Диссертация (1148165), страница 10
Текст из файла (страница 10)
Отношение к экологической проблематике всё более остро раскалываетобщество на довольных, недовольных экологией и безразличных к проблемам охраныокружающей среды. У этого разделения нет чёткой безусловной грани, кроме того, людимогут избирать те или иные установки, стратегии в качестве инструментальных,руководствуясь ситуационной этикой. Экологозащитные установки входят в категориюАпарисьоЛ.ЗасчетчегоживетРоссия?ИноСМИ.URL:http://inosmi.ru/russia/20131114/214780815.html (дата обращения: 12.09.2015)100«Invertia»,Испания.37социально одобряемых на бытовом уровне понимания, но теряют статус, как только речьзаходит о гражданской активности.
Поэтому экологическая проблематика оказываетсярезонансной либо в случае появления значительной части людей, для которых проблемастала личной, либо если она попадает в сферу столкновения интересов сообществ исоциальных групп.Имея возможность удовлетворить экзистенциальные и базовые социальныепотребности, получая стабильный и достаточный доход, только определённая категориялюдей начинает предъявлять повышенные требования к среде, стимулируя развитиеэкологического дискурса.Экологическая проблема консолидирует или раскалывает общество в моментынарастания рисков: серьёзный экологический скандал может привести к появлениюобъединённой группы людей, защищающих свои интересы. Консолидация стремленийпозволяет опираться на единые ценностные нормативы. С точки зрения особенностейгородской среды это уникальная группа проблематик, имеющих существенную силу длявсех, вне зависимости от дохода и уровня влияния в обществе.С другой стороны, поскольку конструирование рисков конъюнктурно и ситуативно,существуют специфические различия в стереотипном восприятии одних и тех же явленийразными социальными группами и сообществами.
Наиболее интересен демографическийсостав данных групп, а также их поведенческие стратегии, мотивация и активностьотносительно природоохранных практик.Разброс в образах рисков для разных демографических и социальных групп связан смножествомфакторов,экономическомувчастностипротиворечию,снеоднороднымхарактерномудляотношениемсовременногокэколого-общества.101Экологические риски редко представляют собой столь социально значимый фактор,детерминирующий поведение, чтобы относительно него сформировались полноценныедифференцированные адаптационные стратегии, всё же, они воспроизводят определённыенеоднородные модели восприятия экологической обстановки, на которых строятсясоциальные практики.Субъективные оценки рисков, как правило, зависят от возраста и пола индивида.Респонденты Дуглас и Вильдафски вспоминали о своих действиях в более юном возрастекак о рискованных, хотя ранее не считали их таковыми.
Многие поступки подростковогоМозговая А.В., Комарова В.А. Социологическое обеспечение рисковой коммуникации // Риск:социологический анализ, коммуникация, региональное управление / Отв. ред. А.В. Мозговая. М.: Институтсоциологии РАН, 2004. С.143-156.10138периода уже через 5-10 лет кажутся людям недопустимыми и неприемлемыми. Кэкологическим проблемам проявляют интерес отдельные социально-демографическиегруппы. Особенно внимательны к экологии молодые мамы, задумывающиеся о здоровьесвоих детей. Считается, что в целом высокая склонность к риску больше характерная длямужчин, чем для женщин, но эта тенденция может быть обратной касательно молодёжи.102На восприятие риска существенным образом влияет уровень образования.
Речь идётне только о высшем экологическом образовании, но и об уровне знаний и эрудиции в целом.Осведомлённость и наличие мировоззрения, построенного на научной картине мира,позволяетизбежатьобывательскоговзгляда,посколькумногиеприродныеиантропогенные явления выглядят безобидными, будучи опасными и наоборот. Типичнакартина, когда люди с высшим образованием воспринимают спорные ситуации достаточнокритично, а менее образованные руководствуются впечатлениями и пресловутым «commonsense».103Рядисследованийподтверждаютболеевысокуюобеспокоенностьэкологическими проблемами среди лиц с высшим образованием.104 Люди с высокимуровнем образования чаще видят многогранность проблем экологического загрязнения,охраны окружающей среды, осознают их экономический и политический контекст.Представления о рисках связаны с профессиональной деятельностью людей.
Вчастности, работникам вредных производств проще оправдать для себя наличие опасныхвыбросов от предприятия. Классическое исследование Пола Словика показываетпоразительные различия в восприятии одних и тех же рисков бизнесменами, студентамиили экспертами.105 Механизмы адаптации зависят от индивидуального опыта той или инойдеятельности. Эксперт может обладать как заниженной восприимчивостью к рискам, так изавышенной: это зависит от специфики его деятельности и конкретной конъюнктуры, вкоторой развивается опасный фактор.Таким образом, конструирование рисков парадоксальным образом сочетается спроцессом социальной адаптации к ситуации риска.
В ряде случаев эти процессы сменяютдруг друга после значительных резонансных событий. При этом «реконструкция» или«деконструкция» могут быть частью стратегий адаптации как широкого спектра операцийпо приспособлению, в том числе к информационной среде.Ильин Е.П. Психология риска. СПб.: Питер, 2012. С.48.Sjöberg, L., Risk Perception by the Public and by Experts: A Dilemma in Risk Management. Human EcologyReview. 1999. Vol.
6, №2. P.1-9.104Например, Дементьева И.Н. Отношение населения к экологическому воздействию предприятий натерритории Шекснинского района / И.Н. Дементьева // Вопросы территориального развития. 2013. № 9. URL:http://vtr.isert-ran.ru/article/1363 (дата обращения: 16.08.2015)105Slovic P. Perception of Risk.
Science. 1987. №236 (17 April): P.280-285.10210339В городской среде риски для населения всегда связаны со стратегиямипроблематизации и депроблематизации, которые выступают не только как адаптационныемеханизмы, используемые индивидами, но инструментальные модели для фиксации рамокколлективных действий групп и сообществ.Концепция экологических рисков для населения в контексте проблематикипромышленного города, таким образом включает следующие аспекты.
Важно пониманиериска как многогранного явления, включающего в себя объективную и субъективнуюсторону. В структуре объективной стороны следует учитывать, как источники рисков, таки их реципиентов, те технические алгоритмы, которые использует общество дляпротиводействия опасным ситуациям, а также способы воспроизводства рисков. Вструктуре субъективной стороны могут учтены не только культурные факторы, но ифакторы конструирования, мифотворчества на уровне индивидуального сознания, лидеровмнений, типичных представителей.Наш подход базируется на теоретической рамке конструктивистского прочтениярисков с учётом объективных факторов городской среды. Это связано с особой спецификойэкологическихрисков,которыеотличаютсянизкойпрозрачностью,мифологизированностью и сложностью.
Социальные конструкты экологических рисковкардинальным образом оторваны от реальности, следовательно, объективные условия вэтом случае стоит рассматривать как «фон».Экологический риск в городской среде значим для общества в том виде, в которомон конструируется. Значимость эта проявляется в особом состоянии социальнойнапряжённости, связанном с осознанием потенциальной угрозы.Городская среда, соответственно, является, с одной стороны, типичным «местом»возникновения и развития экологических рисков, с другой, также оказываетсяпространством скопления и компактного проживания различных социальных групп исообществ, удобной для анализа «локальностью», а также пространством столкновенияинтересов.1.2 Городское население как объект социологического исследования.Одним из первых исследователей города со стороны социальных наук историческисчитается Георг Зиммель. В его философии жизни впервые в данном контексте возникаетсоциологический объект: человек городской.
Такой подход позволил сделать первый шаг вкачественно новое научное русло, рассматривающее город как нечто большее, чемисключительно техническое, физическое или территориальное образование. Основными40чертами городского человека по Зиммелю становятся равнодушие и инертность. Людивынуждены снижать свою восприимчивость для того, чтобы не испытывать лишнихэмоциональныхперегрузок.106«Психологическаяоснова,накоторойвыступаетиндивидуальность большого города, — это повышенная нервность жизни, происходящаяот быстрой и непрерывной смены внешних и внутренних впечатлений». 107Более строгому анализу с позиций экономики и логики общественных отношенийфеномен города подверг Макс Вебер в 1921 году в классическом труде «Город».
Здесьвпервые в фокусе внимания появляется многочисленное городское население, основнойспецификой которого является тот факт, что оно компактно проживает на даннойтерритории столь скученно, что возникает эффект, когда отсутствует специфическоеличное знакомство между жителями.108Практическое значение в исследовании социальных проблем социология городаобретает в работах авторов чикагской школы. Елена Трубина называет Чикаго«заповедником классической американской культуры», очевидно, это не могло не сказатьсяна специфике сформированной здесь концепции.
Ранние исследования города былиоснованы на социально-экологической теории Парка и Берджесса. Парадигма, которая вамериканской социологии получила наименование инвайроментальной, сформировавшись,стала чрезвычайно реформистской по своей направленности. Берджесс и Парк не делали всвоих рассуждениях различий между феноменами «социальной экологии» и «экологиичеловека».
Помимо этих двух персоналий в данном направлении существенный вклад внауку внесли такие представители чикагской школы как Луис Вирт, Роберт Маккензи,Харви Зорбах и многие другие. Среди основных проблем современного города,волновавших этих учёных в существенной степени, выделяются две: преступность имиграция. В качестве парадигмальной установки был применён социальный дарвинизм,адаптированный под пространственный подход, он «нашёл своё выражение в теорииконцентрических зон и «естественных ареалов».
109В одном из наиболее значимых своих эссе Парк пишет: «город и городская средапредставляют собой наиболее последовательную и в целом наиболее успешную попыткучеловека преобразовать мир, в котором он живет, в наибольшем соответствии со своимиТрубина Е. Г. Город в теории: опыты осмысления пространства. М.: новое литературное обозрение, 2011.C.44.107Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь. // Логос.2002. №3.С.23-34108Вебер М. Город. Избранные произведения: Пер.
с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова;Предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.109Трубина Е. Г. Город в теории: опыты осмысления пространства. М.: Новое литературное обозрение, 2011.С.68.10641сокровенными желаниями».110 Имея перед глазами большой эмпирический материал,исследователь сталкивался с тем, что город представляет собой некое эталонноевместилище «социального» во всех его проявлениях, что именно здесь происходитмаксимальная концентрация населения и проблем, вызванных его поведением. Городапредставляют собой пример уникальных моделей сегрегации и отбора, содержат особыйсоциально-морфологических различий.111 Парк был вдохновителем чикагской школы, иименно он заложил основы современного подхода к изучению города.