Диссертация (1148820), страница 25
Текст из файла (страница 25)
И уже на основании личныхпредпочтений обыватель будет выбирать, кому, в какой форме (организованной илинеорганизованной), посредством каких действий он хочет помогать.Доверие, увиденное с этой позиции, во-первых, гарантирует возможностьдиалога между тем, кто жертвует и тем, кто принимает пожертвование, внезависимости от того, кем представлены обе стороны: организациями, людьми,корпорациями и др. Заведомо невозможен конструктивный диалог здесь междутеми, кто не чувствует уверенности в партнере. Во-вторых, и это тоже очень важно,человек не может заниматься филантропией, совершать пожертвования противсвоей воли. Здесь доверие возникает не как результат внешних причин и действийсо стороны самих посредников-организаций, но как причина желания помочь, атакже сопровождающая весь процесс благотворительности действующая сила. Еслия верю в то, что мои средства дойдут до того, кому я их послал, моя цельдостигнута.Причем,во-первых,цельюможетбытьчтоугодно–самоудовлетворение, желание помочь, страх за возникновение похожей ситуации сблизкими или со мной и прочее.
Во-вторых же, я могу судить о том, что средства108дошли до нуждающегося на основании вполне конкретных показателей. Я могусъездить и посмотреть, могу позвонить, могу встретиться с тем, кому что-топеречислял. Здесь, в отличие от той безликой связи, возникающей между мной иорганизациями, которые предлагают «послать смс на номер такой-то» сохраняетсяосязаемая связь между мной и тем, кому я помогаю. Это очень важный пункт, таккак не столько важно осознавать, кому ты помогаешь, сколько важно представлять,что в любой момент можно эту помощь, так сказать, «осязать».
Таким образом,учреждение, организация или просто человек, которые принимают пожертвование,идут навстречу своему благотворителю (донору); создаются конструктивные идолговременные отношения. Тот, кто видит, что его средства, волонтерская помощьили какие-то другие действия принесли свои плоды, в будущем будет охотнопродолжать помогать.Если происходит отход от этого принципа, если ни та, ни другая сторона немогут себя чувствовать адекватно свободными и защищенными, мы не можемвообще говорить о каком-либо диалоге между ними. Будучи настроеннымиагрессивно по отношению друг к другу, люди перестают искать точкивзаимодействия.
А эти точки можно найти только в том случае, если уже есть нечтообщее: обоюдное доверие183.Здесь возникает другая проблема: как унифицировать индивидуальные иуникальные отношения, которые выстраиваются между мной и конкретнойблаготворительной организацией, к примеру. Иначе говоря: возникает ли проекциядоверия к конкретной организации, конкретным людям (личностные отношения, окоторых было упомянуто выше), на других, уже безликих для меня людей.
Вообще,желание помочь кому-то возникает тогда, когда жалость к нуждающемусяпересиливает здравый смысл и сомнения. Поэтому, доверие к благотворительным183О концепте доверия мы выше рассуждали в контексте языкового выражения стандартных повседневныхдействий (в даре и гостеприимстве). Мы опирались на статью Г. Гарфинкеля, посвященную социологическомуописанию этого выражения: Гарфинкель Г. Концепция и экспериментальные исследования «доверия» как условиястабильных согласованных действий.
Пер. с англ. А. М. Корбута // Социологическое обозрение, 2009. Т. 8. № 1. С.3-25. Помимо этого, мы активно пользовались учебным пособием Т.П. Скрипкиной, в котором достаточно полнорассматриваются теоретические концепты психологии доверия, а также смежных понятий: доверия к миру, клюдям. Социальные функции доверия выводятся в качестве определяющих для взаимодействия людей в обществе.См.: Скрипкина Т.П.
Психология доверия. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.:Издательский центр «Академия», 2000. С. 233-236109организациямвконечномсчетеоказываетсяименнопсихологическим,антропологическим, а не социальным, явлением. Большинство исследователейсчитаютвсёжеобщественныеотношения,стабильнуюэкономическуюсоставляющую основополагающими для того, чтобы обыватель комфортно себячувствовал, жертвуя184. Но как бы не были сильны формальные связи и отношения всовременном обществе, филантропия, благотворительность почти никогда неявляются статусными (разумеется, если не происходит подмена понятий).Даже когда благотворительность свершается на высоких уровнях: крупныемеждународные компании, банковские переводы, строгая отчетность по любымрасходам, штат в несколько десятков, а то и сотен человек, конечной целью являетсяне наличие средств на счете принимающей пожертвование организации, а помощьконкретному человеку185, группе людей186, бездомным животным187 (или комуугодно еще).
Соответственно, и отношения с тем, кто жертвует таким организациям,выстраиваются как формальные, так и максимально человечные и теплые188. Именнов этом видится пережиток традиционного дара: теплые отношения (в некоторойстепени даже взаимные – реципрокные) необходимо сохранять даже на стольвысоком уровне. Очень важно этот момент отметить, поскольку обыкновеннопринятосчитать,чтогигантскиеденьги,гигантскиекорпорацииоченьопосредованно связаны со своими протеже, благополучателями, и что средствапроходят какие-то неведомые пути, разделы, распределения, «распилы»189, преждечем дойдут до, например, детского дома. На самом деле, как раз-таки, крупнойорганизации в этом случае проще иметь дело с конкретным детским домом.184Благотворительность и добровольчество в современной России: учеб.-метод.пособие /Под. ред.
Е. А.Вороновой, С. М. Васильевой, А. Н. Воронова. СПб., 2011. С 22 и далее; Роберт Патнэм. Чтобы демократиясработала. Гражданские традиции в современной Италии / пер. с англ. А. Захарова. М.: Ad Marginem. 1996. 267 с.;Фролова Т. И. Человек и его мир в информационной повестке дня. Гуманитарные технологии в журналистике. М.:АСИ, 2009185Сайт организации БФ «Галчонок», занимающейся помощью детям: http://bf-galchonok.ru/186Сайт Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов:http://gaoordi.ru/187Сайт организации БФ «Помощь бездомным собакам»: http://www.priut.ru/188Автор однажды жертвовала в очень крупный благотворительный фонд очень небольшую сумму.
В ответ фондприслал по почте из другого города официальную благодарность и именную открытку.189Бeлaновский Ю. Дeтский интeрнeт и блaготворитeльность // Аргументы и факты, 2014: электронный ресурсURL: http://www.aif.ru/society/opinion/1159850 (Дaтa обрaщeния: 28.03.2015)110Обратная ситуация – «отмывание» денег и другие печальные случаи, являясь какраз-таки экономически обусловленными явлениями, способствуют тому, чтообыватель перестает видеть объективную нужду в благотворительности190.
Причемобыватель в данном случае прав, так как одна из сторон диалога нарушила правилаигры:открытость,прозрачностьявляютсяосновойвотношенияхмеждужертвователем и, в данном случае, организацией, принимающей пожертвование.Красивая, трогательная, смоделированная на основе стремления людей помогатькартинка-ширма, за которой может в такой случае происходить всё, что угодно,определяет дальнейшее развитие событий: несколько случаев утечки подобнойинформации в средства массовой информации – и доверие человека к институтублаготворительности уже сомнительно.
Причем, этот недостаток доверия ужеосновывается не на общественных отношениях и социальных предпосылках.Вкачестве примера можно привести историю благотворительной музыкальнойгруппы Band Aid, созданной Бобом Гелдофом в 1984 для привлечения внимания кпроблеме голода в Эфиопии. Деятельность группы, а также весь благотворительныйпроект были раскритикованы в СМИ в связи с подозрениями в том, что музыкантиспользует средства в своих целях.
И доверие к проекту было утрачено.Таким образом, возникает интересная ситуация: доверие, будучи чувствомнеизмеримым, индивидуальным и неисчисляемым (относящимся к человеку –антропологическим с этой точки зрения), превращается в категорию чуть ли неэкономическую. Любая благотворительная организация (за исключением тех, чтосуществуютзаширмами),осуществляясвоюдеятельностьблагодаряпожертвованиям-подаркам, стремится оправдать доверие экономически: купленостолько-то компьютеров для интерната, осталось купить столько-то.
Она должнабыть в подобном случае предельно честной с теми, кто ей помогает: вывешиваетотчетность, или, как уже отмечалось выше, можно приехать и посмотреть, что былосделано, позвонить и прочее. Эта транспарентность, обусловленная экономическимидействиями и общественными отношениями, является гарантом того, чтосохранится доверие конкретного человека к самой системе благотворительности.190Там же.1114.2. Гостеприимство и довериеИнститут гостеприимства, как мы увидели в первой главе, представляет собойсложный конгломерат практик и социальных ролей, которые могут варьироваться взависимости от многих внешних факторов: времени, социального положенияучастников, их желания или нежелания соответствовать заранее заданным ролям.Эти роли, являясь рамками для действий участников, тем не менее, вполне открытыдля изменений, поэтому сложно говорить о конкретных практиках гостеприимства.Мы здесь имеем в виду гостеприимство как социальный институт, находящийся внекоторых случаях на государственном уровне, с огромным количеством агентов иусловий, в которых они находятся.