является доверие: доверие как человека к человеку, личные отношения (в меньшейстепени), так и доверие человека к самой системе благотворительности (важнаясоставляющая существования филантропии в обществе).
Доверие к системе требуетбольшей ответственности, так как сопряжено с действиями, затрагивающимимножество людей. Иллюстрацией этого факта служит огромное количество106организаций-посредников,представляющихвсовременномобществеблаготворительность. Нас интересует именно доверие к благотворительности какинституту, имеющему четко фиксированные формы взаимодействия внутри иобозначенные границы.Согласно устоявшемуся общепринятому пониманию, благотворительность вРоссии представляет собой действие строго институализированное, имеющее местов современном обществе западного типа, рассчитанное на привлечение крупныхресурсов с целью перераспределения их тем, кому их не хватает на достижениеопределенных социально-значимых целей.
При этом связь благотворительности вэтом смысле с обывателем, положившим сдачу в продовольственном магазине впластиковую коробку с надписью «Поможем детскому дому N!» ассоциативнопочти не прослеживается. Отчасти это связано с не всегда позитивным опытомстановления общественных благотворительных организаций в нашей стране конце80-х и начале 90-х годов двадцатого столетия181. Тем не менее, стоит отметить, чтоблаготворительность, существующая в рамках корпораций, может позволитьсаморекламу на высочайшем уровне – от дорогостоящих рекламных роликов добаннеров на общественном транспорте.До сих пор большая часть населения весьма скептически относится к любымформам организованной благотворительности и предпочитает как раз-таки либоигнорировать ее, либо помогать человеку лично («последняя рубашка» - отсюда).
Поэтой причине добиться как можно большего количества лояльно настроенныхпотенциальных жертвователей – главная цель любой рекламы благотворительныхакций (от любой организации – коммерческой или некоммерческой). Притом, что всовременном западном обществе благотворительность является показателемблагополучия и успешности компании или человека, в России благотворительностькоммерческая не пользуется доверием, а благотворительность некоммерческаяфактически181являетсязакрытой182.ИменнопоэтомудовериексистемеСм., например: Алексеева О.
История доверия в недоверительные времена. С. 11-31Некоммерческий сектор, так называемый развит очень широко. Фактически только в Санкт-Петербурге большесемисот организаций, которые занимаются благотворительностью. Но об их деятельности, миссии, нуждах можноузнать только тогда, когда с ними тесно соприкасаешься, – в итоге это замкнутый круг.182107благотворительности приобретает такую важность. К сожалению, невозможносредствами муниципальной власти в полной мере заботиться о тех слоях населения,которые нуждаются в помощи. И для того, чтобы была возможность эту помощьоказать, требуется, чтобы к тем, кто собирается это делать, не было неприязни, небыло подозрений в их нечестности.Причиной этого явления служит тот факт, что зарекомендовавшим себяорганизациям проще привлекать людей к своим акциям.
Однако, такое допущениепочти полностью лишает возможности развиваться тем, кто не в состоянииобеспечить себе хотя бы минимальную рекламу. Ведь нельзя заручитьсяподдержкой того, кто не знает об их существовании.Еслисоциологическиесвязимеждудовериемиблаготворительностьюпостараться перевести в русло антропологических, то есть показать, как действуетсфера благотворительности в контексте отношения к ней конкретного человека,обывателя, получится другая картина. Более важным будет являться отношениеэтого человека к тому, кому он собирается помогать.