Диссертация (1148165), страница 30
Текст из файла (страница 30)
Мордашов высказывается положительно о наличии оппозиции иобъясняет инициацию общественного экологического контроля необходимости развитияинститутов гражданского общества. Один из членов областной рабочей группы по ЦБК,заслуженный эколог России Николай Архипов привёл пример абсурдных попытокоппозиционеров в 1993 году перенести Металлургический Комбинат в Межное.321 АлексейСеребровЛ.Ток-шоуоЦБК:мнениечереповчанина.URL:http://www.gorodche.ru/news/society/46558/ (дата обращения: 09.05.2016)320Медиа-Центр.Ток-шоу«Новыйзавод».11.12.2014.Частьhttps://www.youtube.com/watch?v=EZWSCTz3XzA (дата обращения: 09.05.2016)321Медиа-Центр.Ток-шоу«Новыйзавод».11.12.2014.Частьhttps://www.youtube.com/watch?v=4a47jUDVKiE (дата обращения: 09.05.2016)31912.12.2014.1.URL:2.URL:114Мордашов подчёркивает, что в Череповце регулярно проводятся опросы общественногомнения, изучается осведомлённость и поддержка.
Дарья Спирина, преподаватель кафедрысоциологии и социальных технологий ЧГУ, с позиции социолога обобщает впечатления отситуации, обращая внимание на то, что информационное поле о ЦБК наполняют «слухистрашилки», распространяемые быстро в отличие от конструктивной информации,отсутствует подробная информация в доступном изложении. Мордашов озвучивает оченьважную фразу: «…мы видим примеры, когда этот риск минимизируется настолько, чтостановится неопасным».322Приведённыйнаток-шоудокументбылпроанализированжурналистамиGorodChe.323 Экспертная организация был серьёзно раскритикована Кощеевым.324Материал частично заимствован с некорректно оформленной ссылкой из статьи КрисаЛанга, английского инженера и эколога.325 Подобный текст повторяется в материале вгазете «Череповецкая истина» с другим авторством.326Анализ данного конфликта позволяет выявить многие типичные особенностивзаимодействия сторон в обсуждении экологических рисков.
В таком городе как Череповецнаблюдется сочетание нескольких факторов, формирующих типологию общественногодискурса в подобных ситуациях. Во-первых, город достаточно большой, чтобы в нём можнобыло найти компетентных специалистов и управленцев, при этом их круг известен и, всёже, достаточно стабилен и ограничен, практически всегда узнаваем. Во-вторых, существуетдостаточно активное местное сообщество, готовое противостоять нововведениям,вызывающим недоверие, при этом гражданская и экологическая культура населениянедостаточно развита для полноценного общественного обсуждения.
Народ, власть ибизнес могут общаться, но они по-прежнему разговаривают на разных языках. Требуетсяперевод информации об окружающей среде «на язык народа», но это при подобнойадаптации от данных ничего не остаётся кроме заверений и обещаний, что хорошо виднона примере общения Мордашова с членами рабочей группы общественного контроля. Втретьих, компетентность каждого публичного спикера в той или иной степени завязана наМедиа-Центр.Ток-шоу«Новыйзавод».11.12.2014.Часть3.URL:https://www.youtube.com/watch?v=MpoYzkjMWrg (дата обращения: 09.05.2016)323Арсеньева Е. Экологи оценили потенциальное воздействие ЦК в Рощино на окружающую среду 02.02.2015.GorodChe.
URL: http://www.gorodche.ru/news/society/48495/ (дата обращения: 09.05.2016)324Кощеев А. Poyry или финские сказочники. Блог Кощеев.ру. URL:http://www.koshcheev.ru/2015/02/09/poyry/(дата обращения: 09.05.2016)325Lang C. Plantations, poverty and power: Section 3. Published by World Rainforest Movement, December 2008.URL:http://chrislang.org/2009/02/06/plantations-poverty-and-power-section-3/#poyry(датаобращения:09.05.2016)326Смирнов В. Алчность на экспорт... Череповецкая истина. № 4 (120).
27 февраля 2015 г.322115эмоциональном противостоянии и недоверии, любой рациональный аргумент получает вкачестве ответа другой – рациональный, иррациональный или псевдорациональный, приэтом все участники конфликта взаимозависимы.Представления населения об экологии в моногороде сильно мифологизированы изациклены на стереотипах, многие из которых являются наследием советской эпохи. Вотличие от проблемы с очисткой воды, конфликт по ЦБК более понятен обывателю, именнопоэтому общественное обсуждение проблематики можно оценить во втором случае, какболее эффективное.Конфликты по поводу Дезавида и ЦБК показали, насколько экологические рискистановятся актуальными в период формирования специфической повестки дня,формирующейся вокруг актуальной конкретной проблемы.
За последние 10 лет только этисобытия спровоцировали выход горожан на митинги. В восприятии городского обывателяэкологический риск интуитивно приравнивается к опасности, а опасность грозитстереотипными последствиями экологической нагрузки: ухудшением качества жизни издоровья горожан. В общественном дискурсе слабо реализованы представления о том, чемодин завод может отличаться от другого, чем одни вещества вреднее других, пониманиетого, что соблюдение экологических нормативов может быть экологически выгодно. Такиефундаментальные понятия как расчётная лесосека, естественная заболоченность и дажеПДК просто непонятны многим горожанам, а подробные объяснения могут восприниматькак попытки «заговорить зубы».Среди социальных последствий сформированных экологических рисков (серьёзнаяопасность которых по официальной версии генеральной линии на данный момент не можетбыть признана доказанной ни по одному из кейсов) прослеживаются наиболее очевидныетенденции, определяющие логику дискурса типичных экологических конфликтов вЧереповце.
Риски повлекли за собой активизацию гражданской активности обычногонаселения, а также представителей общественных и политических объединений. Обеситуации обострили фоновую социальную напряжённость и создали почву для реальнойпротестной активности, возрос уровень институционального и личного недоверия корганизациям и их лидерам. Продолжился сложный интеграционно-дезинтеграционныйпроцесс поляризации мнений, что получило поддержку в лице представителейоппозиционной прессы: Алексея Кощеева и «Череповецкой истины».
Размываниеэкологической угрозы пошло сразу по двум фронтам: в сторону приуменьшения и в сторонугротеска. Попытки власти и бизнеса «говорить с народом» на доступном языке приводят кнеоднозначному результату: чем более доступным оказывается язык, тем меньше в нём116фактов и больше пропаганды, что хорошо видно на материалах независимой прессы.Дальнейшее качество переговоров будет обусловлено не только развитием уровняэкологической и гражданской культуры представителей системной и несистемнойоппозиции, но и качественной работой пресс-службы муниципальных служб и бизнеспроектов на всех этапах реализации.Субъектами представленных рисков являются все участники общественныхотношений: власть, население города, представители бизнеса. Все они вынужденыприслушиваться друг к другу для выработки более или менее единой тактики адаптации.Основныммеханизмомадаптациивыступаютстратегиипроблематизацииидепроблематизации.
Выбор той или иной стратегии зависит от принадлежности индивидак определённой группе горожан, личных убеждений, культурных факторов: знаний истереотипов, а также физических факторов: места проживания и трудовой деятельности.Рассмотренные примеры показывают, что для возникновения протестной активностинеобходимо сочетание факторов: наличие одного или нескольких лидеров, столкновениеинтересов сообществ и групп, наличие «чёрного ящика», «утратившего доверие».Значимым критерием общественной значимости риска оказывается формированиедискуссии, включающей представителей разных слоёв населения. Каждый инфоповод,связанный с опасными факторами, имеет свои специфические особенности. Для кейса«Дезавид» наиболее значимыми являются высокая когнитивная сложность, непрозрачностьструктуры мотивов сторон, связь со сферой ЖКХ.
Для кейса «ЦБК» характернымифологизация и стереотипизация, отсутствие «альтернативных» экспертов.Оба случая затрагивают вопросы экономической рентабельности технологий.Механизмы проблематизации кейсов показывают, что риск и социальная напряжённостьобостряются в периоды, когда существующие или прогнозируемые «бенефиты» различныхсоциальных групп выглядят неравноценными. В обоих кейсах конфликт во многомобостряется за счёт выявления и конструирования «корыстного интереса» одной илинескольких из сторон.Таким образом, экологические риски в значительной степениявляются продуктами информационного, экономического и политического неравенства.1172.3 Специфика восприятия экологических рисков населением промышленногомоногорода на примере Череповца.Социологические опросы и фокус-группы проводятся в Череповце в более или менеесистематическом виде с конца 1990-х годов.
Техника и методика изучения общественногомнения здесь были отточены на производственной сфере в рамках отдельных проектовКорпоративного университета «Северсталь», затем к развитию опросных методов в городеактивно подключилась мэрия, Череповецкий университет, ИМА «Череповец» и другиеорганизации. Только в 2000-ых годах исследования в значительной части сталиобщественным достояниям благодаря социологической поддержке проектов «Дорога кдому» и «Здоровый город», в сети появились отчёты в открытом доступе, информациятакже получила распространение в виде бумажных носителей. Завоевали большой интересгорожан и популярность среди специалистов такие документы как профили здоровья:общий профиль, а также специальные профили для пожилых и молодёжи. Сборникисодержаликакобъективныепоказателисоциальной,экологической,санитарно-эпидемиологической обстановки, так и субъективные оценки выявленные в процессепроведения опросов.Общественное мнение жителей Череповца об экологических рискахДокументы, создаваемые в рамках проекта «Здоровый город» менялись из года в год,некоторые из них представляют собой памятки для населения, другие – материалырекламного и PR толка, третьи – аналитические сборники с разнообразной информацией попроблемам здоровья.