Диссертация (1148221), страница 31
Текст из файла (страница 31)
Социология. Этнология. 2015. № 3. С. 163205133Необходимо добавить, что на открытый вопрос о возникших проблемах припроживании в Санкт-Петербурге немецкие респонденты чаще всего (63,2%) указываютпроблемы, связанные с общением (уровень языка, недопонимание, неправильнаятрактовка смысла высказывания и т.п.).
Представляется, что обмен информацией срусскими друзьями и знакомыми позволил бы иностранным специалистам успешносправляться с подобными проблемами, возникающими в новой социокультурной среде, инаучил их общаться с представителями русской культуры в совершенно разныхжизненных ситуациях. В то же время респонденты из Финляндии затруднились в ответена данный вопрос или же отметили, что не сталкивались с трудностями при нахождении иработе в Санкт-Петербурге.Результаты корреляции ответов по длительности проживания респондентов вСанкт-Петербурге и их страхам демонстрируют, что в большинстве своем иностранныеспециалисты перестают бояться иной социокультурной среды и возможных трудностейспустя 5-10 лет проживания в Санкт-Петербурге. Далее представлен анализ наустановлениезависимостиналичияопределенныхстраховуреспондентовотдлительности их проживания в Санкт-Петербурге (см.
Рисунок № 3.2.1 и Рисунок №3.2.2).Согласнопредставленнымданным,немецкиеспециалистыгораздочащеиспытывают опасения по поводу возможного языкового барьера (29,9% в сравнении сфиннами 7,8%). Результаты исследования показали, что немецкие специалисты гораздочаще испытывают трудности языкового барьера и в связи с этим испытываютдискомфорт, тогда как финские специалисты не переживают стресса из-за возможныхтрудностей языкового характера. Наибольшая доля указавших страх языкового барьера(4,7%) объясняется тем, что в целом экспаты, проживающие в Санкт-Петербурге от 6 до10 лет, составили самую большую группу опрошенных финнов.134Рисунок № 3.2.1 Длительность проживания и страх языковогобарьера /Немецкие экспаты (в %)Рисунок № 3.2.2 Длительность проживания и страх языковогобарьера / Финские экспаты (в %)135В целом данные, полученные по немецким экспатам, довольно закономерны иобъяснимы.
Респонденты, проживающие в городе более одного года, но менее 10, частопереживают страх языкового барьера. То, что мигранты, переехавшие в Петербург менеегода назад, не испытывают страха в связи с языковыми проблемами, законом илидискриминацией, может быть обусловлено тем, что в первый год вхождения в новуюсоциокультурную среду экспаты могут испытывать культурный шок и не осознаватьтрудностей, возникающих в повседневной жизни, а также быть слишком увлеченнымиустройством на новом рабочем месте.Полученныеданныедемонстрируютналичиегруппырискаследованиясепарационной стратегии среди немецких и финских экспатов, склонных к формированиюстратегии сепарации.На Рисунке № 3.2.3 и Рисунке № 3.2.4 представлены данные, согласно которым втечение первых лет проживания в Санкт-Петербурге немецких специалистов такжебеспокоит возможность возникновения конфликта или другого беззакония (11,8%проживающих от года до 5 лет в Санкт-Петербурге).
В то же время финскимспециалистам практически чужды такие опасения (4,7% проживающих в СанктПетербурге от 6 до 10 лет). Эти данные подтверждают предыдущие выводы. Во-первых,результаты, полученные по финнам, предположительно обусловлены наибольшимпроцентом принадлежности к данной группы от всей выборочной совокупности. Тогдакак в случае немецких экспатов существует группа специалистов, находящихся в группериска (проживающие от 1 года до 5 лет) и, возможно, имеющими склонность к стратегиисепарации.По данным вопроса о страхах было выявлено, что четвертая часть (25%) финскихспециалистов опасаются внимания к своей национальности.
В связи с этим былисоставлены корреляционные гистограммы для определения динамики изменения такогорода страхов у иностранных специалистов (см. Рисунок № 3.2.5 и Рисунок № 3.2.6).Такое опасение возникает только у 7,8% немецких специалистов, большинство из которых(2,6%) проживают в Санкт-Петербурге не более 3х лет. С другой стороны, значительнаячасть финских экспатов (25%) не хотят излишнего внимания к своей национальности, изкоторых большая часть (12,5%) проживают в Санкт-Петербурге от 5 до 10 лет.136Рисунок № 3.2.3 Длительность проживания и страхвозникновения конфликта / Немецкие специалисты (в %)Рисунок № 3.2.4 Длительность проживания и страхвозникновения конфликта / Финские специалисты (в %)137Рисунок № 3.2.5 Длительность проживания и страхвнимания к своей национальности / Немецкие специалисты (в %)Рисунок № 3.2.6 Длительность проживания и страх вниманияк своей национальности / Финские специалисты (в %)138Как показали вышеприведенные результаты, финские специалисты в принципе несклонны к установлению близких контактов и заинтересованы, в первую очередь, в работеи карьерном росте.
В купе со свойственной закрытостью и консерватизмом финскиеэкспаты демонстрируют тяготение к стратегии сепарации в отношении этого страха, нежелая лишний раз контактировать с представителями русской культуры в ситуациислучайного взаимодействия.Самоидентификация в инокультурной средеОдной из задач данного анализа является вопрос о том, какое влияние следованиеопределеннойстратегииадаптации оказываетна психологическое самочувствиеиностранных специалистов.
Постановка такой задачи обусловлена методологическимоснованием исследования. В своей теории Дж. Берри устанавливает адаптацию какустойчивый процесс вхождения индивида в инокультурную среду, учитывающийсоциокультурный и психологический аспекты.Психологическое и эмоциональное состояние индивида в процессе вхождения всоциокультурную среду тесно взаимосвязано с соотнесением индивида себя ссоциокультурной средой. Представляется важным отметить, что не только культурныйаспект вхождения в среду оказывает влияние на самочувствие мигранта, но и социальнаясоставляющая.Согласно установленным маркерам культурной идентификации индивид можетопределять себя в инокультурной среде как «чужой», «другой» или «свой». Во второмпараграфе первой главы стратегии адаптации были соотнесены с определениями индивидасамого себя в новой социокультурной среде (стратегиями идентичности).
Таким образом,идентификация«чужой» может быть соотнесена со стратегиямисепарации имаргинализации, «другой» в большей степени со стратегией интеграции, а «свой» состратегией ассимиляции и интеграции.Данные опроса показали, что большинство немецких специалистов ощущают себяпримерно в равной степени либо «другими» (46%), либо «своими» (35,5%), а большинствофинских экспатов считают себя «другими» (67,2%). В сравнении с немцами всего 15,6%финнов чувствуют себя «своими» в социокультурной среде Санкт-Петербурга, чтовполовину меньше.Чувство полного отстранения оказалось близко 17,2% финских и18,4% немецких специалистов.Тереспонденты,которыеотметили,чтоощущаютсебя«своими»всоциокультурной среде Санкт-Петербурга, также отметили, что стали ощущать себясвоими примерно через полгода (48,3% немцев) или год (27,6% немцев и 100% финнов).139Эти данные подтверждаются результатами интервью: «В начале я привыкал, а потом,наверное, через год, понял, что теперь я один из вас» (Информант № 7) / «Привыкнуть кПитеру не сложно, тут все похоже на Европу» (Информант № 9) / «Основное чувствосейчас – это то, что я привыкла к городу» (Информант № 3).НаРисунке№3.2.7иРисунке№3.2.8представленыданныепосамоидентификации респондентов и длительности их проживания в Санкт-Петербурге.В данном исследовании наиболее интересным представляется динамика измененияидентификации с увеличением длительности проживания в Санкт-Петербурге.
Анализданных не выявил прямой корреляционной зависимости между самоидентификацией идлительностьюпроживания,однакопредставленныегистограммынагляднодемонстрируют общие тенденции адаптации иностранных специалистов. И еслидлительность проживания в социокультурной среде не определяет следование той илииной стратегии, то по представленным гистограммам можно выявить возможностьизменения склонности мигрантов к адаптационной стратегии.Анализируя данные по обеим выборкам, было выявлено несколько тенденций.
Вопервых, согласно данному признаку, следование стратегии сепарации проявляется уреспондентов, проживающих на территории Санкт-Петербурга не более 10 лет (21%немецких специалистов и 15,6% финских специалистов). Такое совпадение по двумвыборкам позволяет сделать вывод о том, что иностранные специалисты высокойквалификации склонны менять стратегию сепарации на другую стратегию с течениемвремени или же спустя некоторое время (в данном случае 6-10 лет) прервать своепребывание в данной социокультурной среде. Это может быть обусловлено спецификойсоциокультурной среды и ее реакцией на появление мигранта (реакция окружения,жителей города).Во-вторых, согласно представленным данным многие немецкие специалистыощущают себя «своими» в социокультурной среде Санкт-Петербурга (35,5%).
Как ужебыло сказано выше, такое соотнесение себя с принимающим обществом свидетельствуетоб определенном уровне ассимилированности мигранта. Однако нельзя отрицать, что«своими» себя могут ощущать и экспаты, следующие стратегии интеграции. Анализпризнаков формирования адаптационных стратегий продемонстрировал отсутствиеэкспатов, следующих стратегии ассимиляции. В связи с этим можно утверждать, чтопредставленные данные относятся к интегрированным специалистам.140Рисунок № 3.2.7 Самоидентификация немецких экспатов идлительность проживания в городе (в %)Рисунок № 3.2.8 Самоидентификация финских экспатов идлительность проживания в городе (в %)141Как было установлено в предыдущем параграфе, большинство респондентов вобщественных местах ощущают себя по-разному в зависимости от ситуации, места иокружения.