Диссертация (1148105), страница 32
Текст из файла (страница 32)
Как при выборах в Государственную Думу, так и вЗаконодательноесобраниеПетербургаизбирателиголосуютзапартии.Большинство потенциальных избирателей даже не имеют представления, ктоконкретновданныймоментпредставляетихинтересыворганахпредставительной власти».194Таким образом, находят свое подтверждение сделанные нами выводы о том,что в регионе каналы коммуникации все в большей степени замыкаются нанескольких центрах информационного воздействия. За каждой конкретнойполитической партией стоит фигура федерального масштаба. В этом смысле вболее выгодном положении оказываются левые партии и прежде всего«Справедливая Россия», которая имеет в своем активе сильных политиковрегионального уровня.
К их числу следует отнести таких деятелей, как О.Дмитриева и О. Нилов. В свою очередь коммунистам добавляет веса тоТам жеЭксперт № 2 (Н)194Эксперт № 11 (С)192193154обстоятельство, что в последние годы их ряды пополнились представителяминаучной и творческой интеллигенции: академик Ж. Алферов, режиссер В. Бортко.И все же, говорить о какой-либо петербургской специфике в электоральныхпредпочтениях не приходится. В той же степени это относится и к политическимтехнологиямPR,которыйвыступаетвролиносителяопределенныхинформационных кодов. На сегодняшний день есть все основания говорить о том,что информация, исходящая из центров принятия решений (ЦПР) все в большейстепени приобретает гомогенный характер.
Уже не раз упоминаемые намисоциологи Алмонд и Коулмен полагали, что данная тенденция свидетельствует онаступлении фазы равновесности протекания политических процессов, этоявляется чертой развитых политических систем. В неравновесной ситуациипотоки информации сильно дифференцированы в зависимости от региона исоциальныхгрупп.Оченьчастоданнаякартинанаблюдаетсявтрансформирующихся политических системах. Мы являлись свидетелямиподобной ситуации на всем протяжении 90-х годов, когда существовалобесчисленное множество таких центров информ-воздействий, некоторые из нихвыступали в роли «модераторов» и были нацелены на свою «адреснуюаудиторию». В тот период многие выражения из нового лексикона абсолютнобыли непонятны большинству граждан: PR, консалтинг, маркетинг, интернеттехнологииит.п.,поэтомукоммуникационныебарьерысоздавалисьестественным образом, и значительная часть информации проходила мимо.Отчасти, паблик рилейшнз выполняли функции перевода сообщений из системыкультурныхкодов,используемыхвнутриэлиты,всферупубличнойкоммуникации.
Проходил процесс мультипликации сообщений, что означаловоспроизводство их в максимально доступном числе культурных кодов. Такимпутем определенные барьеры коммуникации рушились, но появлялись новые.Придостижениивысокогоуровняинформационнойконсолидациинетнеобходимости в разветвленной сети передающих датчиков, информацию можнополучать из нескольких центров обработки данных.
Конечно, информационнуювертикаль власти невозможно отождествлять с административной, здесь по-155прежнемусуществуютответвления.Профессиональныетехнологииопосредования презентации политического сообщества в публичной сферепродолжают свое развитие. Как мы уже указывали в предыдущем параграфе, вполитическойборьбе«коммуникативныхвсеактов».вбольшейЯркимстепенипримеромиспользуетсятомутехнологияявляютсяакции«Справедливой России».
В феврале 2007 г. в Южно-Приморском парке им.ЛенинабылапроизведенареконструкциясражениявременВеликойОтечественной войны на подступах к блокадному Ленинграду. Получилосьдостаточно зрелищное мероприятие, куда пришло немалое количество зрителей.Участниками грандиозного мероприятия раздавались программные материалыпартии, которые при обычных обстоятельствах моментально выбрасываются.Генерализация влияния в историческое пространство – это один из способоввластной легитимации. Политические акторы способны приобрести «авторитет»,обращаясь к героическому прошлому. Но, например, либеральные партии лишенытакого канала коммуникации, поскольку их лидеры в целом негативно оцениваютсоветскую историю.Обращение к событиям, связанным с войной, может быть следствиемсиловойсоставляющейв российскойполитике.
Какотметил один изопрашиваемых экспертов: «Аффективные PR-технологии в большей степениапеллируют в настоящее время к внешним угрозам, которые связаны спротиворечиями с ближайшими соседями нашей страны».195 Примеров подобногорода можно привести бесчисленное множество: конфликты с Грузией, газовыевойны с Украиной, события в странах Балтии. В этих условиях значительнаячасть населения ощущает опасность территориального распада Российскогогосударства. Поэтому месседжи партий в значительной степени ориентируются наподобные тенденции. По нашему мнению, паблик рилейшнз во все большейстепени вторгается в сферу партийного строительства, уступая место визбирательных практиках банальным приемам политической рекламы.
Этосвязано с уже отмеченной нами тенденцией перенацеливания задач PR c195Эксперт № 8 (С)156корпоративныхнаобщественныецели.Относительнаястабилизацияполитического рынка позволяет избежать феномена партий однодневок, что былохарактерно для 90-х годов прошлого века. Сегодня появлению новой структурыпредшествует формирование ее бренда, на фоне которого и происходитпрезентация проекта. Очень важным шагом на этом пути является удачноподобранное название. Например, словосочетание «Справедливая Россия», несетв себе положительную коннотацию для широких социальных групп. То же можносказать и о словосочетании «Единая Россия», особенно на фоне реальной угрозытерриториального распада в 90-е годы.
Подобный прием обозначался в свое времязападным ученым Дж. Томпсоном в качестве синекдоха: это означаетсемантическое объединение части и целого. Поскольку партии представляютсобой только определенный срез общества, они для повышения своей значимостив лице руководства пытаются вызвать ассоциации с чем-то грандиозным,великим, таким образом, положительные характеристики целого переносятся начасть. В свою очередь, по отношению к либеральным партиям в ряде случаевиспользуются приемы метонимии. На эти политические силы распространяютсянегативные ассоциации, которые связаны с шоковой терапией, приватизацией,обнищанием. Заметную роль в этом процессе играет негативный имиджнекоторых лидеров данных объединений.
В Петербурге в последние годы партиилиберальной направленности принимали активное участие в протестных акциях;это относится, в первую очередь, к региональному отделению партии «Яблоко».По мнению одного из опрошенных экспертов, представляющего академическоесообщество,подобнаярадикализациянаноситущербимиджупартии:«Безусловно, использование внепарламентских и силовых методов борьбы,которые использовались в последнее время некоторыми руководителямимолодежного крыла партии «Яблоко», отталкивает от этого политическогообъединения широкие слои интеллигенции и образованной молодежи.
Пабликрилейшнз и является в своей непосредственной сути действенной альтернативойприменению силы».196 В Петербурге широкую огласку получил случай участия в196Эксперт №3 (Н)157драке с представителями правоохранительных органов лидера молодежногообъединения партии «Яблоко» М. Резника. Эти события закончились арестомактивиста, который провел несколько недель в СИЗО.
Все это случилосьбуквально на следующий день после президентского голосования (3марта 2008г.).Следует сказать, что наш город явился своеобразным полигономпроведения «маршей несогласных» в начале марта 2007 г. Возглавляли этимероприятия преимущественно политики федерального уровня (М. Касьянов, Г.Каспаров, Э. Лимонов). Однако, данные акции не оказали заметного влияния находизбирательнойкампаниимарта2007г.повыборамдепутатовЗаконодательного Собрания. Нам представляется, что в основе данныхмероприятий лежит негативная солидарность, которая не имеет конструктивнойперспективы.Вдействительности,вэтихакцияхпринималиучастиепредставители всей палитры политических сил: от ультралиберальных доультранационалистических.Посколькупротиворечит стратегии PR, тонепосредственное применение силыэффективность паблик рилейшнз напрямуюзависит от того, насколько им удается отсрочить и вытеснить за свои рамкиситуацию прямого насилия от кого бы оно не исходило.
Социальный маскарад внемалой степени способен нивелировать прямое действие массы, придавая ейролевые характеристики.Следует также отметить, что опрошенные эксперты по-разному ответили навопрос о том, насколько применение PR-технологий способствует полноценномуфункционированию политической системы нашего города. Вот один характерныйответ: «В большей степени да, чем нет. Применение PR-технологий способствуетразъяснению позиций политических сил среди населения и, соответственно, ростуего политической активности, что важно для полноценного функционированияполитической системы. В то же время, недобросовестное применение PRтехнологий может способствовать введению части населения в заблуждение».197Вот197ещеодинЭксперт № 15 (В)схожийответ«Да.Болеетого,безPR-технологий158функционирование политической системы невозможно».198 Но встречались такжеи высказывания противоположного толка.
Например: «Думаю, что оно (имеетсяввиду применение PR-технологий) только мешает создавать нормальнуюработающую политическую систему».199 Или другой ответ подобного рода: «Неспособствует. Оно лишь способствует искажению предпочтений избирателей».200Здесь мы снова подходим к вопросу о том, насколько PR отделим от реальнойполитики. По нашему мнению, никакая политическая система не может бытьизолирована от внешней среды, в своем функционировании она зависит как отпостоянного потока информации, поступающей из среды, так и от постоянногопотока информации о своем собственном движении. Обратная эффективная связьповышает стрессоустойчивость политической системы.