Диссертация (1147688), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Детская сексуальность в психологии развития.В последние десятилетия прошлого века детская сексуальность сталапредметом изучения в психологии развития. За рубежом активно разворачиваютсяпрактические исследования, связанные с детской сексуальностью. Первый всплесктаких исследований пришелся на конец 90-х годов. В этой модели сексуальногоразвития выделяют три линии: 1) гендерная идентичность, 2) сексуальные реакции,3) способность к интимным отношениям в паре. (Bancroft, 2009, p. 149)Согласно современным научным данным, сексуальность, присущая человекуначиная с перинатального периода, развивается на протяжении человеческой жизни(DeLamater, Friedrich, 2002; Bancroft, 2009).
Детская сексуальность выступает какодна из четырех фаз такого развития (сексуальное развитие в детстве, подростковомвозрасте, во взрослом возрасте, и сексуальность пожилых людей).Большая часть исследований детской сексуальности осуществляется в США;также значительный вклад в научное исследование делают ученые Великобритании,Нидерландов, Швеции (DeLamater, Friedrich, 2002; Bancroft, 2009; Larsson,2000; De Graaf, Rademakers, 2011; Kehily.
2008; Кон, 1990; Wardle, 2002).1.4. Современные исследования детской сексуальности1.4.1. Методологические подходы к исследованию детской сексуальностиПереходя к описанию содержания и особенностей вышеупомянутыхисследований, необходимо очертить предпосылки для исследования детскойсексуальности в рамках психологии развития.
Они включают:− изменение отношения к детству: разрушение концепции невинности.Ребенок больше не видится ни святым, ни маленьким дьяволенком –дискурс, утвердившийся в западной культуре несколько столетий назад,трансформируется (Kehily, Montgomery, 2004; Jackson, Scott, 2010);− появление психоаналитической теории (Marcelli, 2010);33− требования практики, такие как работа с детьми, пережившимисексуальное насилие (Bullough, 2004);− сексуальную революцию, глобализацию и разрушение массовыхпредставлений о норме (аномию), сексуализацию медиа (Singer, Singer,Наряду с предпосылками, существуют и препятствия к исследованию детскойсексуальности. По мнению ряда авторов (Larsson, 2000; De Graaf, Rademakers, 2011;Kehily.
2008; Кон, 1990; Wardle, 2002), сложности изучения детской сексуальностисвязанысэтическимипричинами, культуральнымитабу вокругдетскойсексуальности, недостаточным сотрудничеством представителей разных областейзнания, методологическими ограничениями из-за разного возраста и уровня развитиядетей, недостаточностью понимания представлений о детской сексуальности.(Contemporary Sexuality, 1998, p. 1).Методологическиеподходыкисследованиямдетскойсексуальностивключают три основных направления. Большинство исследований, направленных наизучение сексуальности у детей, используют методы наблюдения (отчеты родителей,опекунов, а также прямое наблюдение, проводимое исследователем), либоретроспективные методы.
В обоих случаях фиксируется только то поведение,которое является сексуальным с точки зрения взрослых. Исследований с участиемдетей немного, часто они проводятся в рамках работы с детьми, которые былинаправлены к психологу в связи с выявленной сексуальной травмой илибеспокойством об их сексуальном подведении.
(Larsson, 2000; De Graaf, Rademakers,2011; Крукс, Баур, 2003; Flanagan, 2011)Сбор ретроспективных данных у молодых взрослых в связи с опытомсексуальности в детстве. Ретроспективное исследование дает возможностьисследовать знания или эмоции. Очевидный недостаток этого метода исследованиязаключаются в потенциальных искажениях отчетов в процессе припоминания.Пережитый опыт помнится с позиции взрослого, а это не позволят выяснить, каков34был детский взгляд респондентов (De Graaf, Rademakers, 2011). В то же время,ретроспективное исследование этически безупречно, поскольку взрослые всостоянии дать информированное согласие (Wardle, 2002).1.4.2.
Данные исследований детской сексуальности методом наблюденияИсследования детской сексуальности в психологии развития начинались радивозможности выявлять поведение детей, свидетельствующее о том, что онипережили сексуальное насилие. Нормативное сексуальное поведение в детскомвозрасте интересовало ученых лишь постольку, поскольку могло предоставитьматериал для сравнения. Постепенно ситуация изменилась, и сегодня исследованиянормативной сексуальности у детей заняли прочное место в психологии.Результаты первого крупного исследования были опубликованы в 1998 году.Детская сексуальность здесь впервые рассматривается как основной предмет, а некак одно из ответвлений изучаемого более широкого явления (сексуальностивообще). В фокусе исследования было сексуальное поведение 1114 детей от 2 до12 лет; это поведение оценивали женщины, которые заботились о детях (матери,опекунши). Заранее была проведена проверка, чтобы убедиться, что обследуемыедети насилию не подвергались.
Матери и опекунши заполняли вопросниксексуального поведения детей (Child Sexual Behavior Inventory), состоящий из 38вопросов, которые включали в себя широкий спектр различных сексуальныхпроявлений. Кроме этого, с помощью других опросников проводились измерениясемейного стресса и безопасности, социальной зрелости ребенка и отношения материк детской сексуальности. Уильям Фридрих и его коллеги выяснили, что дети, вжизненной истории которых нет оснований подозревать эпизод сексуальногонасилия, проявляли широкий диапазон видов сексуального поведения. Наиболеераспространенные виды поведения было решено рассматривать как нормальные.Была обнаружена связь сексуального поведения с возрастом ребенка, материнскимобразованием, сексуальностью в семье, семейным напряжением, насилием в семье.35Выяснилось, что частота изучаемых типов полового поведения зависела от возрастадетей; так, в 2 года поведение сексуального характера наблюдалось чаще, чем в 1012 лет, а его пик приходился на 5 лет.
Авторы говорят о том, что наблюдаемоеснижение активности полового поведения после 5 лет не обязательно означает, чтодети действительно реже совершают сексуальные поступки по мере взросления:скорее они становятся более скрытными в проявлении сексуальности. Этническаяпринадлежность существенно не влияла на описанные случаи полового поведения.Однако имелась положительная корреляция между отношением матери ксексуальности и частотой полового поведения.
Матери, которые, по их словам,«спокойно» относятся к таким вещам, как нагота в кругу семьи, совместный сони/или принятие ванны со своими детьми, отмечали более высокий уровеньсексуальной активности у своих детей. Половое поведение у детей сильно зависелои от уровня образованности их матерей и отношения последних к детскойсексуальности. Матери с более высоким уровнем образования, а также считавшие,что сексуальные чувства и поступки детей — это нормально, сообщали о болеечастых случаях сексуального поведения у своих чад.
Открытое сексуальноеповедение у детей, в особенности у маленьких детей, является нормальнойсоставляющей развития. (Friedrich et al., 1998)Сравнительное исследование сексуального поведения подвергшихся насилию,наблюдающихся у психиатра и здоровых детей. В ходе этого исследования,контрольная выборка из 1114 детей сравнивалась с выборкой из 620 детей,подвергшихся насилию, и другой, из 577 детей, наблюдавшихся у психиатра. Общиебаллы по опроснику сексуального поведения детей и каждый вопрос значиморазличались между испытуемыми разных групп (после исключения влияниявозраста, пола, образования матери и семейного достатка). Дети, пережившиесексуальное насилие, демонстрировали больше сексуального поведения, чем дети изконтрольной группы и психически больные дети. Проблемы сексуального поведения36были связаны с другими генетическими расстройствами поведения. (Friedrich et al.,2001)Важный вопрос о том, какие последствия имеют сексуальные игры в детстведля будущей социальной адаптации личности, послужил отправной точкоймножества исследований.
Уникальным в этом ряду остается лонгитюдноеисследование, проведенное в рамках проекта Стили Жизни Семьи (Family LifestylesProject) Лос-Анджелосским Университетом штата Калифорния (UCLA: TheUniversity of California, Los Angeles). В исследовании приняли участие 96 юношей и88 девушек, их наблюдали в ходе проекта с самого рождения вплоть до возраста17‑18 лет. В ходе лонгитюда их регулярно тестировали по множеству различныхпараметров, в частности, в возрасте 3 и 6 лет их родителям предлагалось ответить навопросы относительно того, известно ли им об участии их детей в каких-либосексуальных играх с другими детьми.
Родители 48% детей (в общей сложности этосоставило 88 человек из 184) сообщили, что им известно о том, что ребенок былвовлечен в сексуальную игру до шестилетнего возраста. Учитывая влияния социоэкономическогостатуса,полаучастниковисследования,внутрисемейногоотношения к сексуальности, типа семьи, не выявлено никаких последствий для ихсоциальной адаптации к семнадцати-восемнадцати годам. Таким образом, не былоникакой разницы в социальной адаптации (при прочих равных) между ребенком,который принимал и тем, который не принимал участие в сексуальных играх додостижения 6 лет.
Зато выявлено, что существует взаимосвязь между сексуальнымлиберализмом либо консервативностью семьи и аналогичной позицией ребенка подостижении им 17-18 лет. В лонгитюдном исследовании (Okami et al., 1997)демонстрируется значительное влияние родительских, семейных взглядов наформирование сексуальности ребенка, а затем – молодого человека, причем речьидет именно о семейных установках по отношению к сексу (не обязательноосознаваемых родителями).371.4.3. Результаты ретроспективных исследований детской сексуальностиРетроспективные исследования детского опыта респондентов подвергаютсякритике из-за значительной субъективности и неточности, поскольку людивынуждены рассказывать о событиях своего прошлого, а это значит, что на рассказывлияет как неточность воспоминаний сама по себе, так и их отношение к предметувоспоминаний.