Диссертация (1148165), страница 14
Текст из файла (страница 14)
Монофункциональные города России: от выживания к устойчивому развитию. Екатеринбург:Изд. УрАГС. 2010. С.26.151521.3 Методология исследования социальных последствий экологических рисков длянаселения промышленного моногорода.Сложности в исследовании промышленного моногорода обусловлены спецификойсамогообъекта,особенностяминосителейобщественногомнения,влияниемпсихологических, социальных, культурных и других стереотипов, а также объективнымифизическими и экономическими условиями. Прежде всего, промышленный моногород –это территориальное образование, в котором сочетаются факторы проживания иразмещения людей на рабочих местах, а также факторы их ежедневных перемещений.Обратимся к методологическим особенностям изучения городов в целом.
Впоследнее десятилетие в России наблюдается настоящий пик городских исследований,однако, институционализация этого направления достаточно слабая, прослеживаетсяатомизация его отдельных ответвлений, в дефиците профессиональные журналы поурбанистике. Также существует тенденция смешения городских исследований спространственными, социологии города и краеведения, а также сильная зависимость отжурналистики. Кроме того, массовые публикации по социологии города в значительнойсвоей части не придают значение сбору и анализу данных, а лишь поднимают проблемы,предлагая зачастую оригинальные рассуждения вместо объяснительных моделей.
Присущественном смешении с журналистикой материал становится доступнее для широкогокруга читателей, но теряет значительную долю научной ценности. Городские исследованияв этом контексте начинают приобретать черты молодёжной субкультуры и модногоувлечения, смешиваются с индустриальным туризмом, «идеологией урбанизма» иодновременно с идеей «права на город»,152 проинтерпретированной как установка наактивное преобразование городского пространства. При этом существует мнение, чтоурбанизм как идеология смог выработать гораздо более убедительный концептуальныйязык, нежели урбанистика.153Нередко за смещением вектора социологии города стоит лоббирование интересовтех или иных организаций, однако, по понятным причинам теряется комплексностьисследований, несмотря на усиление их популярности как в научной среде, так и у болееширокой аудитории.
И.В. Щербакова, старший научный сотрудник ИС РАН в своей статьеотмечает:«историко-культурныеисоциологическиеисследования,посвящённыепроблемам горожан, их адаптации к городской среде, культурно-символическому152Lefebvre H. Writings on cities. Oxford: Blackwell, 1996, vol. 63, no. 2, pp. 147-159.Тарасов Е. Н., Замятин П. В. Урбанистика как политический и концептуально-идеологический механизмрегулирования городского планирования и благоустройства // Современные проблемы науки и образования.№1-1. 2015. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19111 (дата обращения: 20.08.2016).15353содержанию городских объектов, перспективным направлениям регионального развития,способам городского общения скорее являются исключением, чем правилом».
154Как отмечает декан Высшей школы урбанистики Алексей Новиков, цельурбанистики «посадить за одну парту человека с архитектурным образованием, девелопера,экономиста, социолога, чтобы они научились друг друга понимать». 155 Такой подход,безусловно, заслуживает признания, однако, в нём присутствует некий акцент науниверсализме и «методологической всеядности. С другой стороны, активно развиваетсятак называемая социология архитектуры, которая изучает «символическое взаимодействиемежду людьми посредством конструкций и оформления пространств», 156 определениесущественным образом отдаляет данную область знаний как от урбанистики, так и отсоциологии города.
Подход, акцентирующий внимание на архитектуре, даже в широкомсмысле, неизбежно приобретает оттенки искусствоведения и теории градостроительства,которые далеко не всегда удачно сочетаются с исследованиями, касающимися населениягородов и общественного мнения. Прикладные достижения архитектурного подхода вполнеочевидны – это тематические картограммы и инфографика, стратегические планы,систематизация исторических и рекреационных ресурсов и многое другое.
Примерыкрупных и успешных проектов можно найти, к примеру, у РосНИПИурбанистики.157Формированиегородскогопространства,обновлениеирасширениеегоинфраструктуры требуют постоянно обновляемых тактик изучения. Изучение пространстваобъектов в совокупности с пространством практик населения даёт ответы на многие важныевопросы развития рисков. Городская среда постоянно взаимодействует с социальной, атакже, собственно, природной. Этот континуум попадает в поле зрения инвайроментальнойсоциологии.
В контексте проблемного подхода сложности и дисбалансы в развития любогогорода во многом похожи на глобальные экологические (в самом широком смысле)проблемы. Поэтому интегральность подхода, прежде всего, выражается не в смешенииметодологий, а использованиимаксимального объёма эмпирическихданных иобъединении преимуществ различных методик и техник, реализуемых в рамках частныхотраслей знания. Инвайроментальная социология и социальная экология соотносятся неЩербакова И.В. Социологическое исследование города: диагностика проблем и гражданская дипломатия// Территория и планирование.
2010. №5 (29). URL: http://terraplan.ru/arhiv/53-5-29-2010/903-606.html (датаобращения: 12.03.2015).155Стрелка. Алексей Новиков: «Будущим города нельзя управлять». Интервью. Strelka Magazine. URL:http://strelka.com/ru/magazine/2015/03/16/alekseynovikov/ (дата обращения:12.03.2015).156Вильковский М.Б.
Социология архитектуры. М.: Фонд «Русский авангард», 2010. C.75157Российскийнаучно-исследовательскийипроектныйинститутУрбанистики.URL:http://www.urbanistika.ru/index2.php (дата обращения: 18.08.2016)15454только с точки зрения предмета, но и с позиции генетических связей с базовыми науками.Представители естественнонаучного направления называют социальную экологиюотраслью биологии, что предполагает обращение методологии исключительно к живомуобъекту. Напротив, инвайроментальная социология делает акцент на всей окружающейсреде, хотя её методология в итоге обращена также на живой объект, обычно, онописывается как общество или население.
Инвайроментальное направление, в целом,больше тяготеет к исследованию пространства, визуальной методологии и описательныммоделям, в то время как социально-экологическое – к структурно-функциональномуподходу. Стоит отметить, что различные подсистемы города могут изучаться в рамкахразных моделей, наиболее подходящих к характеру явлений и процессов, реализующихся врамках взаимодействия. Инвайроментальная социология, и социальная экология несут всебе значительный потенциал для исследования города, однако, лишь логика первогонаправления в более существенной степени опирается на социологическую методологию.Вариативность исследовательских стратегийСоциологическая методология при исследовании промышленного моногородаоказывается исключительно ценной и позволяет получать данные и делать обобщения,которые впоследствии могут входить в рекомендательные документы для управленцевразличного уровня.
Масштаб города идеален для поиска корреляций и закономерностей,построения трендов. В то время как многие показатели, измеряемые в масштабевсероссийских выборок, выглядят слишком обобщёнными и неинформативными из-заразнообразия и значительной площади территорий страны, «городские» показателинамного более адекватны, а случайные колебания в них проще объяснить, имеяпредставления о картине текущих событий в общественно-политической жизнинаселённого пункта.
Масштаб города предполагает адекватную степень однородностинаселения, однако, с переходом к миллионникам эта тенденция начинает размываться всилу высокой миграции и растущих контрастов, характерных для мегаполисов. Кроме того,для крупнейших городов типичны перекосы в социально-демографическом составенаселения, например, чрезвычайно молодое население. Нечто похожее наблюдается внепромышленных городках, где вообще всё население может быть сформированонеестественным способом, таким может быть типичный академгородок.
Тем не менее, припрочих равных условиях средние города с точки зрения размещения и однородностинаселения представляют собой одни из наиболее интересных объектов для исследований.Оптимальный объект должен не слишком сильно отклоняться от нормы, но обладать на55фоне этой нормы определёнными проблемными тенденциями: крупные промышленныегорода как раз подходят под эту модель. Проблема и является отправной точкой дляисследовательского интереса, требующего и параллельного применения предметногоподхода для раскрытия сущности явлений и процессов.
Важно, впрочем, что спецификаметодологии изучения крупных промышленных моногородов лежит в том же русле, что испецифика изучения городов в целом.Один из первых известных широкой аудитории советских урбанистов В.Л.Глазычевотмечал, что город в науке исследуется с трёх позиций: как «средоточие движущих силисторииврамкахисторико-экономического,историко-политического,историко-культурного исследования; сложный общественный организм в рамках социологическихисследований; узел системы расселения в рамках географических или урбанистических(теория урбанизации) исследований»158. Автор обращает внимание на необходимостькомплексного исследования, возможного при совмещении методологий каждого изподходов. Важно, что между этими направлениями нет противоречия, поскольку все онисходятся воедино на понятии города. Соединение возможностей воедино сегодня неявляется утопией, поскольку современные исследования уже обрели опыт комбинированияподходов.
Глазычев, оперируя собственными терминами, отмечает: «урбан-социологияпревратилась в почти самостоятельную область знания, для которой город представляетсобой единственную «нормальную» форму существования индивидов и групп»159. В этомутверждении проявляется отказ от акцента на теорию среднего уровня, что существеннорасширяет возможности исследователя.Для Глазычева наука о городах тесно переплетена с социальной экологией имеетскорее ярко предметные основания, нежели концептуальные, то есть урбанистическаяреальность изучается с позиций экологии, экономики, политики, территориальногопланирования, искусствоведения, архитектуры, социологии и других дисциплин, чьяметодология позволяет получить новые знания об интегральных характеристикахизучаемого феномена. Подобный синтез не всегда оправдан в рамках узконаправленныхисследовательских задач, однако, имеет решающее значение в момент становления наукидля интенсификации накопления разрозненных представлений.