Диссертация (1148165), страница 16
Текст из файла (страница 16)
Экологическая перспектива в социологии: за и против // Мониторинг общественногомнения: экономические и социальные перемены. 2004. №2(70). С.79164Wirth L. Human ecology // Community life and social policy: Selected papers by Louis Wirth. Chicago: Universityof Chicago Press, 1956.
P. 133-142.165Скалабан И.А. Социальное картирование как метод анализа социально-территориального пространства //Журнал исследований социальной политики. 2012. Том 10, №1. С.61-78.166Третьякова О.В. Социальное картографирование в системе муниципального управления // Омский научныйвестник. 2008. Выпуск № 4-69. С.73-76.16360Субъективистский подходВ современных условиях опасные экологические факторы становятся проблемой нетолько объективной для конкретной территории, но и субъективной проблемой людей иразличных сообществ. В связи с этим начинает развиваться конструкционистскаяметодология, обращающая внимание на социальные интерпретации и конструированиеэкологических рисков. Люди в современных городах всё реже сталкиваются сэкологическими проблемами лицом к лицу, что связано с общим улучшением условийпроживания и отдалением мест компактного размещения населения относительно«эпицентров» экологической угрозы.
Формирование экологической политики зависит отмножествасоциальныхфакторов ираспределения сфер интересов.Спецификатрансформации городского образа жизни в свою очередь направлена на максимальноеснятие очевидных психологических блоков для повседневного бытового восприятияэкологических рисков. Отходы и другие опасные факторы уходят из поля зрения, посколькусами люди не хотят видеть их.Конструкционистская методология позволяет объяснять парадоксы современныхтенденций в дискурсе об экологических рисках, поскольку отказывается от чистотехнической их интерпретации. Ряд наиболее значительных из этих парадоксов, таких, кпримеру, как процессы производства и воспроизводства рисков, описаны Беком.
167Специфика социальных последствий экологических рисков состоит в том, что онисвязаны не столько с воздействием рисков как таковых, сколько с рефлексией риска,которая структурно значительно сложнее, чем функциональная интерпретация илипосредник в модели «стимул-реакция». Социальное производство рисков не может бытьпроанализировано в отрыве от рассмотрения дискурса. Оно всегда включено в некие рамкиособого «перфоманса» социальных действий.168 Наиболее важные понятия для описанияэтих процессов введены в теории речевых актов, разработанной в рамках философии языкаи лингвистики.
Перформативный подход вносит в проблематику коммуникативный икультурный аспект. Данный подход основан на термине философа Джона Остина,перформатив в его понимании означает некое утверждение, эквивалентное действию.169Перформативные утверждения, как правило, не являются ни истинными, ни ложными,Бек У. Общество риска.
На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция. 2000. 384 с.Roberts B. Performative Social Science: A Consideration of Skills, Purpose and Context. Historical SocialResearch. Vol. 34. №1 (127). 2009. pp. 307-353.169Арутюнова Н. Д. Перформатив // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: СЭ, 1990.
CD-ROM.16716861некоторые из них могут контрактивными и декларативными.170 Перформативы в структуресоциального действия соответствуют речевым актам, способным в том числеконструировать риски. Одной из ключевых идей в этом контексте является свойствонекоторых суждений быть эквивалентными действию за счёт наличия сильного глагола,такие суждения попадают в категорию, обобщённую в термине «declarations» (заявление,провозглашение),например,«язаявляюобопасностизагрязненияатмосферыформальдегидом». При более глубоком анализе выясняется, что «declarations» (наиболееявные суждения, эквивалентные действию) являются лишь частным случаем более общейгруппы, называемой «performatives». По интерпретации Г.Кука преформатив может бытьлишён императивной формы глагола, поэтому в отличие от декларирования не всегдарассчитан на гарантированный результат.171 Таким образом, в эту группу попадаетмножество суждений, обладающих социальной значимостью, но непосредственно невыражающих приказа или просьбы в повелительном наклонении.
Например, «мы считаем,что существуют механизмы, которые позволили бы приложить максимум усилий дляснижениявыбросовформальдегида».В«утверждений-требований» (claims-making):этотблокпопадаетвсёразнообразиевыражение мнения, жалобы ииски,официальные обращения, сообщения в СМИ и т.д.172А.П. Воеводин в контексте концепта перформативности сводит все человеческиедействия к культурным исполнениям.173 С помощью перформативов одни социальныегруппы могут навязывать другим определённые проблематики, как это и происходит вдискурсе вокруг экологических рисков.
В своей статье Е.С. Богомягкова и Г.В. Зоринотмечают, что «при анализе процесса производства рисков учитываются толькообъективные факторы такого «производства» и часто упускается из виду его«субъективная» составляющая. Эта компонента может быть проанализирована в рамкахконструкционисткой перспективы и перформативного подхода». 174Конструкционизм позволяет отойти от показателей проявления и влиянияэкологического загрязнения и перейти к комплексному пониманию социальныхОстин Дж. Избранное.
Перевод с англ. Макеевой Л. Б., Руднева В. П. - М.: Идея-Пресс, Доминтеллектуальной книги, 1999. С.19.171Cook G. Discourse. Oxford University Press, 1992. p.35172Спектор М., Китсьюз Дж. Конструирование социальных проблем // Контексты современности - II. Казань:Изд-во Казан. ун-та, 2001.
С.161173Воеводин А. П. Перформативные механизмы социальной регуляции / А. П. Воеводин // Філософські дослідження: зб. наук. праць Східноукраїнського нац. ун-ту ім. Володимира Даля. Вип. 12. Луганськ, 2010. Ч. 1.С. 212–231.174Богомягкова Е.С., Зорин Г.В. Понятийный аппарат социологии инновационых и технологических рисков// Социология науки и технологий.
2014. Том 5. № 2. С.15117062последствий экологических рисков. Богомягкова и Зорин также предлагают следующеекритическое суждение: «представление об исключительно объективной природе рискаискажает роль и место субъекта риска, а также не позволяет корректно выстроить системусвязанных с ним понятий и определить предмет социологии риска».175Географический подход очерчивает дифференциацию воздействия рисков наразличные социальные группы косвенно, отмечая неравномерность их воздействия нанаселение в зависимости от расположения в физическом пространстве. Тем не менее, он незатрагивает социальное пространство, обладающее принципиально иными свойствами.
Изсферы социального анализа намеренно исключаются действия власти и СМИ, которыесегодня в значительной степени определяют специфику социальной жизни и развитияобщества, а также вопросы динамики общественного мнения и повестки дня.Конструирование рисков подчас является более сильным инструментом, чем их создание,поскольку риск нередко сам по себе не является стимулом для принятия управленческихрешений, а его конструкт – является. По тонкому замечанию Яницкого: «есть группы исообщества, главным занятием которых является конструирование рисков с цельюнанесения ущерба другим. Другие общности, изменяя уклад жизни, приспосабливаются крискогенной среде».176С другой стороны, конструкционизм затрагивает и ряд «обратных» феноменов:таких как «деконструкция» риска,177 конструирование «не-проблем»,178 размываниемедиаобраза угрозы.179 Существует опасность излишнего нагнетания обстановки вобществе за счёт слишком активного освещения и критики экологической обстановки вСМИ, однако, намного опаснее депроблематизация ситуации, поскольку в таком случаестрадает как экологическая политика, так и экологическая культура.
Стратегиипроблематизации и депроблематизации экологических рисков также должны быть учтеныв методологии исследования социальных последствий, поскольку только в этом случаеполучит объяснение специфика дискурса в местных сообществах.В концептуализации восприятия экологических проблем населением наибольшеезначение исторически имеет идея об экологической культуре.
Это понятие остаётсяТам же.Яницкий О.Н. Россия как общество риска: методология анализа и контуры концепции // Общественныенауки и современность. 2004. №2. С.11177Ерохин В.С. Формирование жизненного пространства в обществе риска // Вестник Волгоградского гос. унта. Сер. 7, Филос. 2011. №3 (15). С.136-139178Ясавеев И.Г. Конструирование «не-проблем»: стратегии депроблематизации ситуаций // Журналсоциологии и социальной антропологии. 2006. Т. 9. №1.