Диссертация (1148144), страница 44
Текст из файла (страница 44)
Обнаружить их можно двумя способами, во-первых, обратившись ксамим представителям дисциплин за их отчетами, содержащими подробные ответы, почему таили иная работа привлекла их внимания. Другой исследовательский дизайн заключается впопытке рассмотреть в концентрированном виде оставшиеся после этих многочисленныхрешений «следы», сосредоточением которых является обычная пристатейная библиография. Врезультате мы получаем указатели на то, как распределяется внимание, некоторые особенностикоторого могут сказать и о том, что оказывается решающем в этом множестве решений.Цитирование петербургскими социологами текстов, локализованных как петербургскаясоциология, и стало предметом анализа. Исследовательское решение о выборке публикацийнеизбежно накладывает ограничение на полученные результаты, когда пул отобранных статейстановится тем основанием пространства внимания, создаваемого текстами петербургскихсоциологов.
В связи с этим, нужно было ограничиться однородным типом публикаций,которыми стали журнальные статьи тех людей, которых мы посчитали социологами согласнонашей выборке. 82 Местом локализации статей стали петербургские социологические журналы –82Эта цифра стала результатом ограничения поля петербургской социологии, где исследователи придерживалисьсамых мягких критериев, в итоге в выборке остались те люди, которые проходили как минимум по двум критериямтого, кого можно назвать социологом. Список критериев начинался со следующих: (а) был на протяженииохваченного исследованием периода сотрудником хотя бы одной из примерно 20 организаций или подразделенийорганизаций, в названии которых присутствует «социология»; (б) защитил диссертацию по социологическимнаукам в Петербурге; (в) публиковался в одном из профессиональных периодических изданий и так далее.159«Журналсоциологииисоциальнойантропологии»,«Телескоп»,«ВестникСанкт-Петербургского Университета: социологическая серия», а также центральный для дисциплиныжурнал – «Социологические исследования», где предполагалось найти некоторую долю статейпетербургских социологов.
Выбор в своем большинстве петербургских журналов основывалсяна важной особенности российской журнальной системы, которая характеризуется высокойдолей географической укорененности.Напомним кратко, как выглядела база данных: статьи из выборки были помещены втаблицу, где по строкам шел список из 622 социологов, а по столбцам - статьи, в которыхвстречались упоминания кого-либо из списка по строкам.
В такой таблице пересечение междустроками и столбцами означало, что автор статьи по столбцу сослался на социолога по строке, вячейку записывалось библиографическое описание ссылки. Если попытаться обозретьитоговую таблицу 622 на 496, то на первый взгляд может показаться, что она абсолютно пуста лишь совсем изредка попадаются заполненные ячейки. В агрегированном виде такая базаданных показывает, что в выборку за 1996-2009 гг. попало 1075 случаев публикаций, однакотолько в 496 статьях появились ссылки на петербургских авторов, то есть половина статей былаопубликованы вообще без упоминания кого-либо из городского сообщества. Мы сопоставиличетыре разных списка самых цитируемых социологов: для всего сообщества в целом и дляотдельных его частей. В сопоставлении разных фрагментов удачным решением сталавизуализация сетей цитирования для каждой части сообщества, что позволяет установить,существуют ли в одной зоне влиятельные фигуры, невидимые в других.Полученная нами реконструкция сети цитирования петербургских социологов стала вомногом результатом поставленных исследовательских вопросов: она оказалась одновременноразреженной и организованной вокруг небольшого количества центральных узлов.
Задумавсобрать цитирование для сравнительно большого академического сообщества, мы едва лимогли ожидать, что найдем плотную сеть, узлы которой были бы связаны друг с другом.Обычно сети такого рода образуют плотные группы, работающие над совместными проектами,здесь же в фокус внимания попали цитатные потоки всей петербургской социологии.
В то жевремя мы предполагали, что относительная изолированность сообщества и неизбежная в такомслучае концентрация неформальных научных контактов в пределах города приведут кзначимой концентрации ссылок на петербургских коллег. 83 Это предположение оказалось не83Доля тех, кто сообщил в ответ на вопрос анкеты, что за последние 5 лет посещал научные мероприятия в Москвев среднем раз в год или чаще, составила 39%.
Для научных мероприятий в других городах России эта цифрасоставила 23%, для стран СНГ – 9%, для «дальнего зарубежья» - 29%. Более половины опрошенных (52%)покидают Петербург в академических целях реже раза в год.160совсем верным: плотность сети показывает низкий показатель (0,0077). 84 Одновременно свысокой разреженностью характер стратификации цитатной сети не проявляется заметнымобразом, что позволило бы заключить о роли центральных акторов для организации всей сети(значение параметра централизации графа равно 0,1582). Список центральных акторовфактически является short-list самых цитируемых авторов для всего сообщества петербургскихсоциологов (Таблица 3.11). Какие зоны сообщества населяют эти социологи и, главное, какимобразом им удалось занять первые позиции в этом списке?Таблица 3.11.
Список самых цитируемых социологов: in degree centrality (количествоссылок)85РангАвтор12345678910111213Н. Л. РусиноваЯ. И. ГилинскийЛ. Е. КесельманИ. А. ГолосенкоМ. Г. МацкевичВ. Б. ГолофастВ. Е. СеменовА.Н. АлексеевА.О. БороноевВ. Я. ЕльмеевВ.В. Волков, Б.З. ДокторовЛ.В. ПановаС. ГригорьевВ.М. Воронков, А.В. Дука, Е.А. Здравомыслова, В.И. Ильин,В.Т. Лисовский, П. И. Смирнов, Н.В. СоколовА.
А. Кулясова, К. Муздыбаев, В.В. Сафронов.1415Кол-воссылок474434312927262524232119181615Семь из десяти центральных позиций занимают социологи, обитающие в «Северной»зоне, что соответствует Социологическому институту РАН. Нижняя часть списка отдана впервую очередь авторам «Восточного» мира университетской социологии (8 человек). На долю«западных» социологов пришлось всего три позиции ниже 10 строчки.
Эти результатычастично объясняются самим характером данных, когда в выборку статей попало 11%84В выборку за 1996-2009 гг. попало 1075 случаев публикаций, однако только в 496 появились ссылки напетербургских авторов.85Центральность каждого участника сети может подсчитываться двумя разными способами, которые даютнесколько отличные результаты. В нашем случае мы можем учитывать не просто наличие связи, но и ее «вес», тоесть количество цитирований, которое поступило от авторов сети, тогда центральность будет определяться каксумма взвешенных связей. Если в первом случае окажется важным количество людей, цитирующих того илисоциолога, то в последнем случае решающее значение могут сыграть и один-два социолога.161«западных», 23% «северных» и 42% «восточных» публикаций.
Как мы видим здесь, совместныхусилий заметного количества текстов социологов Ист-энда не хватило, чтобы ключевыепозиции в конечном списке заняли фамилии преподавателей университетских кафедр.Индекс цитирования является одним из немногих статусных показателей, которыйсоздается вкладом множества авторов через их обычную практику цитирования оригинальныхисточников.
Если бы мы пожелали использовать полученный список как указание на самыхизвестных или признанных членов сообщества, то нам следовало бы обратить внимание наколичество человек, которые участвуют в производстве этой известности. В этом смысле, чембольше людей будет участвовать через цитирование в создание репутации и интеллектуальногоавторитета социолога, тем больше можно надеяться на то, что количество цитированийотражает положение ученого в сообществе.
Следующий список (таблица 3.12)позволяет учестьне количество «голосов», которые так или иначе собрали самые цитируемые социологи, аколичество авторов, которые приняли участие в «голосовании».Таблица 3.12. Список самых цитируемых социологов: in degree centrality (количествосославшихся)РангАвтор12345678Я.И. Гилинский., И.А. ГолосенкоВ.Я.
Ельмеев, В.И. ИльинВ.В. Волков, В.М. ВоронковА. Алексеев, А.О. Бороноев, В.Б. Голофаст.Б.З. Докторов, Е.А. ЗдравомысловаА.В. Дука, В.Т. ЛисовскийК. Муздыбаев., Т.З. ПротасенкоИ.Н. Гурвич, Н.В. СоколовИ.А. Громов, В.В. Козловский, М.М. Русакова, В.Е. Семенов, З.В.Сикевич, А.В. Тихонов.Н.А. Головин, М.Е. Илле, Л.Е. Кесельман, А.А. Козлов, М.Г.Мацкевич, М.Н. Межевич, А.М.
Осипов, Н.Л. Русинова, Г.И.Саганенко910Кол-воавторов1614131211109876Short-list основан на центральности авторов через подсчитывание количества входящихсвязей, без учёта их веса. В этом случае, если высокая доля ссылок обеспечивалась одним илидвумя социологами, то автор из верхних позиций предыдущего списка переместится на егонижние строчки, что мы и наблюдаем при сравнении двух таблиц. Центральные авторы изпервой таблицы – Н.