Диссертация (1147595), страница 24
Текст из файла (страница 24)
3.14. Вероятность фрустрации потребности в принадлежности взависимости от отвержения социальных ролейВероятностьтого,чтопотребностьвпринадлежностибудетудовлетворена при полном отвержении группой, составляет 40%, в случаечастичного принятия ролей этот процент достигает 66%, а в случае полногопринятия – 84%. Также отличается дисперсия в каждой из групп. В случаеотвержения ролей дисперсия при определении вероятности удовлетворения130потребности в принадлежности является максимальной и достигает 42%. Вслучае частичного отвержения ролей процент ошибки достигает 27%. В случаеполного принятия – 8%. Как и в случае автономии, эти результаты повторяютрезультаты описательной статистики, когда в случае полного отверженияролей была обнаружена максимальная дисперсия.
Таким образом, заданныеусловияэксперимента,согласнокоторымспомощьюколичествапринятых/отвергнутых ролей можно контролировать степень удовлетворенияпотребностей, можно считать адекватными.Фрустрация базовых социальных потребностей структура социальнойидентичностиОсновной задачей регрессионного анализа является доказательство того,что фрустрации базовых социальных потребностей достаточно, чтобынарушалась структура социальной идентичности. Как и в предыдущем случаеструктура идентичности была условно разделена на простую и сложную.Логит-регрессия была рассчитана для вероятности обнаружить у участниковэксперимента простую структуру идентичности в зависимости от степениудовлетворенияпотребностейвавтономии,компетентностиипринадлежности.
Смысл вычислений заключался в том, чтобы распределить«простую»и«сложную»идентичностинашкалеудовлетворенияпотребностей от 1 до 7.Была обнаружена зависимость вероятности «сложной» структурыидентичности от степени автономии (p ≤ 0,001) В результате вычислениелогистической регрессии «фрустрация потребности в автономиинарушение структуры идентичности» привело к следующим результатам: B =0,601, a = -3,166 при p ≤ 0,001 (Приложение 10).Уравнение логистической кривой принимает вид:z = 0,601x – 3,1661р = 1+ −0,601+3,166131На гистограмме показана вероятность появления сложной структурыидентичности в зависимости от удовлетворения потребности в автономии поВероятность обнаружения сложнойструктуры идентичности7-бальной шкале.0,80,70,60,50,40,30,20,101234567Степень удовлетворения потребности в автономииРис.3.15.
Вероятность появления сложной структуры идентичности взависимости от удовлетворения потребности в автономииВероятностьтого,чтосложнаяструктураидентичностибудетобнаружена при значении шкалы в 1 балл, составляет 7%, в случае значения в7 баллов достигает 73%.Для компетенции и принадлежности были обнаружены слабые прямыезависимостиспростойструктуройидентичности,неявляющиесястатистически значимыми (p ≤ 0,408 и p ≤ 0,484, соответственно).
Для болееточного выявления этих зависимостей, как мы полагаем, нужны большиевыборки, особенно в виду предполагаемых защитных механизмов уисключенных участников, вносящих значительную дисперсию в результатыопросника на удовлетворение базовых социальных потребностей. Тем неменее, гипотеза 4 о том, что фрустрация базовых социальных потребностейявляется достаточной причиной для обрыва психологических связей и132нарушения структуры социальной идентичности частично подтвердилась.Обсуждение полученных результатовЦелью данного исследования и всей работы в целом было доказать, чтофрустрация базовых социальных потребностей является достаточнойпричиной для обрыва связи человека с социальной системой и нарушенияструктуры социальной идентичности.
Для того, чтобы исключить влияниеэкономических факторов и оставить только удовлетворение базовыхсоциальных потребностей была проведена ролевая игра. Смысл ролевой игрызаключался в обсуждении города мечты, где у участников были неравныевозможности для аргументации своих идей. Неравные возможности былизаданы экспериментатором и заключались в том, что группа выборочноотвергала ответы участников.
В качестве независимой переменной выступаластепень удовлетворения базовых социальных потребностей в условияхнеравных возможностей. В качестве зависимой переменной – структурасоциальной идентичности. Описательные статистики и корреляционныйанализ данных в ролевой игре совпадает с результатами полевогоисследования. Это подтверждает, что ролевая игра была составлена верно.Анализраспределениячастотсложностиструктурысоциальнойидентичности по оси принятия-отвержения социальных ролей показалуменьшение количества ядер при увеличении степени отвержения. Другимисловами, чем менее включен человек в дискуссию, тем более диффузна егоструктураидентичности.Этавзаимосвязьявляетсястатистическидостоверной (r = 0,603; p ≤ 0,01).
Для уточнения данных корреляционногоанализа былопроведенопопарное сравнениесложностиструктурысоциальной идентичности у людей с принятием всех, с принятием части ролейи с полным их отвержением по критерию U Манна-Уитни. Как ипредполагалось, были обнаружены статистически значимые различия междувсеми тремя группами. Однако отличие группы с полным отвержением ролей133от двух остальных было выражено гораздо сильнее. Мы предполагаем, чтополное исключение из дискуссии вызвало особенно острую фрустрациюбазовых потребностей. Если в случае частичного принятия удовлетворениепотребностей могло быть скомпенсировано за счет тех ролей, которыепринимались, то в случае полного отвержения всех ролей такой возможностине было.По логике ролевой игры принятие/отвержение социальных ролейотражает удовлетворение базовых социальных потребностей. Анализвзаимосвязиудовлетворениябазовыхсоциальныхпотребностейипринятия/отвержения социальных ролей показал статистически значимуюсвязь в случае автономии (r = - 0,587; p ≤ 0,001) и принадлежности (r = - 0,351;p ≤ 0,001).
Мы предполагаем, что причина, по которой не была обнаруженасвязь с компетенцией, заключается в том, что опросник выглядит каксамоотчёт, и гораздо проще признать себя зависимым и не принятымсистемой, чем некомпетентным в обсуждаемом вопросе. Тем не менее, нагистограмме видно, что все показатели удовлетворения потребностейснижаются с уменьшением принятия социальных ролей со стороны группы.Однако в середине гистограммы обнаруживается некоторое увеличениепоказателей.Какивслучаеотсутствиякорреляциивслучаескомпетентностью, причиной этого подъема при максимальном исключениивсех ролей мы видим защитные механизмы, направленные на поддержаниевысокой самооценки человека.
Гистограмма распределения дисперсийудовлетворения потребностей в случае принятия/отвержения социальныхролей показала максимальное значение в случае полного отвержения ролей.Примечательно, что точно такие же результаты были обнаружены в полевомисследовании. Мы предполагаем, что в данном случае при исключениичеловека из социальной системы речь идет о защитных механизмах,предохраняющих человека от депрессии и низкой самооценки. Однако здесь134может быть и обратная сторона – отрицание неблагоприятной ситуации и, какследствие, невозможность преодолеть ее.В исследовании Цельминой [Цельмина, 2003] было показано, что пристолкновении со стрессовой ситуацией защитные механизмы людей,находящихся в кризисном состоянии, перестают выполнять функциюадаптации, и становятся самостоятельным фактором приобретая тенденциюпатогенного характера.
Это положение подтверждается исследованиями такихавторов, как В. Мягер [1983], Б. Зейгарник [1986], Б. Братусь [1980], Е.Соколова [1989], Р. Грановская [1984], которые также предлагают различатьпатологическуюпсихологическуюзащиту,илинеадекватныеформыадаптации, и нормальную, профилактическую, постоянно присутствующую внашей повседневной жизни.В связи с большим разбросом данных предположение о влиянииудовлетворения потребностей на структуру идентичности подтвердилосьтолько в случае автономии: чем более удовлетворены потребности вавтономии, тем сложнее структура идентичности. Данная регрессионнаямодель верна при коэффициенте детерминации R2 = 0,195 с вероятностьюошибки p ≤ 0,001.
Возможно, проблема отсутствия выбора в меньшей степенивлияет на самооценку, чем компетентность и принадлежность. Еще однимпредположением является то, что потребность в автономии занимает особоеместо среди всех потребностей у такой социальной группы как студенты, и ееудовлетворение является актуальным не зависимо от условий эксперимента.Любопытно, что в ходе исследования у некоторых респондентов былавыявлена чрезмерная потребность в автономии, блокирующая возможностьактивного участия в дискуссии. Это выражалось в невозможности принятьправила игры, в нетерпимости к запретам отвергать хорошие идеи, если даннаяроль не была принята системой, и соглашаться с экстремальными идеями,когда данная роль принималась.
Желание отразить в «городе мечты» свои идеичасто противоречило заданным извне правилам. Данный феномен, когда135человек не может принять внешние правила из-за того, что они подавляют егопотребности, был описан в теоретической части. Интересным является тотфакт, что при равных условиях эксперимента потребность в самовыражениине всегда была ведущей, но будучи таковой всегда была связана спротивостоянием правилам. У людей же, наиболее глубоко погруженных впроцесс игры и использующих правила для координирования взаимодействий,ведущей потребностью была борьба за ресурсы и доминирование.Закономерным является вопрос, на сколько и каким образом личный опытдетерминируетособенностивзаимодействияссоциальнойсистемой.Существуют ли внутренние факторы, препятствующие интеграции всоциальную систему, если даже внешние условия благоприятны.136ВЫВОДЫ К ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ:1.
Социальная идентичность формируется посредством вписывания человекомсебя в ткань социальной реальности и интернализации социальных ролей вовнутренний план личности, что возможно если удовлетворяются базовыесоциальные потребности. Нами была получена сильная корреляция междусложностью структуры социальной идентичности и потребностью в автономии(r = 0,424; p ≤ 0,01) и принадлежности (r = 0,312; p ≤ 0,05).2. Структура социальной идентичности представляет собой иерархическуюсистему кластеров, объединенных в ядра.
В случае простой социальнойидентичности структура состоит из одного ядра – близких по личностномусмыслу социальных ролей, в сумме имеющих большой вес относительно другихэлементов системы. В сложной структуре существует несколько ядер. В случаедиффузной идентичности выделить ядра невозможно. Количество ядер отражаетстепень вовлеченности человека в сферы социальной жизни и коррелирует стакими показателями социального статуса, как работа (r = 0,221; p ≤ 0,05) идолжность (r = 0,239; p ≤ 0,05).3.
Социальная эксклюзия представляет собой нарушение психологической связимежду человеком и социальной системой. Низкий социальный статус инахождение на периферии социальной системы создают условия, в которыхчеловек не может удовлетворить базовые социальные потребности в автономиии принадлежности, из-за чего психологическая связь между человеком исоциальной системой нарушается. Низкий социальный статус коррелирует сфрустрацией базовых социальных потребностей (0,254 ≤ r ≤ 0,376; p ≤ 0,05).4. Фрустрация базовых социальных потребностей является необходимой идостаточной причиной для обрыва психологических связей между человеком исоциальной реальностью, что приводит к нарушению структуры социальнойидентичности.
Влияние фрустрации базовых социальных потребностей насложностьструктурысоциальнойзначимость при p ≤ 0,001.137идентичностиимеетстатистическуюЗАКЛЮЧЕНИЕТеоретический и эмпирический анализ в данной работе был посвященструктуресоциальнойидентичностиличности,особенностямееформирования и нарушения. Идентичность имеет сложное строение,социальна по происхождению и формируется посредством интроекцииэлементов социальной реальности во внутренний план личности привзаимодействии с ними. В работе делалось предположение, что принарушении связей между человеком и социальной системой, которыепроисходят в результате фрустрации базовых потребностей, нарушаетсяструктура социальной идентичности.