Диссертация (1148165), страница 23
Текст из файла (страница 23)
Однако, для ряда конкретных групп болезнейкорреляции очевидны: например, для злокачественных новообразований роль воздействияхимических загрязнителей прослеживается примерно в половине всех случаев.247Соотнесение заболеваемости с конкретными факторами риска вызывает сложности даже успециалистов и требует строгого математического моделирования с использованиеммножества повторных экспериментов на лабораторных животных.
В реальности людисуществуют среди множества вредных факторов среды, поэтому экспериментальныеусловия не всегда адекватно отражают реальную связь «воздействие-заболеваемость».Болеетого,заболеванияделятсянаэкологическизависимыеиэкологическиобусловленные, зачастую невозможно чётко определить какой фактор среды играетнаибольшую роль при по иске причин той или иной болезни.248В классической для российской экологии человека монографии Худолея иМизгирёва роль экологических факторов для здоровья человека оценивается в 20-40% припрогнозируемых скачках до 50-70%.249 С.М.
Лебедев и Г.В. Лавриненко обращаютвнимание на обратную реакцию организма человек на внешние условия, адаптационныйсиндром делает тело более устойчивым к воздействию химических и физических вредныхфакторов. Они приводят данные исследовательских проектов, в которых заболеваемость в«чистой зоне» при эмпирических измерениях оказывалась такой же или выше, чем вэкологически загрязнённой. Авторы также резонно отмечают, что в организме человеканикакая адаптация не проходит бесследно, а адаптация к одним типам рисков приводит кснижению устойчивости к другим типам рисков.250Локализация исследовательской оптикиУзкоспециализированная исследовательская линия конкретных эмпирическихисследований субъективных оценок влияния экологии на здоровье восходит к традицииВикторов А.А., Ксенофонтов А.И., Морозова Е.Е. Экологические риски здоровью населения.
Монография.М.: НИЯУ МИФИ, 2014. C.13248Актуальные проблемы гигиены: материалы научно-практ. конференции, посвященной 30-летию кафедрыгигиены детей и подростков БГМУ / под. ред.доц. Т.С. Борисовой. Минск: БГМУ, 2012. С.56-58.249Худолей В.В., Мизгирев И.В. Экологически опасные факторы. СПб.: Publishing House, 1996. 111 с.250Актуальные проблемы гигиены: материалы научно-практ. конференции, посвященной 30-летию кафедрыгигиены детей и подростков БГМУ / под. ред.доц. Т.С.
Борисовой. Минск: БГМУ, 2012. С.56-58.24788«Института Гэллапа». В частности, оригинальный проект «Здоровье планеты» до сих поростаётся одним из эталонных массовых опросов населения на эту тему. 251 В российскойпрактике данные по похожим проектам нередко остаются недоступными, в частности,опросы, нацеленные на глубокое понимание проблемы восприятия рисков, уходят в тень,оставляя первый план для более интересных широкой аудитории. Информация становитсялибо невостребованной, либо оказывается чьей-то собственностью, что характерно длякоммерческих заказов.
Некоторые инициативные проекты такого плана не получаютдолжного объёма выборки и выхода за поле конъюнктуры опроса. Интересенвпечатляющий студенческий опрос, проведённый силами будущих социальных работниковЮФУ, который несмотря на свою простоту, методологические несовершенства инедостаточность выводов помог выявить не только особенности отношения жителейНовошахтинска к экологическим проблемам, но и сделал очевидными различия в оценкеэкологических проблем различными возрастными группами.252В российской исследовательской практике проблематика социальных эффектов,последствийэкологическихрисковразработананедостаточно.Комплексноесоциологическое исследование экологических рисков должно строиться на системномподходе и затрагивать как субъективные оценки, восприятие, осознание, понимание,конструирование, так и объективные условия.
Исследовательские проекты в большинствесвоём сфокусированы либо на оценках последствий катастроф, либо на изучениинормативов, либо на общих аспектах экологической культуры населения. Такой подходусложняет практическую применимость полученных данных, поскольку не приводит квыходу на понимание комплекса социальных и экологических проблем.Моногорода являются одним из наиболее интересных объектов для экономическихи социологических исследований в рамках теоретико-методологической рамки, делающейакцент на пространственных факторах. Среди крупных университетов и научноисследовательских организаций, работающих в данном направлении, особое значениюимеют СПбГУ, ЕУ СПб, МГУ, УрГУ, НИСП, ИПРЭ РАН, ИС РАН, ИСЭРТ РАН, ИСЭПНРАН, ИМЭМО РАН, ИЭ УрО РАН, ИЭ КарНЦ РАН, НТП «Урбаника» и ряд других. В этойсфере также оказались эффективными и некоторые непрофильные организации, например,бизнес-группа «Базовый элемент», отдающая часть аналитики на аутсорсинг.
ПрактикаДэнлап Р. Э., Гэллап Дж. Г., Гэллап Алек М. Здоровье планеты // Социс 1992. №12. С.58-71.Киенко Т.С., Кузнецова Н.А., Иванова А.Г., Строкина Т.В., Матухно А.И., Дремова Д.Д. Загрязнениегородской среды как проблема социальной экологии и муниципального сообщества. V Международнаястуденческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2013» URL:http://www.scienceforum.ru/2013/ (дата обращения: 31.05.2016)25125289исследовательских проектов охватывает как фундаментальные теоретические разработки,методологические разработки, так и конкретные прикладные измерения по России в целом,на базе выборки отдельных моногородов или на базе одного города или даже района города.Особое значение имеют сравнительные исследования различного плана: они позволяютувидеть, чем один моногород отличается от другого, а также, чем отличается моногород от«не-моногорода».253В системе оценок экологических рисков социологические и экономическиеисследования достаточно сильно различаются по методологии и предполагаемым целям.Одни проекты рассматривают риск как опасность уменьшения притока средств,инвестиций, реализации прибыли.
Другие – резко ориентированы на благополучиенаселения и далее на субъективное восприятие этого благополучия. Социологи в этомотношении, конечно, больше ориентированы на человеческий фактор, хотя и здесьсуществуют дефиниции, заданные парадигмальными рамками. В рамках социологическогоизучения в контексте городских сообществ играет решающую роль понимание риска какпсихологического или культурного явления, что может существенным образом влиять нарезультаты исследования.254Сложность исследований риска в моногородах задаётся недостаточной проработкойв современной экономике и социологии концептуальных положений, связанных сопределениемвыведенныхбазовыхнаосновезакономерностейповторяемыхииособенностейпроверяемыхихфункционирования,измеренийиподробнойстандартизированной аналитики.
Города, появившиеся «на пустом месте» в рамкахсоветскойпрактикимодернизациитерритории,игорода,постепенноставшиемонопрофильными «естественным путём» сильно дифференцированы по многимпараметрам, в том числе характеризующим население.Инфраструктурные различияПоявление градообразующего предприятия всегда оказывается важнейшимсобытием в жизни моногорода, точкой рождения или перерождения в новом качестве. Набазе этого объекта нередко образуется вся остальная инфраструктура.
Искусственныймеханизм построения социальной инфраструктуры на базе физических объектов приводитк кризисам роста, которые обнаруживаются в самых неожиданных сферах. РазныеПлатонов К. А. Интегральные оценки социально-экономического благополучия российских моногородовв начале XXI в. // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. №4 (57). С.80-85.254Sjöberg L.
Factors in risk perception. Risk Analysis, vol. 20, №1, 2000, P.1–11.25390категории населения по-разному относятся к перекосу в производство в ущерб культуре,образованию и здравоохранению, что нередко встречается в моногородах. Для одних группэто фундаментальная проблема, которая ребром ставит вопрос о самореализации, длядругих – «фон», на который они даже не обращают внимание, до тех пор, пока у них естьдостаток и жильё.
Это несоответствие мешает консолидации местного населения и связано,помимо прочего, со стратификационными противоречиями. Отсутствие органическойсолидарности в среде социально активной части населения моногородов мешаетзакреплению стратегии. С одной стороны, моногород успешен в своей «естественной»форме, то есть как населённый пункт при производстве, с другой – для эффективного ростанеобходим баланс различных сфер, обратная тенденция приводит к нарастанию рисковсоциальной среды, а косвенно и к обострению рисков экологических. Современныеметодики оценки риска для развития моногородов сильно привязаны к экономическимкритериям.
Сценарное моделирование рисков сталкивается с определёнными сложностями,поскольку логика развития событий проявляется не столько в количественном измерениипоследствий, сколько в качественном.Специфика промышленного моногорода определяет уникальность его социальногопространства, затрагивая инфраструктурную и институциональную среду. 255 Очевидно, чтодаже если воспринимать в качестве источника риска только градообразующее предприятие,создаваемые угрозы выходят далеко за его пределы, что является историческойспецификой, характерной для рисков современного типа.256Экологические проблемы в контексте моногородов вызывают бурные споры,связанные со стратегическими установками на развитие и управляемое сжатие, а также спрактиками снижения экологических рисков.
В рамках общего алгоритма развитиепроизводства всегда приводит к созданию новых рисков, для минимизации которых нужныдополнительные инвестиции. Все потенциально опасные события грубо могут бытьразделены на две принципиальных категории: фоновые опасные факторы и факторы,угрожающие катастрофой. Для второй группы факторов, как правило, за счёт сложности,системности и слабой предсказуемости отклонений справедливо соотнесение с категорией«кибернетических» «чёрных ящиков»,257 первые же, значительно более содержательны иПриоритеты формирования социального пространства инновационной экономики региона. Под ред.